Аналогии для дошкольников. Формирование ассоциативных связей у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analogii_dlya_doshkolnikov._formirovanie_assotsiativnykh_svyazey_u_detey_s_onr.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):
- Назовите ЧЕМ ПОХОЖИ ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ
персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)
яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)
слива и лимон (похожи на овал)
апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)
Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)
Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)
Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)
Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)
Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)
Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)
Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?
Что общего между ковром и осенним лесом;
ягодами рябины и бусами;
крылаткой клена и вертолетом;
желудем и грибом;
орехом и яйцом;
зонтиком и грибом?
Слон и морж. (Имеют бивни.)
Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)
Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)
Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)
Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)
Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег — кусты и озимые.)
Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)
Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)
Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)
Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)
Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)
Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)
Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)
Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.
Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.
Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)
Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?
Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)
Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег — землю.)
Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова — головным убором.)
Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)
Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)
Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)
Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)
Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)
Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)
Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)
Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)
Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)
Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)
Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)
Кораблем и гусем? (Они плавают.)
Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги),
глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).
Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)
Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)
Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)
Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)
- НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТУ ПАРУ, Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).
футбольный мяч осенние листья солнце дождь пляж снег лыжи клюшка | девочка в плаще-дождевике с зонтиком хоккеист футболист лыжник девочка в купальнике мальчик в куртке |
Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки — и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги — лыжи, снег — горка, санки, нос — духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?
Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
сметана варежка дубленка кисточка одеяло шапочка валенки | верблюд свинья овца корова кролик |
овес сено капуста косточка молоко | корова коза собака кошка лошадь |
Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»
горка каток лыжня сани олени | лыжи санки тройка лошадей нарты коньки |
-ТЕМА «ТРАНСПОРТ»
вода дорога рельсы небо океан озеро | самолет автобус такси поезд трамвай водный велосипед корабль |
Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»
стена ПОЛ подоконник окно потолок дверь | ковер ключ картина пианино цветы занавеска люстра |
Например: потолок — люстра, стена — картина, пол — ковер.
- Подберите картинку.
Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород — лопата, поле — трактор и т. д.)
- Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).
Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево, булка (стол, зерно, нож).
Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).
Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).
Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).
Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).
Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).
Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).
Кошка — котенок, курица(утка, петух, цыпленок).
Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).
Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).
Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).
Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).
- Догадайтесь, каким будет четвертое слово.
Гвоздь — молоток, шуруп... Дом — крыша, книга...
Квадрат — куб, круг... Птица — яйцо, растение...
Хорошо — лучше, медленно... Огонь — пожар, вода...
Зерно — амбар, деньги... Электричество — выключатель, вода...
Одежда — голый, обувь... Школа — обучение, больница...
Человек — ребенок, собака... Резина — шина, сталь...
Птица — гнездо, человек... Пальто — пуговица, ботинок...
Утро — ночь, зима...
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"
Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...
Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"
Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...
Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией
В данной статье рассматривается система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией....
Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...
Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...
"Формирование межполушарных связей у детей дошкольного возраста"
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных ...
Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»...