"Развивающая среда в логопедических группах"
методическая разработка (логопедия, средняя группа) по теме

Силко Марина Ивановна

"Все о развивающей среде в логопедических группах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Специфика создания предметно-развивающей среды в группах детей с отклонениями в развитии речи»

Слайд№ 1

 Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…»

В логопедических группах  должна быть такая развивающая среда, чтобы она служила правильно выбранной коррекционной цели и была системой в процессе работы, т. к. слаженная работа приводит к положительным результатам.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, создавать возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, что позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Предметно - развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда.

 При создании развивающего пространства, как в групповом помещении, так и в кабинете учителя-логопеда, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников и не позволять себе увлекаться различными «школьными» технологиями, фронтальными формами работы, вербальными методами обучения. А это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). Но управляющей структурой все же является учитель-логопед.

Создание развивающей среды является одной из основных задач общеобразовательной программы.

Слайд № 2 

 В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ

№ 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,  при организации предметно-пространственной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи мы руководствуемся следующими требованиями:

Слайд № 3 

 I. Требования к предметно-развивающей среде в группах детей с отклонениями в развитии речи, которые включают:

1. Соблюдение принципов:

  • Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • Вариативности, определяющейся видом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
  • Полифункциональности (мобильного) использования различных составляющих предметно-развивающей среды.
  • Педагогической целесообразности, позволяющего предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечивающего возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  • Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющего, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

2. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности:

- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- организации разнообразной игровой деятельности;

- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

- освоения детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- использования образовательных технологий деятельностного типа (игровых, использование алгоритмов и схем, мнемотаблиц, технических средств обучения (ТСО));

- безопасности и соответствия санитарно – гигиеническим требованиям, эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников;

- комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

- физического развития воспитанников;

3.  Учёт полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

 

Слайд № 4 

 II. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие:

1. В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе;

2. Подбор оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих и коррекционных задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка;

3.  Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;

4. Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра.

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми);«вчера» (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит  познакомиться в недалеком будущем).

Речевая развивающая среда в группах представляет систему дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, способствующих обогащению, закреплению и становлению речи. При создании развивающей речевой среды учитываются возрастные особенности и возможности развития высших психических функций и  всех сторон речи детей.

Слайд № 5

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок  идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для успешной работы с детьми.

Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 15-20 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. первые дыхательные упражнения рекомендуется проводить в положении лежа. Кроме того, на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей логопедический кабинет должен быть оборудован  детскими столиками и стульчиками.

Слайд № 6

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых дети могут рисовать, складывать разрезные картинки , плоские сборные игрушки и т.п..

Слайд № 7 

Одним из условий успешной коррекционной работы в логопедической группе является «оречевление» всего педагогического процесса. Это в особой степени касается работы по схемам и алгоритмам. Педагоги обязательно должны подробно объяснять детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ. При обсуждении работы по схемам необходимо поощрять речевую активность детей.

        Слайд № 8

        Предметно-пространственная организация кабинета состоит из трех зон:

        зона для проведения индивидуальной работы с ребенком;

        зона для проведения подгрупповых занятий;

        рабочая зона специалиста.

Слайд № 9

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда разделяется на три центра: центр речевого и креативного развития, центр сенсорного развития, центр моторного и конструктивного развития. Какое же оборудование входит в каждый из этих центров, мы сейчас рассмотрим.

Слайд № 10

Центр речевого и креативного развития:

1.        Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.        Индивидуальные  зеркала.

3.        Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

4.        Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые и бумажные салфетки.

5.        Спирт.

Слайд № 11 

6.        Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.).

Слайд № 12

7.        Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).

8.        Логопедический альбом для обследования звукопроизношения

9.        Логопедический альбом для обследования фонетико-фо- нематической системы речи.

Слайд № 13

10.        Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

Слайд № 14

11.        Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

12.        Лото, домино по изучаемым темам.

13.        Комплекты "Играйка"

14.        Серии демонстрационных картин

15.        Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

Слайд № 15

16.        Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков.

Слайд № 16

17.        Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях.

18.        Картотека словесных игр, картотека коммуникативных игр.

Слайд № 17

19.        Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Волшебный телевизор», «Лишняя картинка», «Живой уголок», «Мой, моя, мое, мои», «Два и пять» и др.).

20.        Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги и квадраты разных цветов).

Слайд № 18

21.        Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза

(«Звуковая полянка», Слайд № 19

 «Звукоцветик» Слайд № 20

«АБВГДЕйка» Слайд № 21

 «Подбери схему»,  Слайд № 22

 «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.).

22.        Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений (пластмассовые прямоугольники и кружки).

Слайд № 23

23.        Разные виды алфавита.

24.        Слоговые таблицы.

25.        «Мой букварь"

Слайд № 24

26.        Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.

Слайд № 25

27.        Наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.

Слайд № 26

Слайд № 27

28.        Игры и пособия для обучения грамоте («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов?», «Удочка», и др.).

Слайд № 28

Центр сенсорного развития:

Слайд № 29

1.        Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).

2.        Звучащие игрушки-заместители.

Слайд № 30

3.        Маленькая настольная ширма.

4.        Магнитофон, кассеты с записью «голосов природы».

Слайд № 31

Слайд № 32

5.        Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибки художника», «Ералаш», «Распутай буквы».

Слайд № 33

6.        Палочки Кюизенера.

7.        Блоки Дьенеша.

Слайд № 34

Слайд № 35

8.        Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

Слайд № 36

9.        «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.

Слайд № 37

Центр моторного и конструктивного развития:

1.        Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

2.        Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (2-12 частей).

3.        Кубики с изображениями по всем изучаемым темам (4—12 частей).

4.        Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Слайд № 38

5.        Массажные мячики разных цветов и размеров и массажные пальчиковые дорожки.

6.        Мяч среднего размера.

7.        Малые мячи разных цветов (10 шт.).

8.        Флажки разных цветов (10 шт.).

Слайд № 39

9.        Игрушки-шнуровки, и игрушки-застежки.

10.        Мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

11.        Мелкий конструктор типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек.

12.        Мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

Слайд № 40

13.        Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

14.        Атрибуты для проведения игры (платочки, гимнастические палки, обручи и т.п.).

     Мы разделили все помещения группового блока на центры развития (зоны). В центрах подбирается и размещается материал в соответствии с лексической темой, что позволяет воспитателю закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением.

Слайд № 41  

В групповом помещении представлены следующие центры, условно разделённые по основным направлениям: «Познавательно-речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Познавательно-речевое  развитие:

Слайд №42  

1. Центр  «Будем говорить правильно».

Цель: воспитание правильного физиологического и речевого  дыхания, развитие артикуляционной моторики, закрепление правильного уклада при произношении звука, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, дифференциация и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматических категорий, закрепление навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, связной речи.

Слайд№7

Оборудование:

Для совместной работы взрослого и ребёнка:

  1. Зеркало с лампой и полка для пособий.
  2. Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.
  3. Картотека предметных картинок и дидактических игр для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.
  4. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, звуковые домики и т.д.)

               Для самостоятельной деятельности детей:

  1. Серия сюжетных картинок. Например: «Как ловили червячка», «Работа в огороде».
  2. Схемы, алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах.
  3. Дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений. «Буквенное лото», «Слоговое лото» и т.п.

  1. Дидактические игры для формирования грамматического строя речи           ( «Один-много», «Бабочка и цветок», «Кто за деревом») «Мой, моя, моё», «Чей, чья, чьё?», «Это кто такой большой?».
  2. Настенный алфавит,  различные виды азбук (вязаная азбука, азбука, вырезанная из наждачной бумаги и т.д.),

Игры для знакомства детей с понятиями «Звук», «Буква»

  1. Игры на развитие физиологического и речевого дыхания
  2. Игры на развитие фонематического восприятия. «Найди место».
  3. Игры на совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи («Поможем Федоре» и т.п.)

Слайд № 43 

В групповой комнате имеется «Лексическое дерево», где размещаются атрибуты к изучаемой лексической теме (карточки, картинки, игры и т.д.).

     Еженедельно воспитатель подбирает речевой материал для каждого ребёнка в соответствии с рекомендацией учителя-логопеда.

Слайд №44

Центр «Наша  библиотека».

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к русской культуре, интерес к книгам.

Оборудование: 

  1. Детские книги по программе, любимые книги детей, сказки, загадки, потешки, 2-3 постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.
  2. Книги по интересам о достижениях в различных областях.
  3. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки.
  4. Книжки – раскраски по изучаемым темам, книжки – самоделки.
  5. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.
  6. Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников и т.д. Например, тематическая выставка, посвящённая 130-летию К.И.Чуковского.
  7. Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, семья, животные (домашние, дикие, жарких стран, севера и т.п.).
  8. Литературные игры, игры с грамматическим содержанием, Например «Сказочный домик».
  9. Портреты поэтов, писателей.

Слайд № 45

Центр «Заниматика».

Цель: совершенствование дочисловых и числовых представлений. Формирование навыка пространственной ориентировки, в частности, на листе бумаги. Развитие грамматически правильной связной речи. Развитие неречевых психических функций (логического мышления, памяти).

Слайд № 46

Оборудование:

Для совместной работы взрослого и ребёнка:

1.Раздаточный счётный материал, который меняется в соответствии с лексической темой (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2.Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и ковролина.

3. Рабочие тетради.

Слайд № 47

             Для самостоятельной детской деятельности:

4. Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, головоломки, лабиринты.  

5.Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки, до ближайшего магазина и т.д.)

 6.Набор объемных геометрических фигур.

7.Счеты, счетные палочки.

8.Дидактические математические игры: домино, д/и «Сколько не хватает?», 

«Давайте посчитаем»,  «Засели домик».

9.Учебные приборы (весы, часы, ростомер для детей и кукол).

10.Песочные часы.

11.«Волшебные часы» для изучения частей суток, времён года, дней недели.

12. Календари разные.

13.Линейки.

14.Верёвочки разной длины, толщины.

15.Ленты широкие и узкие.

16.Задачи-шутки.

17.Занимательные примеры.

18. Шашки, шахматы. Игры в шашки, шахматы реально несут большую смысловую нагрузку, развивают способность к познанию пространства и ориентации в нём. Предлагать эти игры стоит детям старшего дошкольного возраста. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально  предполагает элемент соревновательности, что существенно повышает эффективность развития ребёнка. Эти игры способствуют развитию логического мышления, произвольного внимания, усидчивости.

Слайд№ 48

Центр «Маленькие конструкторы»

Цель: совершенствование навыков и умений, умственного и эстетического развития ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

         

Слайд№ 39

    Оборудование:

  1. Конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла)
  2. Конструкторы напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности.
  3. Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания узоров из них.
  4. Конструкторы типа «Лего» с блоками маленького и среднего размеров.
  5. Игрушки-трансформеры.
  6. Кубики и простые пазлы с изображениями по изучаемым лексическим темам («Мебель», «Овощи», «Дикие животные» и тд.)
  7. Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеящейся бумагой, деревянные чурочки и плашки.
  8. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей, животных и т.д.)
  9. Транспортные игрушки среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и металлические разных моделей.
  10. Схемы-образцы построек.
  11. Фотоальбомы с фотографиями архитектурных сооружений и построек, выполненных детьми ранее.
  12. Тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Слайд № 49

Центр «Природа»

Цель: развитие неречевых психических функций, ориентировки во времени, наблюдательности, связной речи.

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал:

-оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития. Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами.

-группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

  1. Макет с изображением времён года, частей суток.
  2.  Календарь наблюдения за погодой.
  3. Гербарии.
  4. Комнатные растения по программе с указателями, «алгоритм» ухода за комнатными растениями.
  5. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.
  6. Настольно-печатные дидактические игры для формирования первичных естественно-научных представлений («Кто где живёт», «Что где растёт»)
  7. Валеологические игры, экологические игры («Меню для сказочных героев», «Вырастем здоровыми»)
  8. Природный материал, материал для составления икебаны.

Слайд № 50

Если позволяют условия, то можно объединить данный центр с  центром  экспериментирования.

            Слайд № 51

Центр науки (мини-лаборатория).

В мини-лаборатории (центре науки) могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

- место для приборов;

- место для выращивания растений;

- место для хранения материалов (природного, «бросового»);

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.)

Слайд№ 52

Приборы и оборудование мини-лаборатории:

1. Микроскопы, лупы, цветные стёла, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалка, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, пищевые красители, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.  Всё хранится в пластиковых контейнерах, деревянных ящичках.

2. Емкости: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины), мерки, воронки, сито, лопатки, формочки, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет.

Слайд№ 53

3. Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

          5. Коллекция ракушек, семян, камней.

          6. Прихватки, пинцеты с закруглёнными концами.

          7. Часы механические, песочные.

          8. Пооперационные карты,  алгоритмы для проведения опытов.

9. Карты наблюдения.   «Весёлая усадьба» - макет для наблюдения за ростом растения.

          10. Инвентарь (клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётки, совки).

Слайд № 54

Социально-личностное  направление:

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему.

Краеведческий центр «Я люблю тебя, Россия...»

Цель: Расширять представления о родном крае. Знакомить детей с достопримечательностями родного края. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Краеведческий центр содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, края, с историей станицы Некрасовской. Ядром краеведческого центра является макет кубанского подворья.

Слайд№ 55

Оборудование:

  1. Фотоальбомы с семейными фотографиями бабушек и дедушек.
  2. Фотоальбомы с изображениями детей в жизни детского сада.
  3. Выставки достижений родителей (фотографии с места работы родителей, грамоты, кубки, памятные сувениры и т.д.).
  4. Мини-музей, отображающий быт народа в прошлом.
  5. Макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, подворье и т.д.).

Слайд№ 56

  1. Куклы в национальных костюмах.
  2. Энциклопедии для дошкольников.
  3. Буклеты с фотографиями Москвы-столицы нашей Родины, городов России, городов-героев, родного города.
  4. Фотоальбом с видами и достопримечательностями малой родины (станицы).

Слайд№ 57

  1. Изображение Российской символики (герб, флаг России).
  2. Изображение символики Краснодарского края, Усть-Лабинска (герб, флаг).
  3. Карта страны, на которой отмечено местонахождение детского сада.
  4. Газета о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них остались после этих путешествий, то запомнилось больше всего.

Слайд№ 58

  1. Дидактические игры краеведческого характера: «Что сначала, что потом», «Одень куклу в национальный костюм», «Прошлое и настоящее».
  2.  Дидактические игры и атрибуты к играм по правилам дорожного движения, по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях.

Педагоги вместе с детьми и родителями могут создавать проекты. В уголках могут находиться альбомы с детскими сочинениями на темы: «Родной город (станица)», «Моя улица», «Моя семья», «Любимый детский сад» и т.п.

                               

  Слайд № 59                      

Центр «Играйкин»

Известно, что эффективным средством развития ребенка является активно развивающаяся игровая деятельность. К условиям развития игры относятся три фактора: желание ребенка играть, игровая среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации, умелое руководство со стороны взрослых.

В групповых комнатах созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство, обеспеченное как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков, имеются атрибуты и игрушки, предметы-заместители для различных видов игр. Собран естественный, природный, бросовый материал. Приобретены современные игровые модули. Сюжетно-ролевые игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий.

Слайд№ 60

Оборудование:

1. Куклы – «мальчики» и «девочки».

2. Куклы в одежде представителей разных профессий.

3. Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель.

4. Набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина), кукольные сервизы (кухонный, столовый, чайный).

5. Коляска для кукол.

6. Атрибуты для сюжетно-ролевых  игр («Ателье мод», «Кухня», «Автотрек», «Салон красоты», «Мастерская», «Пожарник», «Полиция», «Больница»

 и т.д.)

7. Предметы-заместители.

8. Атрибуты для ряженья.

9. Зеркало.

В старшей группе начинается формирование мотивации готовности ребенка к школе. Так, в центре сюжетно-ролевых игр должны появиться атрибуты для игры в школу, а в речевом центре — лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

.

Слайд № 61

Центр «Играем в театр».

Цель: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости, автоматизация поставленных звуков, формирование монологической и диалогической связной речи.

Слайд№ 62

Оборудование:

  1. Большая ширма, маленькая ширма.
  2. Стойка - вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики,  атрибуты для обыгрывания.
  4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный).
  5. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
  6. Уголок ряженья.

Слайд № 63

Центр ручного труда.

Привычка детей работать в уголке труда, самостоятельно делать поделки  формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. Поэтому зона труда должна быть активно работающей. Материалы лучше поместить в пластиковые шкатулки, контейнеры, деревянные ящички. Они должны легко открываться детьми и располагаться так, чтобы ими было удобно пользоваться. Материалы для ручного труда следует систематически обновлять. Содержание центра ручного труда меняется в зависимости от детского интереса, от их умений и навыков.

Цель: Формирование у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок.

Оборудование:

  1. «Бросовый материал» (пластмассовые бутылки, стаканчики разных цветов и размеров, контейнеры от «киндер-сюрпризов»)
  2. Ножницы на подставке.
  3. Сопутствующий материал: бусины, нитки, проволока, тесьма, верёвки, пенопласт, наклейки, пуговицы и др.
  4. Салфетки.
  5. Цветная бумага, картон.
  6. Обрезки ткани, меха, кожи.
  7. Деревянные брусочки, рейки, дощечки, кругляки (преимущественно из мягких пород дерева)
  8. Клей, кисти, стаканчики, тряпочки.
  9. Образцы, иллюстрации.
  10. Пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий.
  11. Ёмкость для мусора.
  12. Инвентарь для уборки рабочего места.

Слайд № 64

По физическому направлению:

Центр физической культуры.

Цель: развитие общей и мелкой моторики, темпо-ритмической организации, совершенствование фонематического восприятия, автоматизация поставленных звуков, закрепление лексико-грамматических понятий, навыков звуко-буквенного анализа.

Слайд№ 65

Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы,  бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений:

  1. Атрибуты для проведения упражнений и спортивных игр.
  2. Мячи и массажные мячики различного цвета и размера.
  3. Обручи.
  4. Канат, веревки, шнуры разной толщины.
  5. Кегли и кольцебросы.
  6. Массажные и ребристые коврики.

Слайд№ 66

  1. Нестандартное оборудование (лыжи из пластиковых бутылок, удав, осьминог для массажа стоп и профилактики плоскостопия, куб-лабиринт, гири, изготовленные из ткани, наполненные сыпучим материалом, весом 1 кг., «дорожка здоровья», дыхательные тренажеры, эспандеры, массажеры и т.д.).
  2. Атрибуты к подвижным играм на закрепление лексико-грамматических категорий: «По грибы» (по лексической теме «Грибы»), «Овощи» (по лексической теме «Овощи»).
  3. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на липучках.
  4.  Детская баскетбольная корзина.
  5. Длинная и короткая скакалки.
  6. Бадминтон, городки.
  7. Оборудование для упражнений на дыхание: султанчики, бабочки, снежинки и т.д.
  8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий. 
  9.  Схематичное изображение различных видов спорта, олимпийской символики.   Символика олимпийских игр в Сочи, изображение зимних и летних видов спорта.

Слайд № 67

Художественно-эстетическое  направление:

Центр «Я - художник»

Цель: развитие пальчиковой моторики, цветовосприятия, цветоразличения, творческих способностей, грамматически правильной связной речи, автоматизация поставленных звуков в свободном общении.

Набор оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации:

  1. Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашевые, акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши.
  2. Пластилин, глина, солёное тесто.
  3. Цветная и белая бумага, обои, картон, наклейки, ткани, нитки, ленты, старые открытки, бросовые и природные материалы.

Слайд № 68

  1. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.                
  2. Книжки-раскраски по художественным промыслам и лексическим темам.
  3. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изученным лексическим темам, трафареты, клише, печатки.
  4. Схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник техника обрыва, техника пластилинового рельефа, техника скатывания, рисования пальчиками и т.д.
  5. Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов: последовательность лепки  «Девочка в шубке» по лексической теме «Зима».  
  6. Дидактические и настольные игры.  

«Так бывает?»,  «Собери картинку», «Найди ошибки художника», 

Слайд№ 69

«Волшебный волчок», цель: закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках, учить смешивать краски и получать нужные цвета (черный + красный = коричневый, желтый + синий = зеленый и т.п.), развитие мелкой моторики.

Слайд№ 70

 «Рисуем прямо на столе»,

Слайд№ 71

«Картины на зеркале»,

Слайд№ 72

«Рисуем пальчиком»,

Цель: развиваем у детей воображение, мелкую моторику, тактильные ощущения и закрепляем  лексическую тему,

Слайд№ 73

 «Кто как бежит», цель: учить изображать человека в движении, развивать мелкую моторику рук.

Слайд№ 74

 «Гусеница»,

Слайд№ 75

 «Цветик-семицветик».

С помощью таких игр решаем сенсорные задачи.

  1.  Репродукции картин известных художников и жанров живописи.
  2. Портреты художников.

Слайд№ 76

  1. Место для демонстрации детских работ. Помимо традиционных стеллажей и стендов можно подвешивать детские работы с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Слайд № 77

Центр «Маленький музыкант».

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата,  слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха, автоматизация звуков.

Оборудование:

  1.  Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, погремушки «поющие» игрушки).
  2. Звучащие предметы – заместители.
  3. Макеты музыкальных инструментов  (в средней группе)  
  4. Портреты композиторов.
  5. Музыкально-дидактические игры.    «Море»,

Слайд№ 78

 «Музыкальный домик», «Эхо», «Что звучит?».

  1. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей (по программе),  голосов природы.

Слайд № 79

Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит  шумную обстановку, царящую в  группе,  а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине. Для этого в групповом блоке рекомендуется оборудовать «Тихий уголок». Расположен  «Тихий уголок» может быть рядом с центром природы, библиотекой, везде, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно.

Цель: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости.

Оборудование:

  1. Стационарная или переносная ширма.
  2. Полог.
  3. Столик с сухим песком. Цветные камешки,

Слайд№ 80

             «Волшебный столик».

  1. Магнитофон с записью релаксационной  музыки.
  2. Фонтанчики с журчащими струями воды.
  3. Подвешенные к потолку «плавающие» фигурки.
  4. Диван.
  5. Подушки напольные разной конфигурации и с разными наполнителями.
  6. Журналы детские.
  7. Фотоальбомы с семейными фотографиями.

В общем, всё, что поможет ребёнку ненадолго уединиться, как бы спрятаться в «норку», восстановить силы.

Слайд № 81

Приёмная.

Целью создания развивающей среды в приёмной является:  информирование родителей о жизни ребёнка в группе (задачи коррекционного воздействия, успехи, трудности). Организация обратной связи (воспитатель – учитель-логопед – специалисты – родители; родители – воспитатель –  учитель-логопед –  специалисты).

Слайд№ 82

Оборудование:

  1. Уголок для родителей, в который вносится: режим дня данной группы, сетка занятий, информация о специалистах, которые работают с детьми, памятка-постановление по оплате за пребывание ребёнка в ДОУ, памятка-постановление о компенсационных выплатах, а также объявление благодарности родителям за активное участие в жизни группы.
  2. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (индивидуальные рисунки, фото детей «Здравствуйте, я пришёл», смайлики с изображением определённого настроения «Сегодня у меня весёлое настроение» и т.д.)
  3.  Банкетки.
  4. Информационные стенды для родителей:

Слайд№ 83

- «Наши работы» (оформленная в нетрадиционной форме, постоянно обновляющаяся выставка  детских работ по изобразительной  деятельности);

- «Вот как мы живём» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе);

-  «Здоровейка» (оформляется медицинской сестрой и воспитателями группы и содержит информацию о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в ДОУ и рекомендации родителям по охране здоровья детей);

- «Не скучайте!» - буклеты с рекомендациями  родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних заданий по разным разделам программы;

-  «Речевичок» - листовки с рекомендациями  учителя-логопеда родителям  по организации игр и домашних заданий с детьми;

  1. Мини – библиотека методической литературы для родителей и детской литературы.

Слайд№ 84

Туалетная комната.

1. Традиционная обстановка.

2. Схема - «алгоритм» процесса умывания в средней и старшей группах.

Слайд № 85

Успех коррекционной работы с детьми даст положительный результат, если воспитатель будет действовать согласовано не только с логопедом и специалистами ДОУ, но и с родителями. В работе с родителями мы используем как новые, так и  традиционные формы:

-  родительские собрания с участием логопеда и психолога на такие темы, как: «Особенности воспитания и развития детей с ОНР пятого года жизни и основные коррекционные задачи», «Совместная работа ДОУ и семьи по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией»,

-  подгрупповые и индивидуальные консультации с родителями («Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения», «Работа с ребенком по развитию и совершенствованию мелкой моторики», «Игры для развития речевого дыхания»).

-  семинары-практикумы, например «Изготовление пособий по сенсорному воспитанию».

Решать коррекционные задачи помогает совместная деятельность родителей, детей и воспитателей. В нашем ДОУ были проведены такие мероприятия, как: акция «Ах, лето!», в ходе которой воспитатели вместе с  родителями и детьми изготавливали атрибуты для дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; изготовление работ для конкурсов «О пожарной безопасности», «Сохраним пчелу – сохраним планету», конкурса «Символ олимпиады Сочи-2014», конкурсов, проводимых в рамках празднования Дня матери: «Кулинарная симфония». Такая коллективная деятельность  решает одновременно ряд важных задач:

Во-первых, в подготовительной работе принимают активное участие не только воспитатель и дети, но и родители. Дружная работа улучшает взаимоотношения в семье.

Во-вторых, создание коллективных работ строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и другими детьми. При этом выстраиваются определённые отношения, вырабатывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы.

 Всё это побуждает детей к речевой активности, к взаимному общению, нахождению компромисса между товарищами, то есть решает и коррекционные задачи.

Профессиональная компетентность, креативность, творческий подход, педагогическая импровизация педагогов нашего детского сада позволяет им самим выбирать формы, методы, приёмы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком. Учёт неповторимости и уникальности личности каждого ребёнка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей даёт педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в логопедической группе старше-го дошкольного возраста, реализующая программу "Детство"

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворе...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе

Организация  предметно-пространственной  развивающей среды в логопедической группе...

Развивающая среда в логопедической группе ОНР в соответствии с ФГОС

Создавая развивающую среду, мы учитываем  особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности....

Самоанализ предметно - развивающей среды в логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО

Самоанализ предметно -  развивающей среды в подготовительной к школе  логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО...

Доклад: Развивающая среда в логопедической группе и её влияние на коррекцию речевого и психического развития ребенка.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развит...