Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.
статья

Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и средствами общения с окружающими, развитие потребности во взаимодействии друг с другом, обогащение словаря, способности подражания речи взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с      тяжёлой умственной отсталостью.

Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта  взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и средствами общения с окружающими, развитие потребности во взаимодействии друг с другом, обогащение словаря, способности подражания речи взрослых.

Реализация образовательных задач осуществляется, прежде всего, игровой деятельности детей. Особое место среди них занимают театрализованные  игры. Это и  вид деятельности, и средство развития, в котором  принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением).

Театрализованная деятельность является эффективным психотерапевтическим и развивающим  средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Участвуя в театрализации, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным  эмоциям, чувствам, состояниям. Дают детям возможность  улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.

В своей статье хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Театрализованные игры проводим индивидуально или в подгруппе от 15 минут и более( учитывая возраст детей и психические индивидуальные возможности) атак же используем как часть комплексного занятия изменяя  в процессе занятия двигательную активность детей.

Игра ориентирована  на совместную деятельность детей и взрослых. Моделируя различные ситуации  общения, театрализованные  игры способствуют  формированию познавательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей.

Дети, ранее не проявлявшие интереса, постепенно начинают прислушиваться, затем наблюдают за действиями других детей, и даже не принимая участия в игре, следят за сюжетом, а при систематических занятиях начинают включаться в игру.

Подготовка к театрализованным играм и изготовление атрибутов к сказкам так же способствуют развитию их коммуникативных способностей. В своей работе мы используем сюжеты русских народных сказок: «курочка Ряба»,  «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», а так же сказки писателей К. Чуковского «Цыплёнок», В. Сутеева  «Кто сказал «мяу?»; «Утёнок и цыплёнок»; С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Играя в любимую сказку, ребёнок начинает понимать, что он многое узнает, умело делает, по-доброму общается и за это его любят и уважают окружающие.  

В статье предложен конспект комплексного занятия  для детей с тяжёлой  умственной отсталостью. (Дети не говорящие), речь на уровне вокализации  и звукоподражания. Педагогический замысел:

-Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Цыплёнок»

- Развивать звукоподражание

- Учить имитировать движения животных и птиц

- Развивать коммуникативные способности

Оборудование:

 На столе находятся персонажи кукольного театра: цыплёнок,  курочка,  петушок, лягушка, кот, коврик-лужайка, заборчик.

 Дети сидят на диване.

- Сегодня мы будем играть в сказку К. Чуковского «Цыплёнок». (Во время рассказывания сказки  воспитатель выделяет голосом каждого персонажа, звукоподражание  и жесты.)

- Жил был на свете цыплёнок. Он был маленький, вот такой.

- Но он думал, что он большой и важно задирал голову. Вот так.

- И была у него мама. Мама его очень  любила, и была вот такая:

-  Мама кормила его червячками. И были эти червячки вот такие:

- Как то раз налетел на маму чёрный кот, и прогнал её со двора, и был чёрный кот вот такой:

- Цыплёнок остался у забора один.

-Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так:

И во всё горло закричал: ку-ка-ре-ку! И важно посмотрел по сторонам: Я ли не удалец. Я ли не молодец!

- Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею вот так: И что было сил запищал:  «пи-пи-пи». Я то же удалец!  Я тоже молодец! Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так:

- в луже сидела лягушка, она увидела цыплёнка и засмеялась: ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! И была лягушка вот такая:

- Тут к цыплёнку подошла мама. Она приласкала его. Вот так:

Воспитатель показывает на раскрытых ладонях фигуру цыплёнка каждому ребёнку.

Воспитатель показывает. Дети повторяют.

Воспитатель показывает курочку, вместе с  детьми произносит «мама».

Каждый ребёнок получает мармеладного червячка, рассматривает его.

Каждый ребёнок повторяет слово кот, а после слова «прогнал» топают ногой.

Воспитатель даёт в руки ребёнку цыплёнка и говорит «один».

Имитируем движения.

Погладим себя.

Имитируем движения и звукоподражание.

Дети повторяют звукоподражание «ха-ха-ха-ха»

Воспитатель даёт детям поочерёдно цыплёнка и спрашивает: Как мама приласкала цыплёнка? Дети обнимают его. Гладят руками.

Вот и сказке конец! Дети хлопают в ладоши.

- Посмотрите, что это на столе? (Дети встают и подходят к столу).

На столе лежат заготовки из пластилина (шарики, цилиндрики, цветные перья, бусинки).

Хотите сделать из пластилина курочку, цыплёнка и петушка?

Сначала соединяют части: шарики – голова, туловище; цилиндры – шея, перья –хвост и крылья; дополняют мелкими деталями – бусинами, кусочками пластилина. (Работа выполняется с помощью взрослого).

  Молодцы!

- Как пищит цыплёнок?

- Как кудахчет курочка?

- Как поёт петушок?

А теперь поиграем в игру «Курочка, цыплята и кот». Курочка – воспитатель, цыплята – дети. Под весёлую музыку клюют зёрна. Когда музыка сменяется  тревожными аккордами, цыплята бегут к маме – курице.

После занятия предложить детям игрушки (курочка, петушок и цыплята) для самостоятельной игры.

Таким образом, можно сделать вывод: театрализованные игры – это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это живой творческий процесс, позволяющий детям с умственной отсталостью получать множество познаний. Это представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря театрализованным играм  ребёнок познаёт мир не только умом но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Так проявляется коррекция личности ребёнка, расширяется репертуар его эмоционально – поведенческих реакций. Использование театрализованной игры в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми даёт большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

                                             Используемая литература:  

  1. Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью.

СПб ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2012г

  1. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Под редакцией проф. Л. Б.Баряевой СПб 2006г
  2. Театрализованные игры в коррекционно – развивающей среде с дошкольниками. Под общей редакцией проф. Л. Б.Баряевой и доцента И. Г. Вечкановой СПб 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....

Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...

Статья "Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью."

Театрализованная деятельность является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Участвуя в театрализации, дети учатся преодолев...

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста»

Большое значение в развитии коммуникационных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая ...