Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной поддержки.
Использование "визуальной поддержки" способствует, в первую очередь, более быстрому и эффективному расположению ребёнка по отношению ко взрослому, снятию тревожности, формированию умения планировать и выстраивать в цепочку свои действия, повышению самостоятельности на занятиях детей, имеющих ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: постановка звука [Р]
Задачи:
Образовательные:
Формирование устойчивых артикулем
Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики
Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох
Развитие фонематического слуха
Развитие мышления, внимания
Воспитательные:
Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца
Развитие способности регулировать свое поведение
Здоровьесберегающие:
Формирование правильной осанки
Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий
Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), зеркало, зондозаменители, фланелеграф, мольберт, колокольчики.
Ход занятия:
I. Организационный момент (подготовка к занятию)
После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.
Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)
«Лопатка»
«Иголочка»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Парус»
«Маляр»
«Часики»
«Качели»
«Лошадка»
«Грибок»
«Барабан»
Развитие фонематического слуха
Логопед предлагает ребёнку поиграть в колокольчик, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).
Постановка звука [Р] (смешанный способ)
По подражанию в положении сидя (в качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком) и механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя.
Развитие мелкой моторики
Ребёнку предлагается выбрать игру из зоны «Послушные ручки» (мячики Су-Джок и массажные пальчиковые колечки, прищепки, кубики, шнурочки, счётные палочки, пуговицы и т.д.)
Работа над дыханием
Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Часики».
И.п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик - так» (10 раз - на выдохе).
Развитие слухового внимания, мышления и быстроты реакции
Логопед предлагает ребёнку выполнить действия наоборот:
- закрой рот → ребёнок открывает рот;
- открой рот → ребёнок закрывает рот;
- открой глаза → ребёнок закрывает глаза;
- закрой глаза → ребёнок открывает глаза;
- покажи язык → ребёнок прячет язык;
- спрячь язык → ребёнок показывает язык;
- подними руки → ребёнок опускает руки;
- опусти руки → ребёнок поднимает руки.
II. Подведение итогов занятия
Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: постановка звука [Р]
Задачи:
Образовательные:
Формирование устойчивых артикулем
Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли
Упражнять в употреблении пространственных предлогов на, под, за, в
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной моторики
Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох
Развитие фонематического слуха
Развитие графо-моторного навыка
Развитие внимания
Воспитательные:
Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца
Развитие способности регулировать свое поведение
Здоровьесберегающие:
Формирование правильной осанки
Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий
Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, зондозаменители, бубен, карандаши, папка «Послушный карандаш», осенние листья (картинки с липучками) и дерево (вытянутый коричневый треугольник – ствол, прикреплённый к фланелеграфу).
Ход занятия:
I. Организационный момент (подготовка к занятию)
После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.
Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)
«Лопатка»
«Иголочка»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Парус»
«Маляр»
«Часики»
«Качели»
«Лошадка»
«Грибок»
«Барабан»
Развитие фонематического слуха
Логопед предлагает ребёнку поиграть в бубен, если он услышит песенку [Р] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).
Постановка звука [Р]
- На каждом занятии логопед старается объяснить ребёнку артикуляторно-акустическую характеристику вызываемого звука. В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком;
- Постановка звука [Р] от «Болтушки» (следить, чтобы язык не выходил за зубы) с резким выдохом на кончик языка в положении сидя (или с использованием косметической палочки, при помощи которой логопед прижимает язык за верхними зубами, а ребёнок старается резким выдохом на кончик языка её оторвать, или механическим способом в положении лёжа с использованием зондозаменителя).
Развитие графо-моторного навыка
Ребёнку предлагается выбрать (и объяснить свой выбор) из папки «Послушный карандаш» бланк с определённым заданием, например: «Дорисуй», «Обведи», «Заштрихуй» и т.д.
Работа над дыханием
Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Трубач».
И.п. - сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз - на выдохе).
Игра «Падают, падают листья»
Логопед раскладывает осенние листья в разных местах кабинета, обращая внимание на то, как они разлетелись от сильного ветра, и предлагает назвать, где находится каждый лист. Правильно назвав местоположение листика, ребёнок вешает его на специальное дерево.
Примерные высказывания ребёнка:
- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»;
- «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, дверь и пр.)».
II. Подведение итогов занятия
Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: постановка звука [Ш]
Задачи:
Образовательные:
Формирование устойчивых артикулем
Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли
Обучение умению употреблять слова, обозначающие материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический)
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики
Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох
Развитие фонематического слуха
Развитие внимания
Развитие тактильных ощущений
Воспитательные:
Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца
Развитие способности регулировать свое поведение
Здоровьесберегающие:
Формирование правильной осанки
Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий
Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, картинный материал, используемый для постановки звуков, соответствующий электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, шпатели, картотека пальчиковых игр «Пальцы учат говорить», мешочек с различными предметами.
Ход занятия:
I. Организационный момент (подготовка к занятию)
После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.
Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)
«Забор-рупор-трубочка»
«Лопатка»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Парус»
«Маляр»
«Грибок»
«Качели»
«Фокус»
Развитие фонематического слуха
Логопед предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит песенку [Ш] (в дальнейшем можно использовать готовые подборки отдельных звуков, слогов, слов из медиатеки).
Постановка звука [Ш]
- На каждом занятии логопед старается объяснить ребёнку артикуляторно-акустическую характеристику вызываемого звука. В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции вызываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком;
- Постановка звука [Ш] по подражанию или механическим способом с использованием шпателя.
Развитие мелкой моторики
Логопед предлагает ребёнку выполнить игру из картотеки «Пальцы учат говорить» (15 карточек с заданиями).
Работа над дыханием
Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Гуси».
И.п. - основная стойка. Медленная ходьба по кабинету. На вдох руки подняты в сторону, на выдох - опустить вниз с длительным произношением: «У - у - у - у» (1-1,5 мин. - на выдохе).
Игра «Чудесный мешочек»
Ребёнок рассматривает, берёт в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5-7 предметов). Логопед обращает внимание ребёнка на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и ребёнок выполняет задания логопеда:
- Достань предмет, сделанный из дерева. Как по-другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный) и т.д.
II. Подведение итогов занятия
Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: автоматизация звука [Ш] в слогах
Цель: отработка умений произносить звук [Ш] в прямых, обратных слогах и со стечением согласных
Задачи:
Образовательные:
Формирование устойчивых артикулем
Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли
Обучение умению употреблять антонимы в активной речи
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики
Развитие умения делать плавный вдох через нос и спокойный, продолжительный выдох
Развитие силы голоса
Развитие фонематического восприятия
Развитие внимания
Активизация межполушарного взаимодействия
Воспитательные:
Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца
Развитие способности регулировать свое поведение
Здоровьесберегающие:
Формирование правильной осанки
Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий
Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, игрушечная мартышка, игрушечное пианино, картинки для игры «Наоборот».
Ход занятия:
I. Организационный момент (подготовка к занятию)
После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.
Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)
«Забор-рупор-трубочка»
«Лопатка»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Парус»
«Маляр»
«Грибок»
«Качели»
«Фокус»
Развитие фонематического восприятия
Логопед предлагает ребёнку догадаться, какой общий звук есть в следующих словах: шапка, мишутка, кошка, мышка (→ [Ш]).
Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука [Ш] (отвечает ребёнок, логопед помогает)
В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции уже отрабатываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком.
Автоматизация изолированного звука [Ш]
Игра «Звук – ты мой друг»
Логопед произносит строчку стихотворения, ребёнок – только звук.
Вышли гуси на луга – Ш,
Зашипели свысока – Ш,
За гусями повторяй – Ш
И смотри-ка не зевай – Ш.
Логопед спрашивает у ребёнка, как шипят гуси? А потом предлагает произнеси звук [Ш] сначала тихо, затем громко.
Автоматизация звука [Ш] в слогах
Логопед предлагает ребёнку повторить слоги за мартышкой.
С радостью: ша-шо-шу, шо-шу-ши, шу-ши-ша, ши-ша-шо;
С удивлением: шта-што-шту-шты, ашп-ошп-ушп-ышп, амш-омш-умш-ымш.
Игра «Пианист»
Логопед предлагает ребёнку поиграть на пианино – повторить за логопедом «мелодию» (ритмический рисунок) с правильным произнесением следующих слогов: аш-ош-уш, ош-уш-иш, уш-иш-аш, иш-аш-ош.
Активизация межполушарного взаимодействия
Логопед предлагает ребёнку выполнить игру «Ухо-нос» из папки «Здоровьесберегающие приёмы работы на логопедических занятиях»: левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо –
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Работа над дыханием
Логопед предлагает ребёнку поиграть в игру «Каша кипит».
И.п. - сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. На выдохе произносить звук «Ш - ш - ш» (5-6 раз).
Игра «Наоборот»
Логопед предлагает ребёнку рассмотреть 3-4 пары картинок, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов, а потом сказать, что на них изображено в форме сложносочинённого предложения с союзом а. Например: Велосипедист едет быстро, а гусеница ползёт медленно.
II. Подведение итогов занятия
Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема: автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях
Задачи:
Образовательные:
Формирование устойчивых артикулем
Обучение умению точно и полно отвечать на вопросы, грамотно излагать свои мысли
Обучение умению образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением
Коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной и общей моторики
Развитие фонематического анализа
Развитие внимания
Активизация межполушарного взаимодействия
Воспитательные:
Формирование умения следовать инструкции и доводить начатое дело до конца
Развитие способности регулировать свое поведение
Здоровьесберегающие:
Формирование правильной осанки
Повышение самооценки ребёнка при выполнении сложных заданий
Оборудование: карточки с изображением того или иного задания, соответствующий картинный и электронный материал (в случае необходимости), фланелеграф, мольберт, зеркало, аудиозапись «Шипение змеи», картинный материал и соответствующая схема с синим кружком для игры «Где живёт звук?».
Ход занятия:
I. Организационный момент (подготовка к занятию)
После приветствия ребёнок выкладывает карточки с изображением того или иного задания (заранее приготовленные логопедом) из папки (например, картинка с изображением язычка символизирует артикуляционную гимнастику, с изображением рук – пальчиковую игру и т.д.) и самостоятельно прикрепляет их на фланелеграфе, тем самым установив последовательность заданий по своему желанию. После выполнения каждого задания ребёнок также самостоятельно убирает карточку обратно в папку.
Артикуляционная гимнастика (выполняется перед большим зеркалом с объяснением не только техники выполнения каждого упражнения, но и значения, смысла каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребёнок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение)
«Забор-рупор-трубочка»
«Лопатка»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Парус»
«Маляр»
«Грибок»
«Качели»
«Фокус»
Автоматизация изолированного звука [Ш]
Логопед предлагает ребёнку пошипеть, как змея (с опорой на аудиозапись).
Уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука [Ш]
В качестве зрительной опоры могут выступить специальные картинки, рисунок взрослого на мольберте, электронная презентация, состоящая из нескольких слайдов – фотографий с изображением правильной артикуляции уже отрабатываемого звука, его игрового сравнения с неречевым звуком.
Развитие фонематического анализа
Игра «Где живёт звук?»
Логопед предлагает ребёнку определить место звука [Ш] в следующих словах: шаг, шайба, шуба, шина, машина, мишень, тишина, горошина, ваш, наш, финиш, мякиш.
Автоматизация звука [Ш] в словах
Игра «Назови ласково» (с мячом)
Изба – избушка
кума – …
зима – …
штаны – …
тётя – …
дядя – …
хозяйка – …
солнце – …
хлеб – …
камень – …
пятно – …
дно – …
окно – …
дед – …
Активизация межполушарного взаимодействия
«Кулак-ребро-ладонь». Логопед показывает ребёнку три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Ребёнок выполняет движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.
Речевое сопровождение:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
Игра «Закончи фразу»
Логопед предлагает ребёнку закончить предложения.
Я люблю конфеты, потому что они…
Я беспокоюсь за бабушку, потому что…
Я хочу дружить с…, потому что…
Мы любим слушать сказки, потому что…
II. Подведение итогов занятия
Ребёнок ещё раз просматривает все картинки из папки, проговаривая их и понимая, что все задания он выполнил; вместе с логопедом находит понравившееся задание, то, которое хочется повторить в следующий раз, и самое трудное, коротко обозначив дальнейший путь саморазвития. Логопед и ребёнок прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОВЗ. Лексическая тема: "Игрушки"
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком с интеллектуальной недостаточностью. Лексическая тема "Игрушки"...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»
Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком, имеющем задержку речевого развития на тему "Овощи"
Цель:Знакомство и закрепление обобщенного понятия: «овощи», названий основных видов овощей....
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми с ОНР
Лексическая тема: «Семья. День Матери»Цель занятия: коррекция общего недоразвития речиЗадачи: 1.Коррекционно – развивающие:- Закреплять навык диафрагмального дыхания;- Ра...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие на дифференциацию звука содержит в себе этапы, направленные на закрепление автоматизируемого звука, и на различение звуков: на развитие фонематического слуха и восприятие. Саня и Маша в гостя...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....