Самоанализ предметно - развивающей среды в логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО
материал (старшая группа) по теме
Самоанализ предметно - развивающей среды в подготовительной к школе логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_predmetno_razvivayushchey_sredy_v_logopedicheskoy_gruppe.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ предметно - развивающей среды в логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО
В нашей логопедической группе у детей с диагнозом ТНР. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Отличается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Грамотно организованная среда дает нам возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Характерным является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство в группе, имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки набитые песком, массажные коврики, разноцветные флажки, султанчики, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми.
Музыкально-театральный центр. Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Имеется настольные театры, пальчиковый театр, фланелеграф, маски с героями многих русских народных сказок . Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. В центр театральной деятельности была изготовлена ширма для кукольного театра.
Центр нацеливает на сочинение сказок, историй с опорой на знакомые сюжеты и на сюжеты, придуманные самими детьми. У детей развивается монологическая речь, мышление, фантазия, режиссерские способности, развивается способность к драматизации. По соседству расположили центр ряженья, в котором имеются шапочки, бусы, платочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
Познавательно – речевой центр объединяет в себе библиотеку, коррекционно – речевой уголок и интеллектуально – познавательный. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию, портреты писателей и поэтов, литературные игры-викторины, здесь у нас много книг по программе. В коррекционном центре используются: говорящая азбука, настольно – печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте. Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы для ощупывания, выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозайки, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. У нас накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Ведь речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей.
Интеллектуально – познавательная зона дает пищу для ума и эмоций. Данные игры помогают интеллектуальному развитию внимания, памяти, мышления, воображения – лото, разрезные картинки, конструктора. Игры, развивающие представления о составе числа, знакомят с разными средствами и единицами измерения. Обучают детей элементарным математическим операциям, развивают пространственные представления. Знакомят с сенсорными эталонами, учат различать геометрические и архитектурные формы объемных деталей; развивают представление о времени.
В центре ОБЖ учим безопасности жизнедеятельности детей. Дидактический материал знакомит детей с опасными ситуациями, и учит их избегать. Предложен демонстрационный материал по оказанию первой медицинской помощи. В центре дорожного движения – рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены различные машины, дорожные знаки, макет улиц с перекрестками, светофором, макеты домов, игры по данной тематике.
ИЗОцентр – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, трафареты, пластилин, доска для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются, в зависимости от времени года и календарно – тематическим планированием. Также в этом уголке расположены продукты русского народного промысла: посуда, игрушки, картотека русских узоров, костюмов, элементов росписи.
Центр природы знакомит детей с доступными явлениями природы, они узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Дидактические игры и пособия обеспечивают условия для развития у детей эмоционально – положительного отношения к живой природе; знакомят с условиями развития растений животных, их особенностями, средой обитания. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы, способствуют ответственного и бережного отношения к природе. Кроме центра природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Для развертывания этой деятельности предложено оборудование – мерные кружки, песочные часы, секундомеры, пробирки, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал, деревянные палочки и мн. др.
Центр уединения - место, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Для этого используем мягкий, удобный диванчик с креслами, палатку.
В группе игровую среду наполнили разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды и др.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
В данной статье раскрыто понятие предметно-развивающая среда в ДОУ....
Презентация организации развивающей предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой
Опыт работы воспитателя по созданию предметно-пространственной среды в доу...
Предметно- пространственная развивающая среда в старшей группе в рамках реализации ФГОС
Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позво...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в логопедической группе в свете требований ФГОС ДУ»
Организация развивающей среды в детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, ур...
Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО
Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...
Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО
Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...
Предметно-развивающая среда в младших группах в условиях ФГОС
Выступление на районном методическом объединении...