Доклад: Развивающая среда в логопедической группе и её влияние на коррекцию речевого и психического развития ребенка.
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Михалева Людмила Ивановна

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Логопед Михалёва Л.И.

Развивающая среда в логопедической группе и её влияние на коррекцию речевого и психического развития ребенка.

Михалева Л.И.

Учитель логопед МДОУ БЦРР №11, г.Борисоглебск.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

        Педагог воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, с которыми ребенок действует. Педагог проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

        Мы стараемся стимулировать ребенка к саморазвитию. А это достигается с помощью подготовленной развивающей среды. Эта среда содержит необходимые материалы из следующих областей развития:

Жизненная практика

        Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя дидактическую подушку с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки, крючки, прищепочки) ребенок учится самостоятельно одеваться

- зеркала,

- детская вешалка для одежды,

- детские совки и щетки для обуви,

- предметы для пересыпания зерна ложкой,

- предметы с застежками,

предметы для уборки.

Сенсорное развитие

        В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность ощутить разницу в весе предметов, и конечно развивать мускулатурную память.

- деревянные, пластмассовые кубики,

- дощечки с вкладышами,

- картонные пазлы с картинками и геометрическими формами,

- мозаики различные,

- трафареты: «Птицы», «Фрукты», «Животные»,

- бусы различной формы,

- корзинка с лоскутками,

- тактильные дощечки,

- сортировка орехов, каштанов, ракушек, бобовых, семян, геометрических форм,

- бубны, колокольчики, металлофон, погремушки, дудочка, барабан, детское пианино,

- запись различных звуков.

Языковое развитие

        Без чего невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

- речевой уголок (зеркало, столик, стульчик), для артикуляционной гимнастики и правильной артикуляции звуков,

- игрушки и игры для правильного физиологического и речевого дыхания (вертушки, султанчики, мыльные пузыри, надувные игрушки,…)

- доска для письма мелом + цветные мелки,

- фланеллеграф + дидактический материал (схемы предложений, коллажи по темам),

- картинный материал по:

        а. тематическим циклам,

        б. звукам и буквам,

        в. по связной речи: пересказы по предметным картинкам, и серии

    сюжетных картинок,

        г. – для составления предложений разных моделей,

                 - для употребления различных категорий рода и числа прилагательных

           - для понимания оттенков действий,

           - для согласования числительных с существительными,

           - для сложных слов, антонимов, множественные числа

      существительных,

д. по грамоте.

- схемы звуков:

а. согласных, гласных, твердых, мягких, звонких, глухих.

б. для пересказов, рассказов, описаний,

в. составления предложений,

г. предлогов.

- кубики букв,

- слоговые таблицы для чтения (+ слов),

- настольные игры: Антонимы, Предлоги, Времена года, Чей домик, Что к чему, Что сначала, Что потом, Чьи это детки, Что изменилось…

        е. Коррекция звукопроизношения:

        - Звуковые дорожки;

        - Схемы звуков (твердые, мягкие, гласные, согласные, звонкие, глухие);

        - Звуковое лото;

        - Настольные игры на дифференциацию звуков.

Математическое развитие

- подвижные цифры,

- весь счетный материал (полоски разной длины и ширины, палочки),

- карточки,

- дидактические игры: «Один – много», «Подбери по величине», «Геометрические формы»,

- цветная, мягкая проволока.

Естественнонаучное развитие

        Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, а также познать свое место в этом мире.

- опытническая зона:

        а. тазы с водой, песком, магнит, лупа,

        б. гербарий (листья, цветы),

        в. экологический музей «Грибы»,

        г. «Дары леса» (шишки, желуди, поделки из природных материалов),

        д. Календарь природы съемный (человек, птицы, животные, неживая

    природа),

е. Огород.

Развитие изобразительной деятельности

        Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание тесно связано с развитием речи.

- краски, цветные карандаши, фломастеры, книги-раскраски, пластилин, цветная бумага, кисти разные, поролоновые палочки),

- конструкторы «Лего» + мягкий,

- конструирование из поролона,

- трафареты для рисования.

Творческое развитие

        Оказывает большое влияние на коррекцию речи (голос, темп, ритм, интонация, дикция), развитие связной речи, мышления, творческих способностей детей.

- пальчиковый театр

- настольный театр

- куклы БИБАБО

- маски, платочки

- одежда для ряженья

- предметы с хохломской росписью

- игровые уголки: «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Больница».

Двигательное развитие

        Двигательные упражнения развивают малыша физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

- спортивный инвентарь: мячи большие и маленькие, скакалки, обруч, детские кольца, гантели, флажки, деревянные бруски для перепрыгивания, запрыгивания.

- спортивный инвентарь в спорт.зале: для кувырков, прыжков, лазания, …

        В коррекционно-развивающую работу неотъемлемой частью входит медицинское сопровождение: профилактические и оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура и массаж.

        - ежедневная утренняя гимнастика в майках и шортах,

        - физкультурные занятия 2 раза в неделю + 1 раз на свежем воздухе,

        - дыхательная гимнастика ежедневно (утром, перед занятиями и после дневного сна),

        - босохождение после сна,

        - точечный массаж в осенне-зимний период,

        - самомассаж

        а. стихотворные строки (лицо, шея, пятки, носки, расслабление мышц живота),

        б. «Гладь мои ладошки. Ёж.» (щётки 2 штуки),

        в. «Мне дала синичка хрупкое яичко» (каштан, шарик или грецкий орех),

        - летний оздоровительный период

        а. сон при открытых фрамугах,

        б. облегченная форма одежды,

        в. воздушные ванны,

        г. водные процедуры (обливание водой на свежем воздухе, обтирание махровыми рукавичками).

Итог: Специально подготовленная развивающая среда занимает решающую роль в жизни ребенка. С помощью слуха, зрения, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает.  Это означает, что не только педагогам необходимо с вниманием относится к развивающей среде ребенка, но и обычным родителям.  Т.е. пропагандировать, показывать, убеждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в логопедической группе старше-го дошкольного возраста, реализующая программу "Детство"

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворе...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребенка.

Рассмотрим специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развит...

Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка

laquo;Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»  А. М. Горький...

Нейропсихологические методики в работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития

В презентации,сопровождающей мастер-класс, рассказывается о задачах и методах нейропсихологического воздействия при работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития....

Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эт...