календарно-перспективный
учебно-методический материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Формирование словарного запаса | Формирование грамматических категорий | Формирование связной речи | Развитие фонематического восприятия | Формирование звукопроизношения | Развитие мелкой и общей моторики | |
Овощи. Огород. | Существительные: овощи,, названия овощей; грядка, рассада, семена, теплица, посадка, огород, огородник, овощерезка, соковыжималка, кочан, стручок, борщ, салат, урожай. Прилагательные: овощной, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, толстый, крепкий, зрелый. Глаголы: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, жарить, варить, полоть, мыть. Знакомство с многозначностью слов: лук, салат. Антонимы: крупный - мелкий, рано – поздно, кислый – сладкий, гладкий - шершавый, сажать, собирать. | «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе. Огурец – огурчик – огурчики. Игра «Мы считаем» - согласование существительных с количественными числительными «Назови, какой, какая?» - образование относительных прилагательных. Сок из помидоров – томатный. Грядка с огурцами – огуречная.
«Чего много в корзине?» - усвоение категории род. падежа мн. числа. В корзине много помидоров. «Исправь ошибку» - развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Картофельное пюре приготовим из моркови. (Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду 6-7 лет. стр. 10) | Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы , строя фразу из 4-6 слов. Составление простых предложений с однородными определениями (Капуста твёрдая, круглая, зелёная, хрустящая; с однородными сказуемыми (Капусту сажают, поливают, пропалывают); С однородными подлежащими Придумывание загадок об овощах по опорной схеме. Составление рассказа по серии картин. | Учить выделять звуки [П], [П’] в словах. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове. | Познакомить со звуками [П], [П’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков. | Координация речи с движением «Урожай» (Н.В. Нищева) Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» Штриховки. |
Фрукты. Сад. | Существительные: Фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, дерево, кожура, кисточка; варенье, повидло, компот, сок, желе; садовник, садовод, посадка; витамины, вкус, сухофрукты, изюм, курага. Прилагательные: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зелёный, сочный. Глаголы: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, поливать, белить, резать, чистить, ухаживать, мыть, есть, сушить. Наречия: вкусно, кисло, сладко, много. Знакомство с многозначностью слов: кисть, косточка Антонимы: крупный - мелкий, большой – маленький, зрелый – зелёный, сладкий – кислый, гладкий - шероховатый, мягкий – твёрдый. | «Четвёртый лишний» - составление сложных предложений с союзом потому что. «Назови, какое дерево; какой сок?» - образование относительных. прилагательных. Дерево с яблоками - яблоневое. Сок из яблок – яблочный. «Закончи предложение» - употребление существительных ед. и мн. числа в род. падеже. (Т.В.Александрова. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников» стр. 9) «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Яблоко – яблочко - яблочки. «Куда положил фрукт?» - употребление в речи предлога возле. Я положил лимон возле апельсина. «Сосчитай» - согласование существительных с числительными. | Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы , строя фразу из 4-6 слов. Составление простых предложений с однородными определениями (Яблоко твёрдое, круглое, зелёное, хрустящее.); с однородными сказуемыми (Яблоко срывают, моют, едят); с однородными подлежащими (Яблоки и груши растут в саду.) Составление рассказов – описаний о фруктах. Пересказ рассказа «Косточка» Л.Толстого с опорой на серию сюжетных картин. (О.С. Гомзяк «Говорим правильно» стр.19) Составление рассказа по серии картин | Учить выделять звуки [Б], [Б’] в словах. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове. | Познакомить со звуками [Б], [Б’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [Б] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, [Б’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом. | Пальчиковая гимнастика «Компот» (Н.В. Нищева) Координация речи с движениями «Яблоня» (Н.В. Нищева) Штриховки. |
Лес. Грибы. Лесные ягоды. | Существительные: названия грибов, ягод, лес, кустарник, мох, гриб, ягода, шляпка, ножка, ствол, ветки, морс, варенье, соус, суп, корзина, лукошко, нож. Прилагательные: толстый, тонкий, скользкий, солёный, жареный, грибной, вкусный, красная, черная, голубая, ароматная, сладкая, кислая, полезная, черничное, земляничное, малиновое, клюквенный, грибной, лесная. Глаголы: расти, прятаться, искать, находить, срезать, собирать, варить, мариновать, жарить, солить, сушить, мыть, чистить, есть. Знакомство с многозначностью слов: лисичка, шляпка, ножка. Антонимы: ядовитый - съедобный, сладкий – кислый, большой – маленький, зрелая – зелёная, толстая – тонкая. | «Что приготовим?» - образование относительных прилагательных от существительных. (Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду. 6-7 лет» стр. 21.) «Сосчитай» - согласование существительных с числительными. «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Гриб – грибочек – грибочки. «Чего много в лесу?» - усвоение категории родительного падежа множественного числа. В лесу много грибов. «Ответь на вопросы» - употребление в речи глаголов в разных временных формах. Что делает? Что делал? Что будет делать? «Добавь словечко» -образование приставочных глаголов. Шёл, пошёл, перешёл, обошёл, вышел, нашёл. Мыть – вымыть – смыть. «Мы в лес пойдём» - употребление предлогов в, за. (Л.Н.Смирнова стр. 21.) | Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы , строя фразу из 4-6 слов. Составление простых предложений с однородными определениями (Клюква – круглая, кислая, крупная.); с однородными сказуемыми (Грибы собирают, моют, чистят, жарят, сушат, солят, едят.); с однородными подлежащими (Клюква, черника, брусника растут в лесу.) Пересказ рассказа «Грибы» В.Катаева с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. (О.С. Гомзяк «Говорим правильно» стр. 27) | Учить выделять звуки [Т], [Т’] в словах. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове. | Познакомить со звуками [Т], [Т’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [Т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом, [Т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначаем зелёным цветом. | Пальчиковая гимнастика «Грибы» Координация речи с движением «За грибами» Пальчиковая гимнастика «За ягодами» Координация речи с движениями «По ягоды» Упражнения по развитию графических навыков в рабочей тетради. Штриховки. |
Одежда | Существительные: одежда, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, халат, комбинезон, платок, куртка, пальто, шуба, рубашка, блузка, и т.д.: воротник, пояс, карман, манжет, рукав, профессия, швея, закройщик, портной, модельер, ткачиха, ткань, пряжа, шёлк, ситец, шерсть, бархат, мех, кожа, пуговицы, иголки, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, напёрсток, фабрика, цех, станок. Прилагательные: зимняя, летняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская., удобная, домашняя, повседневная., выходная, вязаная. Глаголы: одевать, шить, гладить, вешать, придумывать, вязать, вышивать, кроить, пороть, стирать, ткать. Наречия: тепло, холодно. Знакомство с многозначностью слов: иголка | «Из чего сшита одежда?», «Без чего?» - усвоение категории род. падежа, употребление предлогов из, без. Платье из ситца. Рубашка без воротника. «Назови какой, какая?» - образование относительных прилагательных от существительных. Кожа – кожаный плащ. «Добавь словечко» - образование приставочных глаголов. Подшить, пришить, зашить, ушить, перешить; гладить, погладить, выгладить; вязать, связать, завязать. «Поиграем-посчитаем» - согласование существительных с числительными. «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно - ласкательным значением. «Один – много» - образование существительных в единственном и множественном числе. | Составление простых предложений с однородными определениями (Кофта – вязанная, шерстяная, красная, теплая, нарядная); с однородными сказуемыми (Одежду шьют, носят, стирают, глядят. Ткань ткут, режут, кроят, сшивают) Составление рассказа-описания по схеме. Пересказ «Красное платье в белый горох» (Н. В. Нищева) | Учить выделять звуки [Д], [Д’] в словах. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове; с одним из слов составлять предложения. | Познакомить со звуками [Д], [Д’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [Д] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, [Д’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом. | Пальчиковая гимнастика «Напёрсток» Координация речи с движениями «Помощники» Штриховки. |
Обувь. Головные уборы. | Существительные: название головных уборов, предметов обуви, каблук, подошва, застёжка, молния, шнурок, язычок, ремешок, стелька, носок, кожа, замша, войлок, резина, мех, сапожник, мастер, фабрика, ремонт, щётка, Прилагательные: резиновая, кожаная, спортивная, домашняя, удобная, осенняя, зимняя, модельная, головной, обувной. Глаголы: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть, сломать, ставить, класть, вешать, завязывать. Наречия: удобно, чисто, аккуратно, красиво, тепло. Знакомство с многозначностью слов: язычок, носок, молния, козырёк. Антонимы: высокий - низкий, широкий – узкий, толстая – тонкая, снимать – обувать, пачкать – чистить, сломать – отремонтировать. | «Назови какой, какая?» - образование относительных прилагательных. Шапка из меха – меховая. «Один – несколько – много» - образование мн. и ед. числа существительных в винительном и родительном падежах. Каска – каски – касок. «Назови ласково» - образование существительных с уменьшительно - ласкатель-ными суффиксами. Сапог – сапожок. «Сосчитай-ка» - согласование существительных с числительными. Одна шляпа – три шляпы – пять шляп. «Скажи как?» - образование наречий от прилагательных. Сапоги теплые. Зимой в сапогах – как? – тепло. «Кто без чего?» - усвоение категории родительного падежа, употребление предлога без.(Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом 2.стр 11) | Развивать диалогическую речь: учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов. Пересказ «Тапки с белым помпоном» (Н. В. Нищева) Составление рассказа – описания с опорой на схему. Составлении рассказа по серии картин. | Учить выделять звуки [В], [В’] в словах. Учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Учить придумывать слова с заданным звуком, определять позицию звука, количество слогов в слове, с одним из слов составлять предложения. | Познакомить со звуками [В], [В’]. Уточнить их артикуляцию звуков, учить давать характеристику звуков: [В] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом, [В’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначаем зелёным цветом. | Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви» Штриховки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-перспективный план работы на летний период 2 мл. гр.
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работыво второй младшей группена летне-оздоровительный период....
календарно-перспективное планирование в летний период 2 младшая группа
В материале представлена работа в летний период с детьми 3-4 лет....
Календарно-перспективное планирование во второй младшейгруппе Ноябрь(1-2 недели)
По новым правилам ФГТ мы в своем детском саду пишем вот такие ежидневные планы....
Календарно-перспективное планирование образовательно-воспитательного процесса в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Данное планирование разработано по лексическим темам "Посуда", "Продукты питания", "Домашние птицы", "Животные жарких стран" и представляет собой каждодневное понедельное планирование организованной о...
календарно-перспективные планы по программе "ладушки"
Календарно-перспективные планы по программе "Ладушки"- ими очень удобно пользоваться....
Календарно-перспективный план работы в логопедической подготовительной к школе группе
Календарно-перспективный план работы в логопедической подготовительной к школе группе Авторы: Нилова Н.М., учитель-логопед К...
Календарный и календарно-перспективный план. Старшая группа. История Матрешки
Календарный и календарно-перспективный план в старшей группе по лексической теме "История Матрешки"...