Экономика для дошкольника формирование основ финансовой грамотности детей старшего и подготовительного к школе возраста
методическая разработка (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»
Экономика для дошкольника
формирование основ финансовой грамотности
детей старшего и подготовительного к школе возраста
Составила:
Павелкова А. В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
ü полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
ü амплификации детского развития;
ü учет индивидуальных особенностей детей;
ü системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
ü принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
ü принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
ü сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 7 | 2 | 3 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Семейная экономика | 1 | 4 | 3 | 8 |
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 6 | 2 | 4 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 5 | 2 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | - | 2 | 3 | |
Семейная экономика | 3 | 2 | 3 | 8 |
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Разные профессии | Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. | Т
|
2 | Разные профессии | Какими качествами должны обладать люди | Т
|
3 | Для чего нужно | Нужды и потребности человека. | Т
|
4 | Труд и продукт труда. | Труд, продукт труда, виды продукта труда. | Т
|
5 | Труд и зарплата. | Как оплачивается труд? За что насчитывается | Т
|
6 | Услуги и товары. Что это? | Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. | Т
|
7 | Директор магазина | Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. | К
|
8 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость | К
|
9 | Магазины и покупки: как продают товары и | Работа магазинов, работа салонов по | К
|
10 | Потребность, виды | Что такое потребность? Товары первой | Т
|
11 | Готовимся к | Знакомство с термином, подготовка: совместный | К
|
12 | Ярмарка. | Инсценирование ярмарки. | П
|
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Откуда пришли деньги | История возникновения денег | Т
|
14 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Знакомство с понятиями, назначение денег, их | Т
|
15 | Какие деньги бывают. | Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного | Т
|
16 | Понятие цены, стоимости. | Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего | К
|
17 | Обмен или бартер | Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | П |
18 | Богатство и бедность | Знакомство с понятиями | Т
|
19 | Что такое банк и вклады | Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. | Т
|
20 | Способы оплаты | Наличный и безналичный расчет. За какие услуги | К
|
21 | Как стать миллионером? | Викторина для детей | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Что такое реклама? | Знакомство с понятием «реклама». Значение. | Т
|
23 | Реклама бывает разная! | Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | К
|
24 | Придумываем рекламу | Создание рекламы своей поделки. | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Что такое семейный бюджет? | Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего | Т
|
26 | Планируем вместе семейный бюджет. | Планирование семейного бюджета: доходы и | П
|
27 | Идем в магазин | Планирование похода в магазин семьей. Расчет | П
|
28 | Как правильно делать покупки? | Обсуждение, где какие товары можно купить. Как | К
|
29 | Магазин или | Знакомство, виды магазинов. Различие между | К
|
30 | Как выбирать | Виды продуктов. На что обращать внимание при | К
|
31 | Выбираем подарок | Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или | П
|
32 | Семейный праздник | Какие семейные праздники бывают? Как | П
|
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Новые профессии | Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением | Т
|
2 | Кто такой профессионал? | Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала. | Т
|
3 | Качества труда, брак в | Понятие качества труда. От чего зависти качество | Т
|
4 | Профессии: оплата | Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за | Т
|
5 | Биржа труда | Знакомство с понятием, для чего нужна биржа | К
|
6 | Профессия «Экономист», наука «Экономика». | Беседа о науке – экономике, что изучает | К
|
7 | Производители и | Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких | П
|
8 | Как сберечь ресурсы | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь | Т
|
9 | Бартер. Рынок | Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда | П
|
10 | Спрос товара. | Как рождается спрос на товар? Товары первой | К
|
11 | Какие бывают | Какие бывают разновидности товаров. Кто | Т
|
12 | Акции товаров | Что такое акции? Для чего их проводят? Какие | К |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Финансовая | Как обезопасить свои финансы? Какие бывают | Т
|
14 | Виды денег. | Знакомство с видом денег: железные деньги | Т
|
15 | Размен монет | Знакомство с разным номиналом монет. | П
|
16 | Какая бывает валюта? | Что такое валюта? Знакомство с валютой разных | К
|
17 | Банк. Виды услуг. | Знакомство со структурой банка, его назначением | К
|
18 | Как сделать сбережения. | Знакомство с видами сбережений. Знакомство с | Т
|
19 | Что такое налоги и | Знакомство с понятием, какие бывают налоги и | Т
|
20 | Бизнес | Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. | Т
|
21 | Правильный выбор: куда тратить деньги? | Потребности человека, необходимые товары для | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Какая реклама лучше? | С помощью рекламы люди узнают, где и какие | Т
|
23 | Что быстрее купят? | Как реклама влияет на продажу товара. Какая | П
|
24 | Конкурс на лучший рекламный плакат | Конкурс проводится на основе домашнего задания | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Сколько нужно человеку? | Искусство ведения домашнего хозяйства. | Т
|
26 | Семейный бюджет: доходы. | Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего | Т
|
27 | Семейный бюджет: расходы семьи. | На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые | П
|
28 | Учимся экономить. | Разница между потребностями и пожеланиями. | К
|
29 | Что такое пенсия? Стипендия? | Назначение пенсий и стипендий. Для чего | Т
|
30 | Долг платежом красен | В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее | К
|
31 | Не имей сто рублей, а | Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда | П
|
32 | Личные деньги. | Что такое личные деньги, принцип накопления. | К
|
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ
финансовой грамотности используются следующие методы:
ü Наблюдение.
ü Беседы.
ü Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
ü Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу
уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
- понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как
результат труда людей);
- уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
- осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»;
- знает качества человека – хозяина;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
- знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
- владеет словарным запасом в области финансирования;
- проявляет здоровый интерес к деньгам;
- интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
- сформировано начало экономического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
ü создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
ü соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
ü внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
ü качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
ü решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
ü создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
ü дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
ü уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
ü осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
ü видят красоту человеческого творения;
ü признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
ü ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
ü контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
ü дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
ü интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
ü знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
ü владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
ü приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
ü проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
ü проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Академия финансов», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей разной возрастной категории. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной
игровой деятельности, а также в домашних условиях.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»
Экономика для дошкольника
формирование основ финансовой грамотности
детей старшего и подготовительного к школе возраста
Составила:
Павелкова А. В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
ü полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
ü амплификации детского развития;
ü учет индивидуальных особенностей детей;
ü системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
ü принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
ü принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
ü сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 7 | 2 | 3 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Семейная экономика | 1 | 4 | 3 | 8 |
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные
| |||
Труд, продукт, товар | 6 | 2 | 4 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 5 | 2 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | - | 2 | 3 | |
Семейная экономика | 3 | 2 | 3 | 8 |
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Разные профессии | Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. | Т
|
2 | Разные профессии | Какими качествами должны обладать люди | Т
|
3 | Для чего нужно | Нужды и потребности человека. | Т
|
4 | Труд и продукт труда. | Труд, продукт труда, виды продукта труда. | Т
|
5 | Труд и зарплата. | Как оплачивается труд? За что насчитывается | Т
|
6 | Услуги и товары. Что это? | Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. | Т
|
7 | Директор магазина | Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. | К
|
8 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость | К
|
9 | Магазины и покупки: как продают товары и | Работа магазинов, работа салонов по | К
|
10 | Потребность, виды | Что такое потребность? Товары первой | Т
|
11 | Готовимся к | Знакомство с термином, подготовка: совместный | К
|
12 | Ярмарка. | Инсценирование ярмарки. | П
|
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Откуда пришли деньги | История возникновения денег | Т
|
14 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Знакомство с понятиями, назначение денег, их | Т
|
15 | Какие деньги бывают. | Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного | Т
|
16 | Понятие цены, стоимости. | Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего | К
|
17 | Обмен или бартер | Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | П |
18 | Богатство и бедность | Знакомство с понятиями | Т
|
19 | Что такое банк и вклады | Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. | Т
|
20 | Способы оплаты | Наличный и безналичный расчет. За какие услуги | К
|
21 | Как стать миллионером? | Викторина для детей | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Что такое реклама? | Знакомство с понятием «реклама». Значение. | Т
|
23 | Реклама бывает разная! | Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | К
|
24 | Придумываем рекламу | Создание рекламы своей поделки. | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Что такое семейный бюджет? | Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего | Т
|
26 | Планируем вместе семейный бюджет. | Планирование семейного бюджета: доходы и | П
|
27 | Идем в магазин | Планирование похода в магазин семьей. Расчет | П
|
28 | Как правильно делать покупки? | Обсуждение, где какие товары можно купить. Как | К
|
29 | Магазин или | Знакомство, виды магазинов. Различие между | К
|
30 | Как выбирать | Виды продуктов. На что обращать внимание при | К
|
31 | Выбираем подарок | Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или | П
|
32 | Семейный праздник | Какие семейные праздники бывают? Как | П
|
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Новые профессии | Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением | Т
|
2 | Кто такой профессионал? | Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала. | Т
|
3 | Качества труда, брак в | Понятие качества труда. От чего зависти качество | Т
|
4 | Профессии: оплата | Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за | Т
|
5 | Биржа труда | Знакомство с понятием, для чего нужна биржа | К
|
6 | Профессия «Экономист», наука «Экономика». | Беседа о науке – экономике, что изучает | К
|
7 | Производители и | Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких | П
|
8 | Как сберечь ресурсы | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь | Т
|
9 | Бартер. Рынок | Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда | П
|
10 | Спрос товара. | Как рождается спрос на товар? Товары первой | К
|
11 | Какие бывают | Какие бывают разновидности товаров. Кто | Т
|
12 | Акции товаров | Что такое акции? Для чего их проводят? Какие | К |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Финансовая | Как обезопасить свои финансы? Какие бывают | Т
|
14 | Виды денег. | Знакомство с видом денег: железные деньги | Т
|
15 | Размен монет | Знакомство с разным номиналом монет. | П
|
16 | Какая бывает валюта? | Что такое валюта? Знакомство с валютой разных | К
|
17 | Банк. Виды услуг. | Знакомство со структурой банка, его назначением | К
|
18 | Как сделать сбережения. | Знакомство с видами сбережений. Знакомство с | Т
|
19 | Что такое налоги и | Знакомство с понятием, какие бывают налоги и | Т
|
20 | Бизнес | Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. | Т
|
21 | Правильный выбор: куда тратить деньги? | Потребности человека, необходимые товары для | П
|
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Какая реклама лучше? | С помощью рекламы люди узнают, где и какие | Т
|
23 | Что быстрее купят? | Как реклама влияет на продажу товара. Какая | П
|
24 | Конкурс на лучший рекламный плакат | Конкурс проводится на основе домашнего задания | П
|
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Сколько нужно человеку? | Искусство ведения домашнего хозяйства. | Т
|
26 | Семейный бюджет: доходы. | Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего | Т
|
27 | Семейный бюджет: расходы семьи. | На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые | П
|
28 | Учимся экономить. | Разница между потребностями и пожеланиями. | К
|
29 | Что такое пенсия? Стипендия? | Назначение пенсий и стипендий. Для чего | Т
|
30 | Долг платежом красен | В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее | К
|
31 | Не имей сто рублей, а | Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда | П
|
32 | Личные деньги. | Что такое личные деньги, принцип накопления. | К
|
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ
финансовой грамотности используются следующие методы:
ü Наблюдение.
ü Беседы.
ü Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
ü Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу
уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
- понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как
результат труда людей);
- уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
- осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»;
- знает качества человека – хозяина;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
- знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
- владеет словарным запасом в области финансирования;
- проявляет здоровый интерес к деньгам;
- интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
- сформировано начало экономического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
ü создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
ü соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
ü внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
ü качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
ü решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
ü создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
ü дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
ü уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
ü осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
ü видят красоту человеческого творения;
ü признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
ü ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
ü контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
ü дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
ü интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
ü знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
ü владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
ü приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
ü проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
ü проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Академия финансов», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей разной возрастной категории. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной
игровой деятельности, а также в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma.docx | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка»
Экономика для дошкольника
формирование основ финансовой грамотности
детей старшего и подготовительного к школе возраста
Составила:
Павелкова А. В.
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новосибирск 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его
жизни.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из
сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано
включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще
на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке –
веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний,
профессиональных и личностных качеств, иметь экономические
представления и компетенции в области финансовой грамотности.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.
А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт
пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие
возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они
вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических,
географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность
– это психологическое качество человека, показывающее степень его
осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смоленцев, считает, что у ребенка формируются понятия в первую очередь о семейной экономике, так как именно в семье он впервые шагает в мир экономических отношений, знакомится с трудом, профессиями своих близких, с финансовым состоянием семьи.
У детей старшего дошкольного возраста появляются умения обращаться с деньгами, соотносить доход с ценой на товар, они понимают, что деньги нужны для обмена товарами между людьми. Дошкольник знакомится с экономикой своего города, профессиями, которые связаны с экономикой и бизнесом, с товаром, выпускаемым на предприятиях, у них формируется уважительное отношение к людям, которые честно трудятся и зарабатывают деньги.
Ранее разумное экономическое воспитание необходимо для правильного миропонимания и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, решаются задачи всестороннего развития личности.
Экономическое развитие заключается не в организации обучения дошкольников экономике, а в насыщении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Это способствует развитию предпосылок к развитию экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным.
Приобщение дошкольников к экономике – это эффективный способ подготовки детей к жизни, их социальной адаптации в обществе.
Финансовую грамотность у детей до 7 лет можно прививать через основные нравственные понятия: о добре, о зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Самое главное прививать бережливое отношение к вещам, природным ресурсам, а затем и к деньгам.
Знания о нормах финансового поведения формируются у детей на основе действий, демонстрируемых взрослыми.
Так как экономической науке характерны сложные категории и понятия, то важно избегать излишней дошкольнику перегрузки. У детей должны быть сформированы знания о профессиях родителей, об их деятельности, каков результат их труда, и почему все люди трудятся. В настоящее время очень много профессий, связанных с работой на компьютере, и многие дети путают, говоря: «Моя мама работает компьютерщицей», «бумаги складывает» и т.д. Дошкольники должны понимать, что деятельность многих профессий связана с необходимостью использования компьютера.
Старшие дошкольники знакомятся с понятием «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия. Очень важно при взаимодействии педагогов и родителей формировать уважительное отношение к людям любых профессий.
Зачастую у ребенка формируются противоречивые представления о труде: возвышенные оценки о труде воспитателя не совпадают с получаемыми впечатлениями в семье («Опять на работу!», «Скорей бы отпуск!» и т.д.) Дети очень рано начинают думать о том, что причина посещения детского сада – это работа мамы и редкие выходные – благо. Они не знают о том, что многие мамы просто не могут жить без работы, без общения. Очень важно родителям как можно чаще рассказывать о положительных сторонах своей деятельности, чем они гордятся, радоваться за успехи своих коллег. Следует, конечно же, рассказывать и о негативных сторонах своей профессии, так как у детей должно складываться объективное представление о профессии.
Таким образом, экономическое развитие дошкольников помогает активизировать познавательную активность, совершенствовать коммуникативные качества. Дети проявляют интерес к разным профессиям, бережнее относятся к игрушкам, предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения между детьми.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег, а также развивается интеллект.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности
населения: какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их
защищать в случае нарушений. Поэтому азы экономического воспитания и
обучения основам финансовой грамотности – это глобальная социальная
проблема. Проведенные статистические исследования говорят о том, что
заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на
государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно
пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой
самостоятельной жизни!
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех
сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда
не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- воспитывать нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Дополнительная общеразвивающая программа
представляет полноценное учебно-методическое обеспечение для создания
условий дополнительного образования в ДОУ. Данная программа имеет
широкий спектр образовательных услуг, гибкую структуру, что позволяет
учитывать индивидуальные интересы, потребности и возможности
воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей
развития.
В основе методологического построения программы лежат принципы,
определенные федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования:
✔ полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
✔ амплификации детского развития;
✔ учет индивидуальных особенностей детей;
✔ системности и комплексности (системность и комплексность,
конкретность и доступность дидактического материала реализуются в
программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже
имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает
поступательное развитие);
✔ принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны
актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его
интеллектуальное развитие);
✔ принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы
на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в
эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в
силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для
каждого ситуации успеха.
✔ сотрудничество организации с семьей.
Все принципы методологического построения программы отражают
современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач
обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную
взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания,
способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в
дошкольном возрасте.
Программа является открытой, возможно внесение изменений в
содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от
возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных
представителей).
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа разработана для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста 5-6 и 6-7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут для старшего возраста и 30 минут для подготовительного.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на два учебных года, с сентября по май включительно.
Помимо основной организованной образовательной деятельности реализуются и
другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением
родителей (законных представителей), досуги и т.д.
Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде
таблиц, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в
течение недели.
Занятия по программе дополнительного образования осуществляется в
виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании
в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.
Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Учебная нагрузка для детей 5 – 6 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные | |||
Труд, продукт, товар | 7 | 2 | 3 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Семейная экономика | 1 | 4 | 3 | 8 |
Учебная нагрузка для детей 6 - 7 лет
Название блока | Количество занятий | Количество занятий в год | Общее количество занятий в год | ||
Теоретические | Практические | Комплексные | |||
Труд, продукт, товар | 6 | 2 | 4 | 12 | 32 |
Деньги, цена, стоимость | 5 | 2 | 2 | 9 | |
Реклама: желания и возможности | 1 | - | 2 | 3 | |
Семейная экономика | 3 | 2 | 3 | 8 |
На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с
финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные
понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории,
сказки.
Практические занятия проходят в игровой форме с использованием
сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.
Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и
практические навыки.
Содержание программы
Первый год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Разные профессии | Основные профессии: повар, врач, продавец, строитель, учитель и т.д. | Т |
2 | Разные профессии | Какими качествами должны обладать люди | Т |
3 | Для чего нужно | Нужды и потребности человека. | Т |
4 | Труд и продукт труда. | Труд, продукт труда, виды продукта труда. | Т |
5 | Труд и зарплата. | Как оплачивается труд? За что насчитывается | Т |
6 | Услуги и товары. Что это? | Что такое услуги, примеры услуг. Что такое товар. | Т |
7 | Директор магазина | Знакомство со структурой магазина: помещения, персонал, функции, как работает магазин. | К |
8 | Магазины и покупки: товар и его стоимость. | Разнообразие товаров, виды товаров: продукты, одежда, мебель и т.д. От чего зависит стоимость | К |
9 | Магазины и покупки: как продают товары и | Работа магазинов, работа салонов по | К |
10 | Потребность, виды | Что такое потребность? Товары первой | Т |
11 | Готовимся к | Знакомство с термином, подготовка: совместный | К |
12 | Ярмарка. | Инсценирование ярмарки. | П |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Откуда пришли деньги | История возникновения денег | Т |
14 | Что такое деньги? Зачем они нужны? | Знакомство с понятиями, назначение денег, их | Т |
15 | Какие деньги бывают. | Знакомство с монетами, банкнотами. Различие, назначение. Различие монет и купюр разного | Т |
16 | Понятие цены, стоимости. | Что такое цена, стоимость продукта или товара? Что значит дорогой и дешевый товар? От чего | К |
17 | Обмен или бартер | Что такое обмен? Для чего нужен обмен? Правила обмена. | П |
18 | Богатство и бедность | Знакомство с понятиями | Т |
19 | Что такое банк и вклады | Знакомство с понятием, беседа и рассказ по теме. | Т |
20 | Способы оплаты | Наличный и безналичный расчет. За какие услуги | К |
21 | Как стать миллионером? | Викторина для детей | П |
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Что такое реклама? | Знакомство с понятием «реклама». Значение. | Т |
23 | Реклама бывает разная! | Какая бывает реклама? Что важно в рекламе? Использование печати, радио, телевидения. | К |
24 | Придумываем рекламу | Создание рекламы своей поделки. | П |
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Что такое семейный бюджет? | Что такое бюджет и семейный бюджет? Из чего | Т |
26 | Планируем вместе семейный бюджет. | Планирование семейного бюджета: доходы и | П |
27 | Идем в магазин | Планирование похода в магазин семьей. Расчет | П |
28 | Как правильно делать покупки? | Обсуждение, где какие товары можно купить. Как | К |
29 | Магазин или | Знакомство, виды магазинов. Различие между | К |
30 | Как выбирать | Виды продуктов. На что обращать внимание при | К |
31 | Выбираем подарок | Какие подарки бывают? Какой подарок выбрать? (полезный подарок или для души, дорогой или | П |
32 | Семейный праздник | Какие семейные праздники бывают? Как | П |
Второй год обучения
I блок: «Труд, продукт, товар» | |||
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Вид занятия |
1 | Новые профессии | Новые профессии: Знакомство с профессиями, затратами труда, назначением | Т |
2 | Кто такой профессионал? | Знакомство с понятием. Значение этого слова, подбор эпитетов: умелый, грамотный, умный, трудолюбивый, ответственный и т.д. Портрет профессионала. | Т |
3 | Качества труда, брак в | Понятие качества труда. От чего зависти качество | Т |
4 | Профессии: оплата | Беседа о профессиях, понятие «оплата труда», за | Т |
5 | Биржа труда | Знакомство с понятием, для чего нужна биржа | К |
6 | Профессия «Экономист», наука «Экономика». | Беседа о науке – экономике, что изучает | К |
7 | Производители и | Что такое ресурсы Земли? Какие ресурсы бывают? Что производят производители? Из каких | П |
8 | Как сберечь ресурсы | Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь | Т |
9 | Бартер. Рынок | Что такое бартер? Как это осуществляется? Когда | П |
10 | Спрос товара. | Как рождается спрос на товар? Товары первой | К |
11 | Какие бывают | Какие бывают разновидности товаров. Кто | Т |
12 | Акции товаров | Что такое акции? Для чего их проводят? Какие | К |
II блок: «Деньги, цена, стоимость» | |||
13 | Финансовая | Как обезопасить свои финансы? Какие бывают | Т |
14 | Виды денег. | Знакомство с видом денег: железные деньги | Т |
15 | Размен монет | Знакомство с разным номиналом монет. | П |
16 | Какая бывает валюта? | Что такое валюта? Знакомство с валютой разных | К |
17 | Банк. Виды услуг. | Знакомство со структурой банка, его назначением | К |
18 | Как сделать сбережения. | Знакомство с видами сбережений. Знакомство с | Т |
19 | Что такое налоги и | Знакомство с понятием, какие бывают налоги и | Т |
20 | Бизнес | Что такое бизнес. Бизнесмен - хозяин своего дела. | Т |
21 | Правильный выбор: куда тратить деньги? | Потребности человека, необходимые товары для | П |
III блок: «Реклама: желания и возможности» | |||
22 | Какая реклама лучше? | С помощью рекламы люди узнают, где и какие | Т |
23 | Что быстрее купят? | Как реклама влияет на продажу товара. Какая | П |
24 | Конкурс на лучший рекламный плакат | Конкурс проводится на основе домашнего задания | П |
IV блок: «Семейная экономика» | |||
25 | Сколько нужно человеку? | Искусство ведения домашнего хозяйства. | Т |
26 | Семейный бюджет: доходы. | Из каких частей состоит бюджет семьи? Из чего | Т |
27 | Семейный бюджет: расходы семьи. | На какие нужды тратит деньги семья? (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). В каких случаях есть необходимые | П |
28 | Учимся экономить. | Разница между потребностями и пожеланиями. | К |
29 | Что такое пенсия? Стипендия? | Назначение пенсий и стипендий. Для чего | Т |
30 | Долг платежом красен | В каких случаях приходится занимать деньги? Какие правила займа? (отдать вовремя, заранее | К |
31 | Не имей сто рублей, а | Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда | П |
32 | Личные деньги. | Что такое личные деньги, принцип накопления. | К |
Вид занятия: Т – теоретический, П – практический, К – комплексный.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и средства оценки результативности реализации программы:
В качестве результатов реализации программы выступают следующие
показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков
основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ
финансовой грамотности используются следующие методы:
✔ Наблюдение.
✔ Беседы.
✔ Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
✔ Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).
Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу
уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по
следующим критериям:
Старший дошкольный возраст 5 – 6 лет.
Критерии:
− понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как
результат труда людей);
− уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
− осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –
деньги»;
− знает качества человека – хозяина;
− контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Подготовительная к школе группа 6 – 7 лет.
Критерии:
− знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;
− владеет словарным запасом в области финансирования;
− проявляет здоровый интерес к деньгам;
− интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
− сформировано начало экономического мышления.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Качественная характеристика ожидаемых результатов зависит от
нескольких параметров: регулярное посещение занятий детьми,
эмоциональный отклик и самостоятельный интерес ребенка к изучаемым
вопросам и получаемым навыкам, создание условий для реализации задач.
Программа реализуется при условии:
✔ создания высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском
саду;
✔ соответствующей предметно-пространственной развивающей среды:
авторские учебно-дидактические пособия; литература; иллюстрации;
сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры; игрушки, имеющие
экономическое содержание; рекламные листки; куклы для занятий (Рублик,
Копейка);
✔ внедрения программы совместно с родителями, с целью их поддержки и
помощи;
✔ качественный подбор и чтение художественной литературы: рассказов
экономического содержания, фольклора, сказок;
✔ решения логических и арифметических задач, задач – шуток,
проблемных ситуаций, кроссвордов;
✔ создание зоны «экономического игрового пространства» с подборкой
литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала.
Освоение детьми всей программы предполагает продвижение детей в
развитии основ финансовой грамотности, начала экономического мышления,
психических функций, формирование познавательных интересов,
коммуникативных умений, нравственных качеств личности.
У детей сформируются следующие знания, умения, навыки.
Ожидаемый результат (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет):
✔ дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещественный
мир как результат труда людей);
✔ уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать
деньги;
✔ осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт
– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
✔ видят красоту человеческого творения;
✔ признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость,
расчѐтливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры
меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
✔ ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
✔ контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Ожидаемый результат (подготовительная к школе группа 6 – 7 лет):
✔ дети имеют сформированные основные понятия финансовой
грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть
формируется начало экономического мышления;
✔ интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной
жизни;
✔ знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
✔ владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью
финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей
современных профессий;
✔ приобретают такие качества, как умение честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться
проигрыша;
✔ проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность,
чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить
начатое дело до конца;
✔ проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного
приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект
«Академия финансов», в который вошли авторские дидактические пособия
для детей разной возрастной категории. Учебно-методический комплект
является необходимым и достаточным для организации основной
образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой
грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной
игровой деятельности, а также в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....
Конспект занятия по теме: «Путешествие в страну взрослых дел» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста....