Аналогии для дошкольников. Формирование ассоциативных связей у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кирдяшова Наталья Петровна

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):

  1. Назовите ЧЕМ ПОХОЖИ ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)

Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)

Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)

Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)

Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)

Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)

Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?

Что общего между ковром и осенним лесом;

ягодами рябины и бусами;

крылаткой клена и вертолетом;

желудем и грибом;

орехом и яйцом;

зонтиком и грибом?

Слон и морж. (Имеют бивни.)

Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)

Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)

Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег — кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)

Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)

Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)

Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)

Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)

Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)

Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.

Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.

Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)

 Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег — землю.)

Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова — головным убором.)

Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)

Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

Кораблем и гусем? (Они плавают.)

Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги),

глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)

Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)

Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)

Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

  1. НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТУ ПАРУ, Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).

футбольный мяч

осенние листья

солнце

дождь

пляж

снег

лыжи

клюшка

девочка в плаще-дождевике с зонтиком

хоккеист

футболист

лыжник

девочка в купальнике

мальчик в куртке

Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки — и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги — лыжи, снег — горка, санки, нос — духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?

Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

сметана

варежка

дубленка

кисточка

одеяло

шапочка

валенки

верблюд свинья овца корова кролик

овес

сено

капуста

косточка

молоко

корова

коза

собака

кошка

лошадь

Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»

горка каток

лыжня сани

олени

лыжи санки

тройка лошадей нарты коньки

-ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

вода

дорога рельсы

небо        океан

озеро

самолет

автобус

такси

поезд

трамвай

водный

велосипед

корабль

Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»

стена

ПОЛ        

подоконник

окно

потолок

дверь

ковер

ключ

картина

пианино

цветы

занавеска

люстра

Например: потолок — люстра, стена — картина, пол — ковер.

  1. Подберите картинку.

Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород — лопата, поле — трактор и т. д.)

  1. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, зерно, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

 Кошка — котенок, курица(утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

  1. Догадайтесь, каким будет четвертое слово.

Гвоздь — молоток, шуруп... Дом — крыша, книга...

 Квадрат — куб, круг... Птица — яйцо, растение...

Хорошо — лучше, медленно... Огонь — пожар, вода...

Зерно — амбар, деньги... Электричество — выключатель, вода...

Одежда — голый, обувь... Школа — обучение, больница...

Человек — ребенок, собака... Резина — шина, сталь...

Птица — гнездо, человек... Пальто — пуговица, ботинок...

Утро — ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией

В данной статье рассматривается система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией....

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

Консультация для родителей дошкольников «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда р...

"Формирование межполушарных связей у детей дошкольного возраста"

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных ...

Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»...