Конспект занятя по развитию речи в подготовительной групее "Путешествие на остров правильной речи"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Путешествие на остров правильной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по «Развитие речи» в подготовительной группе.  Тема: «Путешествие на остров правильной речи».

Цель: совершенствовать фонематическое восприятие речи, активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в придумывании слов, начинающихся на заданный звук, в произношении слогов с твёрдыми и мягкими звуками, в составлении предложений. Упражнять называть слова, считать слоги и определять ударный слог. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах, умение детей делить слова на слоги.

Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, длительный плавный выдох. Развивать умение   правильно называть слова на заданный звук, определять и использовать родственные слова в тексте. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Развивать внимание, память, мышление.  

Воспитательные: Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать. Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде. Создавать положительный эмоциональный фон для условий саморазвития ребёнка.

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори», составление предложений из заданных слов, составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов, разучивание   физкультминутки, чтение сказок А.С. Пушкина.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия

 (Дети выходят под музыку «Жил отважный капитан» и становятся в круг. Ребёнок вбегает в группу и кричит всем «Привет»).

Воспитатель. Как приятно пожелать друзьям доброго утра. Как важно уметь правильно и красиво выражать свои мысли! Дети, а зачем нам красиво и правильно говорить?

Ответы детей.

- Чтобы понятно выражать свои мысли. - Чтобы окружающие тебя понимали.  - Чтобы хорошо учиться в школе.   - Чтобы иметь много друзей.

Воспитатель. Да, ребята, верно. Правильную речь приятно слушать. С человеком, который правильно говорит, приятно общаться.  А вы знаете, как о правильной речи говорили на Руси?

 Воспитатель.   С чем же сравнивают правильную речь?

Дети. Правильную речь на Руси сравнивают с сокровищем. Ребята, я вам предлагаю сегодня дружной командой отправимся навстречу приключениям на «Остров сокровищ», мы будем продолжать учиться правильно и красиво говорить.   Вы согласны?

 Страна «Правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями на «Острове сокровищ». И чтобы добраться до этого далекого острова, нам с вами нужно проплыть по пути, указанному на карте. Мы будем попадать на острова, где их жители любят играть. Нас ждут интересные игры и   задания. Я предлагаю вам поплыть в эту чудную страну на корабле под названием «Отважный». Вы не будете против, если я буду вашим капитаном? (Воспитатель надевает капитанскую фуражку). Смело занимайте места на корабле. (Дети садятся на корабль.) Ребята, а кем теперь мы стали на корабле? (Командой). Давайте проговорим девиз команды.

Кто хочет разговаривать, 
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Воспитатель.  Готовы? Мы отправляемся в плавание.  

Воспитатель. Наш корабль плывет по волнам. На море полный штиль и мы плывём не очень быстро. Ребята, что может помочь нашему кораблю проплыть быстрее?  Дети: Ветер.

Воспитатель.  Давайте вместе сделаем ветерок и подуем на паруса, чтобы наш корабль плыл быстрее.

Упражнение «Ветерок»

Воспитатель.  Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на паруса корабля. Напоминаю, что щеки не надуваем, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Дышим плавно. (Дети подули).

Воспитатель: Посмотрите-ка, волны поднимаются всё выше, на воде стали появляться пузыри.

Упражнение «Пузыри»

Воспитатель.  Надуем щёки. Задержим дыхание ненадолго и лопнем пузырь.

Весело получилось!

Упражнение «Улыбка»

Воспитатель.  А чтобы нашей команде было на корабле ещё веселее, давайте улыбнёмся друг другу: посмотрите на своих соседей и покажите свои широкие улыбки.

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Благодаря вашим стараниям, мы приплыли к «Острову звуков», где нас ждут интересные игры.

Воспитатель. Ребята, а какой звук издаёт шум морских волн? (шшшш) Здорово! А теперь вспомните, как свистит ветер. (сссс)

  Я буду сейчас называть слова. Если услышите в слове звук ш - хлопните в ладоши, если вы услышите звук с - топайте ногами. Только так, чтобы палуба нашего корабля не пострадала.

Сок, рука, шуба, нос, вата, дым, маска, банка, каша, сад, лампа, стол, шина, сказка, мука, дом, шишка, булка, сом, Маша, школа, доска, карандаш.

Воспитатель. Итак, ребята, предлагаю поиграть в прятки со звуками. Я буду бросать вам мяч, и называть звук. Ваша задача – назвать слово, на этот звук.   А-В-Д-Б-Е-М-Т-К-С-О-П-Г-Ж-Л-Н. (Дети «ловят» звук и называют слова).

Воспитатель. Отлично, ребята! Как у вас настроение? Тогда плывём к следующему острову. Садитесь удобнее.      

Воспитатель.  Итак, наша дружная команда подплывает к «Острову слогов».    

Жители этого острова любят играть со слогами. Давайте и мы поиграем.  Игра «Твёрдый-мягкий».  Мы сейчас проверим, все ли дети на месте? Сделаем перекличку.  Я буду произносить цепочки слогов с твёрдыми звуками, а вы с мягкими.

 Твердо - мягко

Ту-ту-ту – тю-тю-тю

Та-та-та - тя-тя-тя

То-то-то – тё-тё-тё

Ты-ты-ты – ти-ти-ти

Тэ-тэ-тэ – те-те-те

Воспитатель. Ребята, посмотрите, морская волна принесла нам бутылку с посланием. В послании слова. Их нужно разделить на слоги и определить ударный слог.  (Дети хлопками определяют количество слогов).

ВОЛНА -  ВОЛ-НА

КОРАБЛИ -  КО-РАБ-ЛИ
МАЧТА - МАЧ-ТА

МАТРОСЫ - МАТ-РО-СЫ
РЫБАКИ - РЫ-БА-КИ

МОРЕ - МО-РЕ

Воспитатель. Молодцы, ребята. А как можно ещё определить количество слогов в слове?

Дети. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель. Хорошо! Задания на острове слогов мы выполнили. Готовы отправляться дальше?  

Воспитатель.  Мы с вами приплыли к следующему острову – «Острову слов».   

 Давайте сойдём на берег. Ой, кажется, пошёл дождик. Ой, ребята, смотрите, на небе появилась радуга. В природе бывает так, что во время дождя на небе светит солнце. Именно в это время может появиться радуга. Давайте её поприветствуем?

Физминутка

Здравствуй, радуга-дуга, (наклоны)

Золотистый мостик, (руками делаем дугу)

Здравствуй, радуга-дуга, (наклоны)

Принимай нас в гости.  (руки в стороны)

Мы по радуге бегом, (бег на месте)

Пробежимся босиком, (бег на месте)

Через радугу-дугу, (бег на месте)

Перепрыгнем на бегу. (прыжки на 2-х ногах)

И опять бегом, бегом, (бег на месте)

Пробежимся босиком.   (бег на месте)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Какие слова вы добавили в стихотворение.

Дети.   Мы добавили в стихотворение родственные слова.

Воспитатель.  Ой, ребята. Посмотрите, что мы видим на глубине моря?  Игра «Один-много»  

Рыба –  рыбы

Черепаха –  черепахи

Акула -  акулы

Ракушка –  ракушки

Осьминог –  осьминоги

Морской ёж –  морские ежи

Корабль –  корабли

Волна –  волны

Краб –  крабы

Медуза –  медузы

Кит – киты

Воспитатель. Отлично! Можем плыть дальше.  

Ветер по морю гуляет. 

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.   

Воспитатель. Из какого произведения этот отрывок, и кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

6.Молодцы, ребята. Вот впереди уже виднеется «Остров предложений».   

Воспитатель. Ребята, на этом острове, жители любят играть с предложениями. Я предлагаю вам оживить слова и составить из них предложения. Интересно?  

(Выходят группы по 3-4 человека.  Детям раздаются слова. Им необходимо прочесть слова и стать таким образом, чтобы получилось предложение).

За, светит, солнце, окно. - За окном светит солнце. 

По, облака, небу, плывут. - По небу плывут облака.

Пошёл, дождь, теплый. - Пошёл теплый дождь.

На, появилась, небе, радуга. - На небе появилась радуга.

Воспитатель. И последнее задание. Произнесите эти предложения с восклицанием, с вопросительной интонацией. 

Воспитатель.  Ребята, какие вы молодцы! Все задания выполнили.

Заключительная часть.

Воспитатель.  Наше путешествие подходит к концу, и мы с вами приплыли на «Остров сокровищ».

Посмотрите, ребята. А вот и сундук с сокровищами. А чтобы его открыть, нужно продолжить пословицы и поговорки о речи  

-Правильную речь (хорошо и слушать).

-Денег ни гроша, (да речь хороша).

-У кузнеца руки золотые, а у (поэта – язык).

-Хорошая речь (лучше золота).

Воспитатель. Посмотрите-ка, ребята! А вот волна принесла нам ключик от сундука с сокровищами.

Воспитатель: Дети, посмотрите, я нашла свиток, это завещание с напутственными словами.

Воспитатель читает:

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как сокровища на дне морском,
В речи бережно хранится.

Воспитатель. 

1. Что мы знали про речь?

2. Что узнали нового?

3. Что бы вы хотели ещё узнать?

Воспитатель. Ребята, а вот и материальные сокровищаЭто золотые монетки.   




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Морское путешествие на остров Знаний"...

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группе

Открытое занятиепо развитию речи«Путешествие в страну красивой и правильной речи» в подготовительной группеЦель: развитие и совершенствование всех сторон устной речи ребёнка (произношение,...