календарно-перспективный
учебно-методический материал по логопедии по теме

календарно-перспективный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-perspektivnyy.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц, дата, лексическая тема

Формирование словарного запаса

Формирование грамматических категорий

Формирование связной речи

Развитие фонематического восприятия

Формирование звукопроизношения

Развитие мелкой и общей моторики

Овощи. Огород.

Существительные: овощи,, названия овощей; грядка, рассада, семена, теплица, посадка, огород, огородник, овощерезка, соковыжималка, кочан, стручок, борщ, салат, урожай.

Прилагательные: овощной, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, толстый, крепкий, зрелый.

Глаголы: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, жарить, варить, полоть, мыть.

Знакомство с многозначностью слов:  лук, салат.

Антонимы: крупный - мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий - шершавый, сажать, собирать.

«Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе. Огурец – огурчик – огурчики.

Игра «Мы считаем» - согласование существительных с количественными числительными

«Назови, какой, какая?» - образование относительных прилагательных. Сок из помидоров – томатный. Грядка с огурцами – огуречная. 

 

«Чего много в корзине?» - усвоение категории род. падежа мн. числа. В корзине много помидоров.

«Исправь ошибку» - развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Картофельное пюре приготовим из моркови. (Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду 6-7 лет. стр. 10)

Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы , строя фразу из 4-6 слов.

Составление простых предложений с однородными определениями (Капуста твёрдая, круглая, зелёная, хрустящая; с однородными сказуемыми (Капусту сажают, поливают, пропалывают); С однородными подлежащими

Придумывание загадок об овощах по опорной схеме.

Составление рассказа по серии картин.

Учить выделять звуки [П], [П’] в словах.

Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове.

Познакомить со звуками  [П], [П’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков.

Координация речи с движением

«Урожай»

 (Н.В. Нищева)

Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Штриховки.

Фрукты. Сад.

Существительные: Фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви,  гранат; сад,  дерево, кожура, кисточка; варенье, повидло, компот, сок, желе; садовник, садовод, посадка; витамины, вкус, сухофрукты, изюм, курага.

Прилагательные: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зелёный, сочный.

Глаголы: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, поливать, белить, резать, чистить, ухаживать, мыть, есть, сушить.

Наречия: вкусно, кисло, сладко, много.

Знакомство с многозначностью слов:  кисть, косточка

Антонимы: крупный - мелкий, большой – маленький, зрелый – зелёный, сладкий – кислый, гладкий - шероховатый, мягкий – твёрдый.

«Четвёртый лишний» - составление сложных предложений с союзом потому что. 

«Назови, какое дерево; какой сок?» - образование относительных. прилагательных. Дерево с яблоками - яблоневое. Сок из яблок – яблочный.

«Закончи предложение» - употребление существительных ед. и мн. числа в род. падеже. (Т.В.Александрова. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» стр. 9)

«Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Яблоко – яблочко - яблочки.

«Куда положил фрукт?» - употребление в речи предлога возле. Я положил лимон возле апельсина.

«Сосчитай» - согласование существительных с числительными.

Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы , строя фразу из 4-6 слов.

Составление простых предложений с однородными определениями (Яблоко твёрдое, круглое, зелёное, хрустящее.); с однородными сказуемыми (Яблоко срывают, моют, едят); с однородными подлежащими (Яблоки и груши растут в саду.)

Составление рассказов – описаний о фруктах.

Пересказ рассказа «Косточка» Л.Толстого с опорой на серию сюжетных картин. (О.С. Гомзяк «Говорим правильно» стр.19)

Составление рассказа по серии картин

Учить выделять звуки [Б], [Б’] в словах.

Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове.

Познакомить со звуками  [Б], [Б’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [Б] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, [Б’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

(Н.В. Нищева)

Координация речи с движениями

«Яблоня»

 (Н.В. Нищева)

Штриховки.

Лес. Грибы. Лесные ягоды.

Существительные: названия грибов, ягод, лес, кустарник, мох, гриб, ягода, шляпка, ножка, ствол, ветки, морс, варенье, соус, суп, корзина, лукошко, нож.

Прилагательные: толстый, тонкий, скользкий, солёный, жареный, грибной, вкусный, красная, черная, голубая, ароматная, сладкая, кислая, полезная, черничное, земляничное, малиновое, клюквенный, грибной, лесная.

Глаголы: расти, прятаться, искать, находить, срезать, собирать, варить, мариновать, жарить, солить, сушить, мыть, чистить, есть.

Знакомство с многозначностью слов:  лисичка, шляпка, ножка.

Антонимы: ядовитый - съедобный, сладкий – кислый, большой – маленький, зрелая – зелёная,  толстая – тонкая.

«Что приготовим?» - образование относительных прилагательных от существительных. (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду.  6-7 лет»  стр. 21.)

«Сосчитай» - согласование существительных с числительными.

«Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Гриб – грибочек – грибочки.

«Чего много в лесу?» - усвоение категории родительного падежа множественного числа. В лесу много грибов.

«Ответь на вопросы» - употребление в речи глаголов в разных временных формах. Что делает? Что делал? Что будет делать?

«Добавь словечко» -образование приставочных глаголов. Шёл, пошёл, перешёл, обошёл, вышел, нашёл. Мыть – вымыть – смыть.

«Мы в лес пойдём» - употребление предлогов в, за. (Л.Н.Смирнова  стр. 21.)

Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы , строя фразу из 4-6 слов.

Составление простых предложений с однородными определениями (Клюква – круглая, кислая, крупная.); с однородными сказуемыми (Грибы собирают, моют, чистят, жарят, сушат, солят, едят.); с однородными подлежащими (Клюква, черника, брусника растут в лесу.)

Пересказ рассказа  «Грибы» В.Катаева с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. (О.С. Гомзяк «Говорим правильно» стр. 27)

Учить выделять звуки [Т], [Т’] в словах.

Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове.

Познакомить со звуками  [Т], [Т’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом, [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зелёным цветом.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Координация речи с движением «За грибами»  

Пальчиковая гимнастика

«За ягодами»

Координация речи с движениями

«По ягоды»

Упражнения по развитию графических навыков в рабочей тетради.

Штриховки.

Одежда

Существительные: одежда,  пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка,  халат, комбинезон, платок, куртка, пальто, шуба, рубашка, блузка, и т.д.: воротник, пояс, карман, манжет, рукав, профессия, швея, закройщик, портной, модельер, ткачиха, ткань, пряжа, шёлк, ситец, шерсть, бархат, мех, кожа, пуговицы, иголки, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, напёрсток, фабрика, цех, станок.

Прилагательные: зимняя, летняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская., удобная, домашняя, повседневная., выходная, вязаная.

Глаголы: одевать, шить, гладить, вешать, придумывать, вязать, вышивать, кроить, пороть, стирать, ткать.

Наречия: тепло, холодно.

Знакомство с многозначностью слов: иголка

«Из чего сшита одежда?», «Без чего?» - усвоение категории род. падежа, употребление предлогов из, без. Платье из ситца. Рубашка без воротника.

«Назови какой, какая?» - образование относительных прилагательных от существительных. Кожа – кожаный плащ.

«Добавь словечко» - образование приставочных глаголов. Подшить, пришить, зашить, ушить, перешить; гладить, погладить, выгладить; вязать, связать, завязать.

«Поиграем-посчитаем» - согласование существительных с числительными.

«Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно - ласкательным значением.

«Один – много» - образование существительных в единственном и множественном числе.

Составление простых предложений с однородными определениями (Кофта – вязанная, шерстяная, красная, теплая, нарядная); с однородными сказуемыми (Одежду шьют, носят, стирают, глядят. Ткань ткут, режут, кроят, сшивают)

Составление рассказа-описания по схеме.

Пересказ  «Красное платье в белый горох» (Н. В. Нищева)

Учить выделять звуки [Д], [Д’] в словах.

Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове; с одним из слов составлять предложения.

Познакомить со звуками  [Д], [Д’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [Д] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, [Д’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом.

Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

Координация речи с движениями

«Помощники»

Штриховки.

Обувь. Головные уборы.

Существительные: название головных уборов, предметов обуви, каблук, подошва, застёжка, молния, шнурок, язычок, ремешок, стелька, носок, кожа, замша, войлок, резина, мех, сапожник, мастер, фабрика, ремонт, щётка,

Прилагательные: резиновая, кожаная, спортивная, домашняя, удобная, осенняя, зимняя, модельная, головной, обувной.

Глаголы: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть, сломать, ставить, класть, вешать, завязывать.

Наречия: удобно, чисто, аккуратно, красиво, тепло.

Знакомство с многозначностью слов:  язычок, носок, молния, козырёк.

Антонимы: высокий - низкий, широкий – узкий, толстая – тонкая, снимать – обувать, пачкать – чистить, сломать – отремонтировать.

«Назови какой, какая?» - образование относительных прилагательных. Шапка из меха – меховая. 

«Один – несколько – много» - образование мн. и ед. числа существительных в винительном и родительном падежах. Каска – каски – касок.

«Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно - ласкатель-ными суффиксами. Сапог – сапожок.

«Сосчитай-ка» - согласование существительных с числительными.

Одна шляпа – три шляпы – пять шляп.

«Скажи как?» - образование наречий от прилагательных. Сапоги теплые. Зимой в сапогах – как? – тепло.

«Кто без чего?» - усвоение категории родительного падежа, употребление предлога без.(Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом 2.стр 11)

Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов.

Пересказ «Тапки с белым помпоном»

(Н. В. Нищева)

Составление рассказа – описания с опорой на схему.

Составлении рассказа  по серии картин.

Учить выделять звуки [В], [В’] в словах.

Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове, с одним из слов составлять предложения.

Познакомить со звуками  [В], [В’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [В] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, [В’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом.

Пальчиковая гимнастика

«Новые кроссовки»

Пальчиковая гимнастика

«Сколько обуви»

Штриховки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-перспективный план работы на летний период 2 мл. гр.

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко      Календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работыво второй младшей группена летне-оздоровительный период....

календарно-перспективное планирование в летний период 2 младшая группа

В материале представлена работа  в летний период с детьми 3-4 лет....

Календарно-перспективное планирование во второй младшейгруппе Ноябрь(1-2 недели)

По новым правилам ФГТ мы в своем детском саду пишем вот такие ежидневные планы....

Календарно-перспективное планирование образовательно-воспитательного процесса в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Данное планирование разработано по лексическим темам "Посуда", "Продукты питания", "Домашние птицы", "Животные жарких стран" и представляет собой каждодневное понедельное планирование организованной о...

календарно-перспективные планы по программе "ладушки"

Календарно-перспективные планы по программе "Ладушки"- ими очень удобно пользоваться....

Календарно-перспективный план работы в логопедической подготовительной к школе группе

Календарно-перспективный план работы в логопедической подготовительной к школе группе   Авторы: Нилова Н.М., учитель-логопед               К...

Календарный и календарно-перспективный план. Старшая группа. История Матрешки

Календарный и календарно-перспективный план в старшей группе по лексической теме "История Матрешки"...