ИНТЕГРАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
статья по логопедии по теме

Варзина Ольга Владимировна

                     Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставится диагноз «умственная отсталость». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ, КАК  СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Варзина О.В.

МБДОУ «ДСКВ № 68»  г.Братск

Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Каменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между телом, разумом и языком. Таким образом, все чему учат человека должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.  

Наиболее полное  понимание педагогической интеграции дается, на наш взгляд,  В.С. Безруковой, рассматривающей её как

- ведущую идею, отражающую особенности современного  этапа развития и гарантирующую достижение более высоких результатов педагогической деятельности;

- Процесс установления связей между объектами и создание новой системы в соответствии с предполагаемым результатом;

- Результата или формы, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например, интегрированное занятие.

В педагогической литературе выделяются следующие виды интеграции:

Содержательная интеграция:

Это межпредметная и мультипредметная интеграция (Объединение двух или нескольких разделов, н-р, развитие речи и художественная литература, речевое развитие и музыкальное воспитание и т. п.),  а так же

-   Создание интегративных курсов, программ  по различным направлениям развития дошкольников;

Содержательная интеграция включает в себя следующие направления:

1. Использование средств одной   образовательной области для организации  или оптимизации образовательного процесса  другой образовательной области

2. Интеграция детских видов деятельности

3. Интеграция содержания и задач психолого – педагогической  работы

Организационно – технологическая интеграция включает в себя

 - Интегративные формы обучения (занятия, развлечения, интегрированный день)

- интегративные технологии (проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение и т п.)

- Личностно – деятельностная интеграция -  объединение деятельности участников педагогического процесса: воспитателя, учителя – логопеда, музыкального руководителя, педагога – психолог.

Каким же образом можно использовать идеи интегрированного обучения в коррекционной работе, проводимой учителем – логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР?

Ведущей образовательной областью, задачи которой решаются в процессе логопедических занятий  является безусловно «Коммуникация», а ведущим видом детской деятельности – коммуникативная . Но для того, чтобы работа по коррекции речевых недостатков бала более успешна мы используем возможности других образовательных областей.

Так  образовательная область «Здоровье»  способствует решению таких задач как  развитие рече – двигательного аппарата, нормализация межполушарных связей, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания.  

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. У детей, имеющих речевые нарушения развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание. Поэтому в каждое занятие мы включаем  приемы развития мелкой моторики:

Кинезиологические упражнения - это упражнения доступные по технике выполнения старшему дошкольнику, способствующие расширению возможностей мозга, восстановлению межполушарного взаимодействия, нарушенного стрессом, способность вовремя включиться на выполнение задания и, что не менее важно, вовремя отключиться.

Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание втеплой воде различных предметов: шариков, карандашей, палочек;

Игры с мелкими предметами  - мозаикой, пуговицами, крупами и т. п.

Пальчиковые игры со  словесным сопровождением и т. п.

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция, поэтому неотъемлемой частью логопедических занятий являются игровые упражнения, направленные на формирование правильного дыхания. Они  очень важны для развития  детского организма в целом, так как при этом улучшается  снабжение мозга кислородом, снимается усталость, происходит выброс грязной энергии (страх, агрессия).   Правильное дыхание  положительно воздействует  на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу.

Особую ценность имеют различные виды самомассажей, так как позволяют повысить адаптивные  способности  организма, размягчить мышечные зажимы,  позволяют снять мышечное напряжение, избавить от неприятных ощущений, повысить работоспособность. В зависимости от характера проблем детей и целей занятия  мы используем разные виды самомассажей: интеллектуальный, артикуляционный, антистессовый, блиц- массаж. Наиболее любимы детьми разные виды игровых парных самомассажей, так как они  способствуют воспитанию  толерантности,  и формированию адекватного  реагирования на сверстников, а текстовое сопровождение способствует автоматизации звуков в словах и фразовой речи.

Ну и конечно же, артикуляционная гимнастика, без которой не обходится не одно занятие. Являясь собственно здоровьесберегающей технологией, она является важнейшей составляющей в коррекции и профилактике речевых нарушений.

Огромным подспорьем для решения задач речевого развития является  образовательная область «Художественная  литература».

Мы просто не можем обходится без логорифм: чистоговорок, скороговорок, стихов – как поэтического сопровождения коррекции речи у детей, используем литературные тексты для автоматизации звуков во фразовой речи, развития связной речи, обучения пересказу,  читаем отрывки художественных  произведений, давая образцы правильной литературной речи.

Еще одно направление содержательной интеграции – это интеграция детских видов деятельности

На логопедических занятиях, как групповых, так и индивидуальных мы широко используем возможности  продуктивных видов детской деятельности для оформления продуктов детского речевого творчества. Мы создаем с детьми коллажи, индивидуальные  книжки-малышки, книги, как продукт совместной деятельности детей,  групповые  альбомы, стенгазеты,  изготовление  театров, масок   для обыгрывания текстов.

Не можем мы обойтись и без ведущего вида детской деятельности. Для решения задач речевого развития мы используем все виды игр: дидактические, подвижные, ролевые, театрализованные. Виды игр подбираются в соответствии с задачами занятия и направлением коррекционной работы.

 Интеграция содержания и задач психолого – педагогической  работы на логопедических занятиях ярче всего прослеживается на примере образовательных областей «Познание» - «Коммуникации»

В процессе развития   лексико – грамматических компонентов речи и формирования связной речи решаются задачи:

А) математического развития (н-р, задача – согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже)

 Б)задачи сенсорного  развития (представления о форме, величине, цвете и других характеристиках предметов)

В) В процессе знакомства с лексическими темами расширяются представления о предметном окружении, свойствах и качествах предметов

В) Развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.  

С этой целью мы широко используем методы ТРИЗ и РТВ, способствующие дивергентному и (творческому)  креативному (умственные способности) речевому развитию,

Организационно – технологическая интеграция

Предполагает использование адекватных форм  образовательной работы для решения задач двух и более образовательных   областей. Этот вид итеграции тесно связан с личностно – деятельностной интеграцией, так предполагает участие разных специалистов детского сада.

Виды интегративных форм образовательной деятельности,  которые мы используем в практике работы нашего детского сада

Логоритмика – утренняя гимнастика с ритмичным, рифмованным голосовым озвучиванием. Ритм слов, нужный тембр голоса создает и задает эмоциональное выражение выполняемым упражнениям. В этом виде деятельности наряду с учителем – логопедом участвует инструктор по ф/к.

Логоритмические музыкальные занятия - Самостоятельные занятия,  построенные на интеграции деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда. На этих занятиях интегрируются задачи трех образовательных областей:  «Коммуникации», «Музыка», «Здоровье»

Интегрированные занятия, как форма обобщения, подведения итогов темы. Они могут проходить в виде досугов, праздников, развлечений, игр – путешествий. В процессе таких занятий на равноправной основе соединяются знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга.  

Интересной формой организационно – технологической интеграции является игровой образовательный  модуль. Это объединение занятий либо  различных видов детской деятельности  на основе какого – либо сюжета, темы на протяжении длительного времени, что особенно актуально в условиях работы логопедической группы, когда дети в течение недели погружаются в какую – либо лексическую тему.

Модуль  имеет определенную структуру, характерными особенностями которой являются:

- интеграция  всех  видов детской деятельности;

- решение  нескольких целей и задач за короткий отрезок времени;

- возвращение  исходного смысла занятию, как занимательному  делу;

-  сюжет, который  разворачивается на протяжении длительного времени;  

- Отсутствие психологического давления на ребенка.  Дети усваивают знания не потому, что это запланировал педагог, а потому что это понадобиться им в сегодня или в ближайшем будущем.

Таким образом, интегрированный подход, основанный на единстве законов природы и целостности  восприятия ребенком окружающего мира, выступает как ведущий принцип проектирования содержания дошкольного образования на современном этапе. Он позволяет  обеспечить условия для организации воспитательно – образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает  базовые категории с разных точек зрения в разных образовательных сферах.

Литература:

1. Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.

2. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6.

3. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург; Кемерово, 2005.



Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ В РАБОТЕ С  ДЕТЬМИ  УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставится диагноз «умственная отсталость».

Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь — как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке. Все эти изменения, в отношении к людям с нарушениями в развитии, связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX века в США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями,  в общество и образовательную среду (Н. Н. Малофеев, 1996, 2003; Н. М. Назарова, 1996; Л. М. Шипицына, 1996-2004; А. Р. Маллер, 2000; А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, 2003; А. Бакк, К. Грюневальд, 2001 и др.).

В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

В настоящее время целесообразность обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в передовых демократических странах не является предметом обсуждения, так как по всемирным и европейским нормативным актам образование этих лиц гарантируется государством. В Российской Федерации право на образование данной категории обучающихся закреплено Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании».

Обучение детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью стало возможным с правовой точки зрения, но вопросы определения содержания и методов их образования остаются открытыми и требуют научно-методической разработки.

Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между телом, разумом и языком. Таким образом, все чему учат человека должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.  Наиболее полное понимание педагогической интеграции даётся, на мой взгляд, В. С. Безруковой, рассматривающей её как:

- Ведущую идею, отражающую особенности современного этапа развития и гарантирующую достижение более высоких результатов педагогической деятельности;

- Процесс установления связей между объектами и создание новой системы в соответствии с предполагаемым результатом;

- Результата или формы, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь, друг с другом, например –  интегрированное занятие.

В педагогической литературе выделяются следующие виды интеграции:

Содержательная интеграция:

Это межпредметная и мультипредметная интеграция (Объединение двух или нескольких разделов. Например, развитие речи и художественная литература; речевое развитие и счёт и так далее). А также: - Создание интегративных курсов, программ по различным направлениям развития школьников.

Содержательная интеграция включает в себя следующие направления:

1. Использование средств одной   образовательной области для организации или оптимизации образовательного процесса другой образовательной области;

2. Интеграция детских видов деятельности;

3. Интеграция содержания и задач психолого – педагогической работы.

Организационно – технологическая интеграция включает в себя:

- Интегративные формы обучения (уроки, факультативные занятия, развлечения, интегрированный день);

-Интегративные технологии (проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение и так далее);

- Личностно–деятельностная интеграция: объединение деятельности участников педагогического процесса: учителя предметника, учителя – логопеда, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, педагога – психолог, учителя по физической культуре.

В последнее десятилетие XX века в большинстве стран мира отмечались существенные изменения, связанные с развитием интеграции и формированием нового отношения государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, к детям с особыми нуждами, к детям-инвалидам.

Последние 10-20 лет интеграция успешно осуществляется в западноевропейских странах. Имеются определенные положительные результаты и в нашей стране, хотя менее существенные, учитывая наши трудные социально-экономические условия (Н. Н. Малофеев, 1996; Л. М. Шипицына, 1998, 2004).

Эти два слова — «сопровождение» и «интеграция» — в нашей стране еще 10 лет назад не употреблялись. Эти подходы были весьма слабо разработаны в нашей науке и не применялись практически.

В настоящее время, когда в России систематически проходят международные конференции по проблемам интегрированного обучения и организации служб сопровождения, когда появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдаленных регионах.

Теперь слова «сопровождение» и «интеграция» вошли в наш повседневный обиход, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.

Литература:

1.Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с., илл.

2.Маллер, А.Р .Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0 -4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. – 220с.

4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный , 1 -4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; М.: Просвещение.

5.Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семьеи обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью

Применение в коррекционной  работе с детьми с  умственной отсталостью легкой степени нетрадиционных методов, таких как песочная терапия....

Логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью, используя элементы методики Монтессори.

Статья посвещена работе с детьми с умственной отсталостью с использованием методики Монтессори...

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью

Авторская дидактическая игра "Наряди куклу"  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17657525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"...

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью.

Вязаные пособия оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на общее психическое развитие ребенка.Использование в игре цв...

Статья "Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью."

Театрализованная деятельность является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Участвуя в театрализации, дети учатся преодолев...

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и сре...