Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе
статья по логопедии по теме
Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.
1. Неречевые процессы;
2. Звукопроизношение;
3. Обучение элементам грамоты;
4. Словарная работа;
5. Развитие грамматического строя речи;
6. Связная речь;
7. Игровая деятельность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rek_po_sozdaniyu_predmetno-razviv_sredy.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе
1. Неречевые процессы
1. Развитие слухового внимания.
• Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погре мушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка и т.п.
• Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т.п.).
• Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых дик тантов.
• Картотека игр на развитие слухового внимания (В.И. Селивер стов. «Игры в логопедической работе с детьми»).
2. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
• Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
• «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
• Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки.
• «Чудесный мешочек».
• Кубики Кооса, танграм.
• «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте.
• Игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др.
• Серия картинок для установления причинно-следственных зави симостей.
• Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.
3. Развитие пространственной ориентировки.
• Картинки с различной удаленностью изображенных предметов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т.д.).
• Картинки и фотографии с изображением предметов с различ ным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т.д.).
• Игры типа «Дом» (Кто где живет? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т.д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица).
• Карточки с изображением лабиринтов.
• Макет улицы с транспортом, движущимся в различных направ лениях.
• Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в раз ных местах.
• Картинки с изображением предметов, движущихся в различных направлениях по отношению к зрителям.
• Карточки — символы пространственных предлогов.
• Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
• Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по гори зонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
• Картотека игр на пространственное ориентирование.
4. Развитие ориентировки во времени.
• Картины-пейзажи разных времен года.
• Календарь погоды по месяцам.
• Расписание занятий по дням недели в картинках.
• «Вчера, сегодня, завтра» — порядок дежурства детей в картинках или цифрах.
• Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
• Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части
• «Окно в природу» — настенное изображение природных явле ний, характерных для разных времен года.
• Картинки для отработки понятий старше — младше.
5. Развитие общей двигательной и зрительно-пространственной активности.
Работа по развитию общей двигательной и зрительно-простран ственной активности детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-поисковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутрен них резервов организма). Такая работа предполагает:
• увеличение двигательной активности на занятиях за счет дина мизации рабочей позы: работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т.д.;
• широкое использование физкультминуток, для чего составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений, сопро вождающихся стихами, с учетом присущих дошкольникам образ ности мышления и стремления к игре;
• проведение подвижных речевых игр на основе картотеки, состав ленной в соответствии с тематикой речевого материала занятий. Как отмечал И.М. Сеченов, пространственно-поисковой актив ности органа зрения принадлежит важная роль в формировании высших психических функций человека. При проведении занятий с детьми необходимо делать следующие упражнения:
• работа с карточками, с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5-3 см), расположенными в пространстве комнаты — на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу;
• использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, бегают глазами. На листе ватмана размером 0,6x2 м рисуются разноцветные линии шириной 1 см, которые образуют различные фигуры: овал, волну и др., — причудливо перекрещивающиеся. Плакат размещается выше уровня глаз в любом месте — над доской, на боковой стене и даже на потолке;
• игры в веселых человечков, выполняющих различные гимнасти ческие упражнения: в процессе игры дети рассматривают одного человечка и повторяют его движения;
• мимические и артикуляционные упражнения: рассматривая картинки, на которых нарисованы лица клоунов: улыбающе гося, грустного, испуганного и др., — фотографии людей с раз личными выражениями лиц, дети копируют эти выражения, называют их;
• рассматривание подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов: флажков, лент, нитей, снежинок, птичек, бумажных цветов и др.;
• периодическое рассматривание пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном.
Использование этих приемов повышает перцептивные возмож ности детей; способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему развитию функ ций, связанных с приемом и переработкой зрительной информа ции: остроты зрения, зрительной работоспособности, объема поля зрения, — сокращению времени реакции на зрительный стимул. Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, т.е. скорость и объем переработки зрительной информации.
6. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяженность).
• Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).
• Набор частей предметов для конструирования целого (зритель ное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, срав нение с образцом и т.д.).
• Парные картинки.
• Муляжи овощей, фруктов.
• Игрушечные посуда, мебель.
• Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
• Счетные палочки для выкладывания фигур.
• Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демон страционные и раздаточные).
• Кубики 2-3 цветов для заданий типа «Найти закономерность».
• Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной форм.
• Различные дидактические игры типа «Разложи от самого малень кого», «Какой предмет пройдет в ворота?», «Место рядом сво бодно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера (пособие С.Д. Забрамной).
• Дидактический (демонстрационный и раздаточный) материал для зрительных диктантов.
• Картотека игр на развитие восприятия.
7. Развитие мелкой моторики.
• Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспан деры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пира мидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и др.
• Пальчиковый, перчаточный театр.
• Принадлежности для вышивания, вязания, плетения.
• Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О.С. Бот, Л.С. Сековец).
• Таблицы — иллюстрации этих упражнений. Материалы для развития графических навыков детей.
2. Звукопроизношение
- Развитие речевого дыхания (вес и величина предметов, которые перемещаются дыханием
ртом, постепенно меняются).
• Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек, «свечей».
• Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри.
• Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
• Флакончики из-под духов.
• Фитоколлекция (в баночках — засушенные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе и др.).
• Игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и др.
• Картотека игр на развитие речевого дыхания.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
• Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, лич ные носовые платки (в
отдельных пакетиках).
• Альбом упражнений артикуляционной гимнастики (планше ты, книжки-раскладушки) с
образными картинками, фотогра фиями.
• Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов. «Сказки веселого язычка» (М.Г. Генинг, НА. Герман).
- Автоматизация и дифференциация звуков.
• Наборы предметных картинок для автоматизации и дифферен циации звуков в словах.
• Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предло жениях и рассказах.
• Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи.
• Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком (зву ками) для дифференциации в произношении.
• Настольные дидактические игры (домино, лото) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков.
• Альбомы или карточки с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
• Таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук.
• Дидактический материал по исправлению недостатков произ ношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.А. Каше).
• Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко, О.И. Соловьева, Г.А. Туманова и др.).
• Книги разных авторов с речевым материалом для автоматиза ции и дифференциации звуков.
4. Развитие фонематического слуха и восприятия.
• Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
• Карточки «Определи место звука»: три клетки — начало, сере дина, конец слова.
• Карточки — символы гласных и согласных звуков.
• Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
• Сигналы обратной связи для упражнений на дифференциа цию понятий: гласный — согласный звук; согласный звонкий — согласный глухой; согласный твердый — согласный мягкий; звук — слог — слово.
• Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
• Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты).
• Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
• «Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на задан ное количество слогов).
• Материал для анализа предложений.
• Наборы картинок для закрепления в предложениях слов слож ной слоговой структуры.
• Альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове. Различные фигурные классификаторы для дифференциации зву ков: Пьеро — [п], Буратино — [б], крокодил Гена — [к — г], кенгуру — [к — г], поезд с тремя вагонами — [с], [ш] и [с — ш] в одном слове и др.
3. Обучение элементам грамоты
• Разрезные азбуки.
• Русский алфавит (таблица).
• Наборы букв и слогов (демонстрационные), касса для них. Кассы букв (индивидуальные).
• Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чте нию.
• Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные).
• Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.
• Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предложения, тексты).
• Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.
• Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами.
• Карточки для буквенного анализа слов. «Азбука» (для дошкольников).
• Букварь для вспомогательной школы (В.В. Воронкова, И.В. Коломышкина).
• Образцы букв (из наждачной бумаги и другого материала).
• Магнитная азбука.
• Карточки — названия различных предметов в групповой ком нате.
• Тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.
• Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кросс ворды и др.).
• Картотека физкультминуток, веселых стихов, пословиц и пого ворок, связанных с «Веселой грамматикой» и «Занимательным азбуковедением».
4. Словарная работа
• Тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с пред метами ближайшего окружения).
• Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).
• Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.
• Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).
• Картинки-иллюстрации:
— различных признаков предметов (цвет, форма, величина, про тяженность);
— слов-антонимов.
• Речевые задания для формирования навыков словообразования —суффиксального и префиксального:
— с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб— грибок, белый — беленький);
— с использованием «увеличительного» суффикса (ноги — но жищи);
— образование названий детенышей животных (котенок, котята);
— образование относительных прилагательных (стекло — стек лянный);
— образование притяжательных прилагательных (утка — ути ный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);
— сложные слова — игрушки, предметные картинки с соответствующими изображениями (самолет, паровоз, снегопад);
— приставочные глаголы; картинки: птичка — клетка, мед ведь — елка, белка — два дерева и др.;
— образование названий профессий;
— многозначные слова;
— подбор однокоренных слов.
• Картотека игр и игровых упражнений на активизацию словаря и словообразования; игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и др.
• Карточки — символы игровых словарных упражнений.
• Различные фигурные классификаторы: ваза (цветы), корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, детеныши животных, игрушки), клумба (цветы), большая ветка (птицы, фрукты) и т.д.
5. Развитие грамматического строя речи
• Набор предметных картинок и игр для упражнений в измене нии числа имен существительных и глаголов.
• Набор сюжетных картинок для упражнений в словоизменении (склонение существительных и прилагательных, спряжение гла голов).
• Набор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов.
• Карточки — символы предлогов.
• Подборка игрового картинного материала для упражнений в согласовании:
— имен прилагательных с именами существительными;
— имен существительных с именами числительными;
— притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).
• Наборы сюжетных картинок для составления простых предло жений.
• Настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.
6. Связная речь
• Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чте ния наизусть, инсценирования типа «Гуси-гуси...».
• Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр.
• Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.
• Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составле ния коротких рассказов.
• Фланелеграф с комплектами картинок для одновременного рас сказывания и демонстрации героев и их действий.
• Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
• Карточки-символы для выделения частей рассказа (начало, сере дина, конец).
• Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.
• Игровой материал для драматизации.
• Различные виды театров.
• Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.
• Книжки-малютки с текстами для пересказов.
• Детская художественная литература.
• Настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).
• Речевые логические задачи.
• Таблица знаков препинания для знакомства и работы над инто нацией вопросительного, восклицательного, побудительного и повествовательного предложений.
7. Игровая деятельность
«Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», — отмечал Д.Б. Эльконин.
При создании предметно-игровой среды в группе следует учи тывать требования деятельностного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Например, если игрушки, пособия разместить выше досягаемости, это поставит ребенка перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой к взрослому. У ребенка возникнет мотив речевой деятельности.
В предметно-игровой среде логопедической группы по сравне нию с общеобразовательными должны быть более широко пред ставлены:
• подборка игр с правилами;
• картотека игр с речевым сопровождением;
• игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская»);
• игры-мозаики и конструкторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе.
Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в средней группе. Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Выросли физические возможности детей. Дети испытывают острую по...
Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды "Приобщение детей к истокам народной культуры"
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...
Рекомендации по созданию предметно - развивающей среды в ДОУ
Методические рекомендации...
Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...
Презентация на тему: "Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды".
Данные методические рекомендации предназначены для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольн...
Рекомендации по созданию предметно – развивающей среды в группах для организации конструктивно- модельной деятельности детей дошкольного возраст
Конструкторы для детей помогут родителям развить у ребенка наглядно- действенное и образное мышление, воображение, память, понимание причинно-следственной связи, внимание и пространственную ориентацию...
Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию ребёнка третьего года жизни в семье
материал для воспитателей ДОУ...