Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают примерную структуру индивидуальных занятий с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_individualnykh_zanyatiy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ФНР.
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: автоматизация звука «ш» в различных позициях.
Цели:
- Закреплять умение правильно произносить звук «ш» в различных позициях.
- Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Упражнять в умении конструировать слова и предложения.
Оборудование: картинки со звуком «ш», мяч, кукла Незнайка.
Ход занятия:
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Змея», «Шарик» - длительное и отрывистое произношение звука «ш».
- Повторение слоговых цепочек:
ша-шо-шу-ши, шо-шу-ши-ша, шу-ши-ша-шо, ши-ша-шо-шу,
шаш-шош-шуш-шиш
- Игра с мячом «Закончи словечко», добавив слоги
- ша: ка…, кры…, Ма…, Ми…;
- шок: ме…, пету…, пу…, сти…;
- шка: кату…, ко…, лягу…, поду….
- Игра «Научи Незнайку» - Незнайка очень хочет быть добрым и вежливым, научим его говорить ласковые слова:
каша – кашка окно - … Катя - …
ухо - … зима - … Алёна - …
солнце - … муха - … Люба - ….
- Игры с картинками:
- отработать названия картинок, уточнить понимание;
- отгадать загадки: Два брюшка, четыре ушка (подушка).
Села на окошко наша серенькая (кошка).
- подобрать картинки парами, объяснить, почему так подобрано:
Швейная машинка – катушка, шишка – мешок, кувшин – вишня,
Шкаф – штаны, шапка;
- закончить предложение:
Шьют на …, очень мягкая пуховая…, шишки высыпали из…,
Паше купили тёплую…, бабушка испекла пирог с …,
Игрушки убрали в…, молоко налили в…;
- игра-шутка «Что чему мешает?» (составление предложений по картинкам):
Шкаф мешает кошке. Кувшин мешает подушке. Штаны мешают шапке.
- игра-шутка «Что с чем ушло?» (составление предложений по картинкам):
Кошка ушла с кувшином. Шкаф ушёл со штанами. Швейная машинка ушла со штанами.
- Итог занятия.
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Автоматизация звука «ж» в прямом ударном слоге в середине слова.
Цели: 1. закреплять умение правильно произносить звук «ж» в середине слова в прямом ударном слоге;
2. упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
3.упражнять в образовании названий детёнышей животных.
Оборудование: предметные картинки со звуком «ж» в названии; магнитная доска с фигурками животных и их детёнышей; мяч; игрушка медведь и игрушка мышонок.
Ход занятия: 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Жук», «Пчела», «Мотоцикл» - произнесение звука «ж» длительно, отрывисто, в сочетании со звуком «д».
2. Упражнение «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши, услышав слово со звуком «ж»): жаркий, красный, холодный, жалобный, тихий, жёлтый, жадный, маленький, тяжёлый.
- Игра с мячом «Повтори» (повторить слово, вернув мяч):
ежата, пижама, уважение, снежинка, наживка, медвежонок, баклажаны.
- Игра «Подарки для мишки и мышонка»:
Мишке – флаг, мышонку – флажок
пирог пирожок
утюг утюжок
круг кружок
сапог сапожок
книга книжечка
- Игры с картинками: пижама, медвежонок, снежинка, баклажан.
Задание: узнать картинку по началу слова.
Задание: закончить предложение:
- Медведица играет с ….
- В воздухе медленно кружатся ….
- Мама купила тёплую ….
- Вкусную икру сварили из ….
- игра «Зоопарк» с использованием магнитной доски и изображений животных.
В зоопарке живут ежи, ужи, моржи, медведи, жирафы.
У всех есть детёныши: у ежа – ежата, у ужа – ужата, у моржа – моржата, у медведя – медвежата, у жирафа – жирафята.
Все мамы гуляют со своими детёнышами: ежи – с ежатами, ужи – с ужатами,
моржи – с моржатами, медведи – с медвежатами, жирафы- с жирафятами.
- Итог занятия.
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Произношение звука «р» в сочетаниях «тр-др».
Цели: 1. Закреплять произношение звука «р» в сочетаниях «тр-др» в прямом безударном слоге.
2. Расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт».
3. Корректировать слоговую структуру слов.
Оборудование: предметные картинки: метро, трамвай, троллейбус, автобус, корабль, дрова, трава, друзья, дровосек; слоговая линейка, фигурка ёжика, мяч.
Ход занятия: 1. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Барабан», «Машина буксует», «Мотор».
2. Игра с мячом: повторить слог, возвращая мяч: ТРА, ДРА, ТРО, ТРУ, ДРУ, ДРО, ДРЫ, ТРЫ.
3. Игра «Транспорт».
Как можно одним словом назвать то, что изображено на картинках: трамвай, метро, троллейбус, корабль, автобус?
Что можно отнести к подземному транспорту, наземному транспорту, водному транспорту?
4. Игра «Четвёртый лишний». Что лишнее? Почему?
ТРАМВАЙ, МЕТРО, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС
ТРАМВАЙ, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, КОРАБЛЬ
5.Работа со слоговой линейкой.
Сколько частей в словах ТРАМВАЙ, МЕТРО, АВТОБУС? (сколько яблочек уронит ёжик по пути).
Какое слово самое длинное? Сколько в нём частей? В каком слове две части?
6. Составление предложений по картинкам – отработка произношения звука «р» в сочетаниях «тр-др» во фразовой речи.
- Дровосек пошёл в лес за дровами.
- Дровосек трудился до утра.
- Дровосек нёс дрова по тропинке.
- Дровосек положил дрова на траву.
- Дрова лежат на траве возле тропинки.
7. Итог занятия.
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: постановка звука «р». Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и фразах.
Цели: - логопедические: развивать артикуляционную моторику, постановка звука «р», продолжать автоматизировать звук «ш», учить образовывать существительные во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить составлять предложения с предлогом «на»;
- психологические: отрабатывать навыки релаксации, развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход занятия:
1. Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение «Слонёнок»: средний палец руки выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слонёнок вышел на прогулку (упражнение выполняется и правой и левой рукой).
- упражнение «Лодочка» под речёвку: «Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки». Ладони соединить, поставить на ребро, большие пальцы прижать к ладоням.
2. Артикуляционная гимнастика.
- упражнение «Маляр» - подъём широкого кончика языка за верхние зубы;
- упражнение «Лошадка», «Барабан» - подъём широкого кончика языка к нёбу;
3. Постановка звука «р» при помощи зонда.
4. Игра «Шарик» - развитие фонематического слуха.
Ход игры: ребёнку предлагается внимательно послушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове звук «ш» есть, ребёнок поднимает символ этого звука.
5. Автоматизация звука «ш»
- в слогах: выполняется физкультминутка. Руки вверх – ша-ша-ша, руки вперёд – шо-шо-шо, руки в одну сторону – шу-шу-шу, руки в другую сторону – ши-ши-ши.
- в словах: игра «Волшебный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка предметы и называет их в единственном числе, во множественном числе, ласково. Лексический материал: шарик, шапка, машина, мышка, мишка, кошка, лошадка.
6. Составление предложений с предлогом «на» с использованием предметов из предыдущей игры.
- Шарик лежит на столе.
- Лошадка стоит на полу.
- Мишка сидит на стуле.
7. Игра «Шалтай – болтай» - обучение приёмам расслабления.
Шалтай – болтай сидел на стене,
Шалтай – болтай свалился во сне.
Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.
- Итог занятия. Вспоминаем, что делали на занятии, определяем домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»
Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной под...
КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».
Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие на дифференциацию звука содержит в себе этапы, направленные на закрепление автоматизируемого звука, и на различение звуков: на развитие фонематического слуха и восприятие. Саня и Маша в гостя...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы
Такой вид деятельности, как использование педагогической песочницы позволяет применить индивидуальный подход к дошкольникам с речевыми нарушениями, используя игру, как природу ребенка дошкольного возр...