ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_ds_22.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР /Автор: учитель-логопед Медведева Н.М./
ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»
ЦЕЛИ:
- Коррекционно-образовательные:
- знакомство со звуком и буквой Л, закрепление правильного произношения звука
Л;
- обучать умению доказывать принадлежность звука к группе согласных, звонких,
твердых звуков, давать полную характеристику звука;
- научить соотносить звук со зрительным образом буквы;
- продолжать обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов;
- продолжать упражнять детей в определении места звука в словах (начало,
середина, конец), учить подбирать слова к нужной схеме;
- формировать навыки чтения слогов, слов;
- совершенствовать грамматический строй речи(согласование количественных
числительных с существительными, образование слов с уменьшительно-
ласкательными суффиксами);
- закреплять знания о предложении, учить придумывать предложения с заданным
словом, составлять графическую схему предложения;
- закрепить значения слов – действий, слов – признаков.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, слух ребенка;
- развитие слухового внимания, памяти, мышления, воображения,
подражательности;
- развитие навыков ориентировки в пространстве;
- развивать интерес к логопедическим занятиям, постоянно создавать игровую
мотивацию на занятии.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать умение правильно и полно излагать свои мысли при ответе,
отвечать, не перебивая друг друга;
- воспитывать умения слушать себя и своего товарища; четко выполнять
инструкции учителя-логопеда;
Дидактический материал:
- атрибуты костюма для героя «ПИШИ – ЧИТАЙ»;
- загадки (тексты);
- мел, доска;
- предметные картинки;
- магнитофон, диск (компьютер)
- разрезные буквы для игры «Живые звуки» (В, О, Л, К.)
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте!
- Красиво стоим каждый около своего стола.
- А теперь, сядет тот, кто назовет себя ласково.
(дети называют свои имена и
садятся на рабочие места)
- Вот я с вами и познакомилась,
А меня зовут «ПИШИ – ЧИТАЙ»
И приехала я к вам из огромной страны «АБВГДейки», где живут разные звуки и буквы.
Узнала, что в детском саду очень любят с ними играть. Давайте поиграем с новым звуком, познакомимся с новой буквой.
2. Основная часть.
- С каким звуком будем играть, определите сами. Сейчас я вам загадаю загадки, звук будет находиться в отгадках.
- А вот и загадки:
- Сидит дед, - Висит груша,
В сто шуб одет, нельзя скушать.
Кто его раздевает, (лампочка)
Тот слезы проливает.
(лук)
- Четыре братца - Деревянных два коня
под одной крышей стоят. Быстро мчат с горы меня
(стол) Кони эти рыжи,
А зовут их -……(лыжи)
(дети угадывают загадки)
- Правильно. Давайте хором повторим отгадки:
- Лук, Лампочка, стоЛ, Лыжи.
(проговариваем, выделяя звук Л)
- Кто догадался, какой один и тот же звук встречается во всех отгадках?
- звук Л
- Правильно. Сегодня мы с вами будем играть со звуком Л.
- Давайте дадим характеристику звуку.
- Произнесите его.
-Л.Л.Л.
- Какой это звук, если он не тянется и не поется?
- согласный.
- Еще, что мы можем сказать про этот звук?
- этот звук твердый, как камень.
- Ладошку к горлышку поднесите. Какой звук?
- звук Л – звонкий.
- Итак: звук Л – согласный, звонкий, твердый, но может быть и мягким.
- Давайте попробуем его поймать, хлопните в ладоши, если услышите звук Л среди других звуков.
- К, М, Л, Л, Р, Л, Н, Ш, Л, Л, С, Л.
(дети хлопают)
- Открывайте ладошки, поймали звук?
- нет.
- Мы можем звук потрогать? - нет.
- Мы можем звук увидеть?
- нет.
- Правильно, есть такое правило: Звуки мы слышим и произносим
Буквы мы пишем, читаем и видим.
(на доске запись буквы Л)
- Вот давайте посмотрим все вместе: На что похожа наша буква?
- Вы все у меня сейчас «фантазеры». Давайте пофантазируем.
(разные ответы детей: Н: на ворота, на
две ноги, на крышу дома, на горку)
- Вот как сказал один поэт: Алфавит продолжит наш,
Буква Л – лесной шалаш.
- Правда похожа на шалаш? ( дети соглашаются)
- поднимите мне правую руку, давайте в воздухе указательным пальчиком правой руки нарисуем букву Л, опустите руку. Теперь указательным пальчиком левой руки нарисуем. Молодцы! А теперь двумя руками одновременно.
( дети выполняют)
- Давайте наш звук подружим с другими звуками.
(на доске запись «звукового жучка»)
А А
О О
У Л У
И И
Ы Ы
(хоровое чтение)
- Мы читали, мы читали
И немножечко устали
- Поднимайся, детвора, начинается игра.
- Теперь давайте встанем и немного отдохнем, изобразим наши слоги руками. Повторяйте все за мной.
(использование элементов фонетической ритмики)
А____________Л Л_____________А
О____________Л Л_____________О
И____________Л Л_____________И
У____________Л Л_____________У
- Садитесь.
(дети садятся)
- Вы заметили, наш звук в слогах был и в конце и в начале.
- Также и в словах, звук Л может быть и в конце, и в начале, и даже в середине
- У меня здесь приготовлено много картинок, в названии которых находится звук Л. Наша задача правильно поместить каждую картинку к нужной схеме.
Л___________ ______Л______ ____________Л
ЛУК ПИЛА СТУЛ
ЛОДКА БЕЛКА
КУКЛА
ВОЛК
СЛОН
(дети по желанию выходят к доске и выполняют задания, четко выделяя звук Л в словах)
- Пока мы с вами играли с картинками, одно слово у меня рассыпалось, давайте попробуем его собрать, поиграем в игру «Живые звуки».
(к доске вызываются 4 детей, каждому вешается на грудь буква и дети самостоятельно должны сложить слово.)
- Прочитаем, что у нас получилось.
О, Л, В, К ----------------------В О Л К
(читают хором)
- Кто такой ВОЛК?
- ВОЛК – это дикое животное.
- Правильно. Где в этом слове спрятался звук Л?
- В середине.
- Сколько в этом слове звуков?
- В этом слове четыре звука.
- Сколько согласных?
- В этом слове три согласных звука.
- Назовите.
- В, Л, К.
- Сколько гласных звуков?
- Один. О.
- Сколько слогов в слове ВОЛК?
- Один. (делят слово на слоги
разными способами.)
- Мы знаем правило: Сколько гласных,
Столько и слогов.
- Молодцы!
- Тихонечко все встанем и с вами разомнемся:
Физминутка:
(Из положения «стойка ноги врозь, руки на поясе» выполняют наклоны в соответствии с текстом.)
Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперед, назад,
Много-много раз подряд
Влево, вправо, вперед, назад.
- Садитесь.
(садятся на рабочие места)
- Ребята, если папа – ВОЛК,
То мама - ….
- ВОЛЧИЦА.
- Как назовем детеныша, если он один?
- ВОЛЧОНОК.
- Если их много?
- ВОЛЧАТА.
- Давайте посчитаем волчат. Игра «От 1 до 10»
(хором считают)
- 1 волчонок
- 2 волчонка
- 3 волчонка
- 4 волчонка
- 5 волчат и т.д.
- Что может делать волк? Назовите слова – действия.
(перечисляют)
- Бегать, прыгать,
Рычать, злится, кушать
- Давайте с вами попробуем составить предложения со словом ВОЛК.
( дети составляют)
( спросить двух, трех человек)
( дети называют свои
предложения)
- Чье предложение вам понравилось больше?
(называют)
- Давайте составим схему к нему ………. у доски, все остальные самостоятельно на своих рабочих местах.
( дети выполняют задание)
- Проверяем. У всех так получилось?
- МОЛОДЦЫ! Убираем свои схемы.
3. Подведение итогов занятия.
- Кто мне скажет, что мы сегодня с вами делали? В какие игры играли? С чем познакомились?
(дети перечисляют)
- Вечером обязательно слепите из пластилина букву Л и покажите маме и папе, пусть они угадают, что это за буква.
- Вы сегодня МОЛОДЦЫ! Как мы с вами хорошо поиграли. Какие вы были все внимательными, сколько вы много знаете всего. Мне очень понравилось с вами играть, надеюсь, и гостям нашим тоже понравилось. Время - расставаться, «ПИШИ – ЧИТАЙ» отправляется в другой детский сад, но, я думаю, он еще обязательно придет к вам.
- Тихонечко все встали, идем отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: " Закрепление звуков [д] и [д\'], буквы Д"
Задачи:- закрепить звуки [д] и [д\'], букву Д; закрепить умение делить слово на слоги, ставить ударение; продолжать учить делать звуковой анализ слова;- развивать фонематический слух, внимание, память,...
Конспект интегрированной НОД по теме: «Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....
Конспект интегрированного занятия по теме: «Транспорт. Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова» ( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Открыток занятие для родителей....
Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: Согласный звук «Х», «Х’» и буква «Х».
Цель: -познакомить с согласным звуком и буквой Х. Дифференцировать понятия «звук», «буква».-упражнять в произношении, артикуляции, определении места звука в словах. Напис...
Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.
Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П
Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем при подготовке детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет учителя...