Статья "Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью."
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и средствами общения с окружающими, развитие потребности во взаимодействии друг с другом, обогащение словаря, способности подражания речи взрослых.
Реализация образовательных задач осуществляется, прежде всего, игровой деятельности детей. Особое место среди них занимают театрализованные игры. Это и вид деятельности, и средство развития, в котором принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением).
Театрализованная деятельность является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Участвуя в театрализации, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.
В своей статье хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Театрализованные игры проводим индивидуально или в подгруппе от 15 минут и более( учитывая возраст детей и психические индивидуальные возможности) атак же используем как часть комплексного занятия изменяя в процессе занятия двигательную активность детей.
Игра ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Моделируя различные ситуации общения, театрализованные игры способствуют формированию познавательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей.
Дети, ранее не проявлявшие интереса, постепенно начинают прислушиваться, затем наблюдают за действиями других детей, и даже не принимая участия в игре, следят за сюжетом, а при систематических занятиях начинают включаться в игру.
Подготовка к театрализованным играм и изготовление атрибутов к сказкам так же способствуют развитию их коммуникативных способностей. В своей работе мы используем сюжеты русских народных сказок: «курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», а так же сказки писателей К. Чуковского «Цыплёнок», В. Сутеева «Кто сказал «мяу?»; «Утёнок и цыплёнок»; С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Играя в любимую сказку, ребёнок начинает понимать, что он многое узнает, умело делает, по-доброму общается и за это его любят и уважают окружающие.
В статье предложен конспект комплексного занятия для детей с тяжёлой умственной отсталостью. (Дети не говорящие), речь на уровне вокализации и звукоподражания. Педагогический замысел:
-Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Цыплёнок»
- Развивать звукоподражание
- Учить имитировать движения животных и птиц
- Развивать коммуникативные способности
Оборудование:
На столе находятся персонажи кукольного театра: цыплёнок, курочка, петушок, лягушка, кот, коврик-лужайка, заборчик.
Дети сидят на диване.
- Сегодня мы будем играть в сказку К. Чуковского «Цыплёнок». (Во время рассказывания сказки воспитатель выделяет голосом каждого персонажа, звукоподражание и жесты.)
- Жил был на свете цыплёнок. Он был маленький, вот такой. - Но он думал, что он большой и важно задирал голову. Вот так. - И была у него мама. Мама его очень любила, и была вот такая: - Мама кормила его червячками. И были эти червячки вот такие: - Как то раз налетел на маму чёрный кот, и прогнал её со двора, и был чёрный кот вот такой: - Цыплёнок остался у забора один. -Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так: И во всё горло закричал: ку-ка-ре-ку! И важно посмотрел по сторонам: Я ли не удалец. Я ли не молодец! - Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею вот так: И что было сил запищал: «пи-пи-пи». Я то же удалец! Я тоже молодец! Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так: - в луже сидела лягушка, она увидела цыплёнка и засмеялась: ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! И была лягушка вот такая: - Тут к цыплёнку подошла мама. Она приласкала его. Вот так: | Воспитатель показывает на раскрытых ладонях фигуру цыплёнка каждому ребёнку. Воспитатель показывает. Дети повторяют. Воспитатель показывает курочку, вместе с детьми произносит «мама». Каждый ребёнок получает мармеладного червячка, рассматривает его. Каждый ребёнок повторяет слово кот, а после слова «прогнал» топают ногой. Воспитатель даёт в руки ребёнку цыплёнка и говорит «один». Имитируем движения. Погладим себя. Имитируем движения и звукоподражание. Дети повторяют звукоподражание «ха-ха-ха-ха» Воспитатель даёт детям поочерёдно цыплёнка и спрашивает: Как мама приласкала цыплёнка? Дети обнимают его. Гладят руками. |
Вот и сказке конец! Дети хлопают в ладоши.
- Посмотрите, что это на столе? (Дети встают и подходят к столу).
На столе лежат заготовки из пластилина (шарики, цилиндрики, цветные перья, бусинки).
Хотите сделать из пластилина курочку, цыплёнка и петушка?
Сначала соединяют части: шарики – голова, туловище; цилиндры – шея, перья –хвост и крылья; дополняют мелкими деталями – бусинами, кусочками пластилина. (Работа выполняется с помощью взрослого).
Молодцы!
- Как пищит цыплёнок?
- Как кудахчет курочка?
- Как поёт петушок?
А теперь поиграем в игру «Курочка, цыплята и кот». Курочка – воспитатель, цыплята – дети. Под весёлую музыку клюют зёрна. Когда музыка сменяется тревожными аккордами, цыплята бегут к маме – курице.
После занятия предложить детям игрушки (курочка, петушок и цыплята) для самостоятельной игры.
Таким образом, можно сделать вывод: театрализованные игры – это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это живой творческий процесс, позволяющий детям с умственной отсталостью получать множество познаний. Это представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря театрализованным играм ребёнок познаёт мир не только умом но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Так проявляется коррекция личности ребёнка, расширяется репертуар его эмоционально – поведенческих реакций. Использование театрализованной игры в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми даёт большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Используемая литература:
- Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
СПб ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2012г
- Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Под редакцией проф. Л. Б.Баряевой СПб 2006г
- Театрализованные игры в коррекционно – развивающей среде с дошкольниками. Под общей редакцией проф. Л. Б.Баряевой и доцента И. Г. Вечкановой СПб 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....
Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.
Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...
Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....
Статья " Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников"
Статья по развитию речи...
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и сре...
Статья «Игра, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье описано влияние игры на формирование коммуникативных навыков детей, приемы, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми для развития умения вести диалог....