Предметно-развивающая среда в логопедической группе старше-го дошкольного возраста, реализующая программу "Детство"
материал по теме

Арутюнян Надежда Аветисовна

 

 Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. среда. Программа “Детство” предъявляет определенные требования к предметно – развивающей среде. Среда должна быть:

обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка;

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся! Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Педагог, работающий по программе “Детство”, имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово!

Размеры и организация этого пространства связано с его возрастными особенностями. Среда является одним из важнейших факторов развития личности ребенка, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Правильно организованная предметно- пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенка проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Предметно развивающую среду «строила для своих воспитанников совместно логопедом, родителями и детьми». Особое внимание  уделяла формированию предметно-развивающей среды, исходя из развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Обогатила среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей; конструировала таким образом, чтобы ребенок в течении дня в детском саду,  мог найти для себя увлекательное занятие, организовала так, чтобы  у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

-развивающая среда группы состоит из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; позволяет ребенку переходить от одного вида деятельности к другому.  

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе разделила  на определенные центры.

•Учебный центр;

•Центр ролевой игры;

• Центр художественного творчества искусства.

• Центр «Учимся строить»

•Центр моторного и конструктивного развития

•Центр природы и экспериментальной деятельности;

•Физкультурно-оздоровительный центр;

•Центр «Мы играем в театр»

•Центр математического развития;

•Центр «Будем говорить правильно"

•Центр «Островок тишины»

•Центр «Телефон доверия»

•Географический центр;

•Центр «Мини Музей»

•Центр «Наша библиотека»

•Центр  «Безопасности дорожного движения»

•Музыкальный центр.

• Центр ТСО.

•Информативный центр

 

1.Учебный центр

Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие, подвижные

 

 

2. Центр ролевой игры. Сюжетно – ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношение людей события. Проанализируя жизненный опыт детей своей группы и в соответствии с ним подбирала игровые принадлежности.

-Детская мебель

-Принадлежности к ролевым играм

-Различные заместители, отображающие быт взрослых.

-Куклы разных размеров

-Куклы «мальчики» и «девочки».

-Комплекты одежды для кукол по сезонам

-Куклы в одежде представителей разных профессий

-Комплект постельного белья для кукол

-Кукольная мебель

-Кукольные дома

-Набор мебели для кухни (плита, мойка, стиральная машина)

 -Набор мебели «Парикмахерская»

-Кукольные сервизы

-Коляски для кукол

-Гладильный стол, утюги, швейные  машинки

-Атрибуты для игры «Доктор»

-Атрибуты для нескольких сюжетно- ролевых игр

-Набор мебели «Магазин»

-Предметы-заместители

-Атрибуты для ряжения

 -Настенное зеркало.

 

3.Центр художественного творчества искусства. Одна из самых любимых  у  детей.

-Угловые столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы.

-Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом.

-Для выставки «Наш вернисаж», где на пробковой доске на магнитиках, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы.

-На поле «Мы мастера», располагаются работы детей по лепке. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников («Осень на полотнах художников». «Художники-оформители детских книг»)

-Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ,

-Мольберт, доска для рисования мелом и фломастерами  

-Маленькие доски для рисования

-Калька, восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши; пластилин, глина, соленое тесто

-Цветная и  белая бумага, картон, кусочки обоев, наклейки, ткани, нитки, лента, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты плакаты и другие материалы для изготовления поделок 

-Контейнеры с бусинами, контейнер бисером;  мотки, проволки,

 лески

 -Кисти, палочки, трубочки для раздувания краски, стеки ножницы, трафареты, соломки для коктеля, клише, печатки

 -Клей ПВА, клейстер

 -Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулине, цветная и шерстяная пряжа, разноцветные нитки, иголки, «Волшебный экран»

-Пооперационные карты выполнения поделок и рисования, подставка для кисточек, емкость для мусора.

4.Центр моторного и конструктивного развития. В логопедическую группу которую посещают дети моторно неловкие.

-плоскостные изображения предметов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, печатки.

- Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам

- Кубики с картинками

-Пальчиковые бассейны

-Массажные мячики

-Массажные валики, массажные ежики

-Массажные кольца

-Мяч среднего размера

-Игрушки шнуровки, игрушки- застежки

-Мозаика и схемы выкладывание узоров из нее

- Мелкий конструктор типа «Лего»

-Бусы разных цветов и леска для нанизывания

-Занимательные игрушки из разноцветных пришщепок

 

 

5.Центр «Учимся строить». Важную роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. 

- Крупный строительный конструктор

-  Средний строительный конструктор

- Мелкий строительный конструктор

-  Тематические строительные наборы «Город» «Мосты», «Кремль»

-  Игра «Логический домик»

- Нетрадиционный материал картонные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками

-Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки)

-Транспорт мелкий, средний, крупный

-Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт)

-Простейшие схемы построек и алгоритмы их выполнения, закрепляемые на ковролиновом полотне.

 

6.Центр природы и экспериментальной деятельности

На стеллаже с выдвигающимися ящиками располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями, птицами, рыбками и шиншиллой

Рядом с растениями на полке размещена клетка с попугаем, а на полу клетка с шиншиллой. В центре природы расположен аквариум на уровне глаз детей.

На стене находится календарь природы, календарь погоды, рядом лежат дневники наблюдений. Настольно – печатные дидактические игры для формирования первичных естественно научных представлений «Дикие животные», «С какой ветки детки?», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Во саду ли, в огороде», «Сладкое, кислое, горькое, соленое», «Деревья наших лесов» и т.п.

Валеологические игры, экологические игры («Мои помощники», «Да- нет», «Можно, нельзя»). Имеются аудио кассет («Звуки леса», «Звуки моря», «Добро пожаловать в экологию»)

Здесь же расположена «Лаборатория природы». Стол для проведения эксперимента; стеллаж для пособий, передники.  На подставке установлен большой аквариум с водой (емкость), рядом находятся сосуды с узким и широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие. Большая емкость с водой, разные емкости, различные предметы, пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки, почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, камушки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох листья, опилки, стружка пенопласта. В групповом помещении имеется   песочный стол с крышкой для эксперимента с песком. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода. Пищевые красители. Емкости разной вместимости. Совочки, ложки, лопатки, воронки, сито, лупы, цветные и прозрачные стекла, Песочные часы. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты. Соломка для коктейля разной длины и толщины. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, вата, марля, шприцы без иглы. Схемы,  модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

 

7.Физкультурно-оздоровительный центр.

Центр распложен на одной из стен групповой  комнаты на полке- подставке с нишами и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, толстая веревка, шнур, канат, кольцебросы, кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся), скакалки, флажки, погремушки, «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий, бадминтон, поролоновых два мата, комплекс «Богатырь»(канат, веревочная гимнастическая лестница, гимнастические кольца на веревках, перекладина на веревках), наглядно- дидактические пособия («Летние виды спорта», «Зимние виды спорта») и т.д.

 

8.Центр «Мы играем в театр»

Большая и маленькая ширмы. Стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки для различных видов театров (плоскостной, кукольный, перчаточный. пальчиковый,  настольный, теневой, театр картинок). Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, магнитофон,  грим, зеркало, парики.

 

9.Центр математического развития

Математические и логические игры для детей разных уровней развития, проибретены  головоломки («Три кольца», «Чудесный круг», «Волшебные треугольники -2», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Листик», «Пентамино», «Колубово-яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра»), комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, Занимательный и познавательный математический материал, логико математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Копилка цифр»), а также приобретены и сделаны руками родителей как раздаточный материал развивающие игры  В. Воскобовича ,  «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Игравизор» «Геовизор», «Математические корзинки», «Шнур - затейник» «Волшебная восьмерка», «Теремки воскобовича», «Логоформочки», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Счетовозик», «Лепестки»,  «Коврограф «Ларчик», который висит справа от доски, «Логика- Малыш», А также в группе имеются развивающие игры Б.П. Никитина («Кубики для всех», «Сложи узор», «Уникуб», «Дроби», «Сложи квадрат»), счетные палочки, магнитная доска. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги, используя ковролиновый коврик (коврограф) и магнитную доску, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей. Схемы и планы. Наборы объемных геометрических фигур. Волшебные часы «Дни недели месяцы», действующая модель часов. Наборы развивающих заданий (по А.А. Заку). Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной творческой деятельности детей. Учебные приборы (линейки, сантиметры, весы, ростомеры для детей. Дидактические математические игры,  придуманные и сделанные самими детьми). Математические домино, лото. Имеются развивающие игры («Время», «Учимся определять время», «Мои первые цифры»,  «Части - целое», «Планета «Умножения», «Ассоциации» и т.п.)

 

10. Центр «Будем говорить правильно"     

-Зеркало, стульчики или скамеечка

-Полка или этажерка для пособий

-Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки, игрушки из полиэтиленовой пленки)

-Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат

-Цветовые сигналы разных цветов

-Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений (разноцветные фишки, магниты)

«Светофоры» для определения места звука в слове

-Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

-Картотека словесных игр по обучению словообразованию Подборка игр по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом'», «Кто за забором7», «Собери семейку» и др )

 

11.Центр «Островок тишины»

Немного удален ото всех центров. Дуга в виде полукруга прикреплена к стене. Уголок уединения закрывается полупрозрачными розовыми шторами и бордовым кантом. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.

 

12.Центр «Телефон доверия»

Стол, на котором стоит большой телефон, нажав на кнопку которого, раздается звонок. Если ребенку хочется поделиться о чем-то со взрослым, он нажимает на кнопку телефона. Педагог, услышав звонок, спешит на встречу с ребенком, чтобы выслушать его, помочь ему в данную минуту.

 

13.Географический центр расположен в шкафу с открытыми и открытыми полками, в котором находится доступный для детей материал: географические карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, дидактические игры, мини-макеты природных зон нашей страны и мира («Пустыня», «Джунгли», «Антарктида» «Тундра» и т.д.). Имеются диски («Дикая Австралазия», «Сердце пустыни», «Невидимая жизнь растений», «Насекомые», «Сочи. Российские субтропики, «Красная поляна», «Дагомыс», «География для малышей», «Вокруг света с птицами»)Материал постоянно дополняется и изменяется и направлен на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

 

14. Центр «Мини музей». Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (лаптями, кухонной утварью, ухватами, скалкой, глиняным горшком, утюгом и т. д.).

 

15. Центр «Наша библиотека»

Полка для книг, в которой  размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг (на которой располагается  сменяющаяся тематическая выставка («Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги» и др.),  иллюстративный материал, репродукции картин известных художников, два –три  постоянно меняемых детских журнала, альбом «знакомим с натюрмортом», альбом «Знакомим с пейзажной живописью», книжки самоделки, картотека загадок, скороговорок, пословиц поговорок, стол со стульчиками для рассматривания книг.

 

16.Центр  «Безопасности дорожного движения» интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

 

17.Музыкальный центр

 На открытых полках находятся музыкальные инструменты (металлафон, пианино, барабан, балалайка, погремушки, бубен, маракасы, треугольник, ложки, палочки, молоточки), звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыкальных произведений для детей по программе (по совету музыкального руководителя), музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай,  на чем играю», «Ритмические полоски», «Бубенчики», «Какая музыка?», «Посади бабочку на цветок», лото «Музыкальные инструменты»), аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных представлений, подвижных игр, пальчиковой гимнастики. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский, В. Моцарт, С. Пркофьев и др.).

 

18. • Центр ТСО (технических средств обучения). Её пространство –  полочках  деревянной этажерки и располагает магнитофоном, диктофоном, телевизором, видеомагнитофоном.

19.Информативный центр для педагогов и родителей расположена на планшетах “Советы логопеда” в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Обстановка, созданная в групповом помещении  уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию, также учитывала то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное , необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Цветовая палитра  представлена теплыми, пастельными тонами. Организуя предметную среду в групповом помещении  старалась учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. При создании развивающего пространства в групповом помещении уделила особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. В групповом помещении достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены. Предметно-развивающая среда группы  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Чаще привлекаю старших дошкольников к созданию окружающей обстановке, спрашиваю их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекаю в сам процесс преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребенку необходимо пространство, т.е. среда. Программа “Детство” предъявляет определенные требования к предметно – развивающей среде. Среда должна быть:

обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;

побуждающей детей к деятельности; способствующей развитию самостоятельности и творчества; обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка;

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся! Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Педагог, работающий по программе “Детство”, имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово!

Размеры и организация этого пространства связано с его возрастными особенностями. Среда является одним из важнейших факторов развития личности ребенка, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Правильно организованная предметно- пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенка проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности.

Предметно развивающую среду «строила для своих воспитанников совместно логопедом, родителями и детьми». Особое внимание  уделяла формированию предметно-развивающей среды, исходя из развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Обогатила среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей; конструировала таким образом, чтобы ребенок в течении дня в детском саду,  мог найти для себя увлекательное занятие, организовала так, чтобы  у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

-развивающая среда группы состоит из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; позволяет ребенку переходить от одного вида деятельности к другому.  

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе разделила  на определенные центры.

•Учебный центр;

•Центр ролевой игры;

• Центр художественного творчества искусства.

• Центр «Учимся строить»

•Центр моторного и конструктивного развития

•Центр природы и экспериментальной деятельности;

•Физкультурно-оздоровительный центр;

•Центр «Мы играем в театр»

•Центр математического развития;

•Центр «Будем говорить правильно"

•Центр «Островок тишины»

•Центр «Телефон доверия»

•Географический центр;

•Центр «Мини Музей»

•Центр «Наша библиотека»

•Центр  «Безопасности дорожного движения»

•Музыкальный центр.

• Центр ТСО.

•Информативный центр

 

1.Учебный центр

Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие, подвижные

 

 

2. Центр ролевой игры. Сюжетно – ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношение людей события. Проанализируя жизненный опыт детей своей группы и в соответствии с ним подбирала игровые принадлежности.

-Детская мебель

-Принадлежности к ролевым играм

-Различные заместители, отображающие быт взрослых.

-Куклы разных размеров

-Куклы «мальчики» и «девочки».

-Комплекты одежды для кукол по сезонам

-Куклы в одежде представителей разных профессий

-Комплект постельного белья для кукол

-Кукольная мебель

-Кукольные дома

-Набор мебели для кухни (плита, мойка, стиральная машина)

 -Набор мебели «Парикмахерская»

-Кукольные сервизы

-Коляски для кукол

-Гладильный стол, утюги, швейные  машинки

-Атрибуты для игры «Доктор»

-Атрибуты для нескольких сюжетно- ролевых игр

-Набор мебели «Магазин»

-Предметы-заместители

-Атрибуты для ряжения

 -Настенное зеркало.

 

3.Центр художественного творчества искусства. Одна из самых любимых  у  детей.

-Угловые столы для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы.

-Шкаф-полка наполнена необходимым изобразительным материалом.

-Для выставки «Наш вернисаж», где на пробковой доске на магнитиках, дети размещают свои рисунки, аппликационные работы.

-На поле «Мы мастера», располагаются работы детей по лепке. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников («Осень на полотнах художников». «Художники-оформители детских книг»)

-Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ,

-Мольберт, доска для рисования мелом и фломастерами  

-Маленькие доски для рисования

-Калька, восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши; пластилин, глина, соленое тесто

-Цветная и  белая бумага, картон, кусочки обоев, наклейки, ткани, нитки, лента, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты плакаты и другие материалы для изготовления поделок 

-Контейнеры с бусинами, контейнер бисером;  мотки, проволки,

 лески

 -Кисти, палочки, трубочки для раздувания краски, стеки ножницы, трафареты, соломки для коктеля, клише, печатки

 -Клей ПВА, клейстер

 -Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулине, цветная и шерстяная пряжа, разноцветные нитки, иголки, «Волшебный экран»

-Пооперационные карты выполнения поделок и рисования, подставка для кисточек, емкость для мусора.

4.Центр моторного и конструктивного развития. В логопедическую группу которую посещают дети моторно неловкие.

-плоскостные изображения предметов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, печатки.

- Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам

- Кубики с картинками

-Пальчиковые бассейны

-Массажные мячики

-Массажные валики, массажные ежики

-Массажные кольца

-Мяч среднего размера

-Игрушки шнуровки, игрушки- застежки

-Мозаика и схемы выкладывание узоров из нее

- Мелкий конструктор типа «Лего»

-Бусы разных цветов и леска для нанизывания

-Занимательные игрушки из разноцветных пришщепок

 

 

5.Центр «Учимся строить». Важную роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. 

- Крупный строительный конструктор

-  Средний строительный конструктор

- Мелкий строительный конструктор

-  Тематические строительные наборы «Город» «Мосты», «Кремль»

-  Игра «Логический домик»

- Нетрадиционный материал картонные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками

-Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки)

-Транспорт мелкий, средний, крупный

-Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт)

-Простейшие схемы построек и алгоритмы их выполнения, закрепляемые на ковролиновом полотне.

 

6.Центр природы и экспериментальной деятельности

На стеллаже с выдвигающимися ящиками располагается центр природы. Комнатные растения размещаются в этом центре. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями, птицами, рыбками и шиншиллой

Рядом с растениями на полке размещена клетка с попугаем, а на полу клетка с шиншиллой. В центре природы расположен аквариум на уровне глаз детей.

На стене находится календарь природы, календарь погоды, рядом лежат дневники наблюдений. Настольно – печатные дидактические игры для формирования первичных естественно научных представлений «Дикие животные», «С какой ветки детки?», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Во саду ли, в огороде», «Сладкое, кислое, горькое, соленое», «Деревья наших лесов» и т.п.

Валеологические игры, экологические игры («Мои помощники», «Да- нет», «Можно, нельзя»). Имеются аудио кассет («Звуки леса», «Звуки моря», «Добро пожаловать в экологию»)

Здесь же расположена «Лаборатория природы». Стол для проведения эксперимента; стеллаж для пособий, передники.  На подставке установлен большой аквариум с водой (емкость), рядом находятся сосуды с узким и широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие. Большая емкость с водой, разные емкости, различные предметы, пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки, почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, камушки, минералы, ракушки, семена, плоды, кора деревьев, мох листья, опилки, стружка пенопласта. В групповом помещении имеется   песочный стол с крышкой для эксперимента с песком. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода. Пищевые красители. Емкости разной вместимости. Совочки, ложки, лопатки, воронки, сито, лупы, цветные и прозрачные стекла, Песочные часы. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты. Соломка для коктейля разной длины и толщины. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, вата, марля, шприцы без иглы. Схемы,  модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

 

7.Физкультурно-оздоровительный центр.

Центр распложен на одной из стен групповой  комнаты на полке- подставке с нишами и вешалками-крючками для спортивного оборудования: мячи разных размеров, мячики массажные. Обручи, гимнастические палки, толстая веревка, шнур, канат, кольцебросы, кегли, мишени, детская баскетбольная корзина, массажные и ребристые коврики, тренажеры (постоянно меняющиеся), скакалки, флажки, погремушки, «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий, бадминтон, поролоновых два мата, комплекс «Богатырь»(канат, веревочная гимнастическая лестница, гимнастические кольца на веревках, перекладина на веревках), наглядно- дидактические пособия («Летние виды спорта», «Зимние виды спорта») и т.д.

 

8.Центр «Мы играем в театр»

Большая и маленькая ширмы. Стойка-вешалка для костюмов. Шкаф с костюмами, масками, атрибутами для обыгрывания сказок, куклы и игрушки для различных видов театров (плоскостной, кукольный, перчаточный. пальчиковый,  настольный, теневой, театр картинок). Диски и аудиокассеты для сопровождения театрализованных игр, магнитофон,  грим, зеркало, парики.

 

9.Центр математического развития

Математические и логические игры для детей разных уровней развития, проибретены  головоломки («Три кольца», «Чудесный круг», «Волшебные треугольники -2», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Листик», «Пентамино», «Колубово-яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра»), комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, Занимательный и познавательный математический материал, логико математические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Копилка цифр»), а также приобретены и сделаны руками родителей как раздаточный материал развивающие игры  В. Воскобовича ,  «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Игравизор» «Геовизор», «Математические корзинки», «Шнур - затейник» «Волшебная восьмерка», «Теремки воскобовича», «Логоформочки», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Счетовозик», «Лепестки»,  «Коврограф «Ларчик», который висит справа от доски, «Логика- Малыш», А также в группе имеются развивающие игры Б.П. Никитина («Кубики для всех», «Сложи узор», «Уникуб», «Дроби», «Сложи квадрат»), счетные палочки, магнитная доска. Здесь дети могут производить действия с цифрами, знаками, числами, ориентироваться на листе бумаги, используя ковролиновый коврик (коврограф) и магнитную доску, решать логико-математические задачи, составлять целое из частей. Схемы и планы. Наборы объемных геометрических фигур. Волшебные часы «Дни недели месяцы», действующая модель часов. Наборы развивающих заданий (по А.А. Заку). Таблицы, схемы, чертежи, пооперационные карты самостоятельной творческой деятельности детей. Учебные приборы (линейки, сантиметры, весы, ростомеры для детей. Дидактические математические игры,  придуманные и сделанные самими детьми). Математические домино, лото. Имеются развивающие игры («Время», «Учимся определять время», «Мои первые цифры»,  «Части - целое», «Планета «Умножения», «Ассоциации» и т.п.)

 

10. Центр «Будем говорить правильно"     

-Зеркало, стульчики или скамеечка

-Полка или этажерка для пособий

-Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки, игрушки из полиэтиленовой пленки)

-Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков и аффрикат

-Цветовые сигналы разных цветов

-Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений (разноцветные фишки, магниты)

«Светофоры» для определения места звука в слове

-Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

-Картотека словесных игр по обучению словообразованию Подборка игр по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом'», «Кто за забором7», «Собери семейку» и др )

 

11.Центр «Островок тишины»

Немного удален ото всех центров. Дуга в виде полукруга прикреплена к стене. Уголок уединения закрывается полупрозрачными розовыми шторами и бордовым кантом. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.

 

12.Центр «Телефон доверия»

Стол, на котором стоит большой телефон, нажав на кнопку которого, раздается звонок. Если ребенку хочется поделиться о чем-то со взрослым, он нажимает на кнопку телефона. Педагог, услышав звонок, спешит на встречу с ребенком, чтобы выслушать его, помочь ему в данную минуту.

 

13.Географический центр расположен в шкафу с открытыми и открытыми полками, в котором находится доступный для детей материал: географические карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, дидактические игры, мини-макеты природных зон нашей страны и мира («Пустыня», «Джунгли», «Антарктида» «Тундра» и т.д.). Имеются диски («Дикая Австралазия», «Сердце пустыни», «Невидимая жизнь растений», «Насекомые», «Сочи. Российские субтропики, «Красная поляна», «Дагомыс», «География для малышей», «Вокруг света с птицами»)Материал постоянно дополняется и изменяется и направлен на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

 

14. Центр «Мини музей». Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины (лаптями, кухонной утварью, ухватами, скалкой, глиняным горшком, утюгом и т. д.).

 

15. Центр «Наша библиотека»

Полка для книг, в которой  размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги-справочники, словари и словарики, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг (на которой располагается  сменяющаяся тематическая выставка («Мир сказок», «Корней Чуковский и его книги» и др.),  иллюстративный материал, репродукции картин известных художников, два –три  постоянно меняемых детских журнала, альбом «знакомим с натюрмортом», альбом «Знакомим с пейзажной живописью», книжки самоделки, картотека загадок, скороговорок, пословиц поговорок, стол со стульчиками для рассматривания книг.

 

16.Центр  «Безопасности дорожного движения» интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

 

17.Музыкальный центр

 На открытых полках находятся музыкальные инструменты (металлафон, пианино, барабан, балалайка, погремушки, бубен, маракасы, треугольник, ложки, палочки, молоточки), звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски и аудиокассеты с записью детских песенок, музыкальных произведений для детей по программе (по совету музыкального руководителя), музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай,  на чем играю», «Ритмические полоски», «Бубенчики», «Какая музыка?», «Посади бабочку на цветок», лото «Музыкальные инструменты»), аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных представлений, подвижных игр, пальчиковой гимнастики. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский, В. Моцарт, С. Пркофьев и др.).

 

18. • Центр ТСО (технических средств обучения). Её пространство –  полочках  деревянной этажерки и располагает магнитофоном, диктофоном, телевизором, видеомагнитофоном.

19.Информативный центр для педагогов и родителей расположена на планшетах “Советы логопеда” в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Обстановка, созданная в групповом помещении  уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию, также учитывала то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное , необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Цветовая палитра  представлена теплыми, пастельными тонами. Организуя предметную среду в групповом помещении  старалась учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. При создании развивающего пространства в групповом помещении уделила особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. В групповом помещении достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены. Предметно-развивающая среда группы  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Чаще привлекаю старших дошкольников к созданию окружающей обстановке, спрашиваю их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекаю в сам процесс преобразований.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекц...

Конспект с использованием ИКТ непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР смешанной логопедической группы (старший и подготовительный возраст) по лексической теме «Космос».

Конспект с использованием ИКТ непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР смешанной логопедической группы (старший и подготовительный возраст) по лексической теме «Кос...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....