"Формирование межполушарных связей у детей дошкольного возраста"
статья по логопедии (старшая группа)

Гурова Наталья Петровна

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают следствие особенностей развития головного мозга детей.

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами. Но зачастую слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия. В своей работе я использую нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука и дифференциации. Таким образом, следует отметить, использование нейроигр и нейротренажеров служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста»

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

С этой целью я решила разнообразить работу с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий включая нейроигры и нейротренажеры.

Инновационные  технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком  

разная. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают следствие особенностей развития головного мозга детей.

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои определённые функции.

Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, контролируют процессы восприятия вербальной информации с помощью устной речи, письма или текста. В правом полушарии головного мозга формируются пространственно-временные представления, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивает её восприятие как единое целое.

Правое полушарие отвечает за восприятие информации на слух, планирование, творчество, образное мышление. Таким образом они влияют на обучаемость ребенка, его достижения и положительный результат во всех видах деятельности.

В чём выражается несформированность межполушарных взаимодействий?

Происходит неверная обработка информации и у ребенка возникают трудности в обучении:

  • ошибки в письме,
  • проблемы в устной речи;
  • в запоминании информации;
  • в счете как в письменном, так и в устном;
  • в искаженном восприятии учебной информации.

Изменение поведения таких детей сводятся к повышенной активности, причём она не имеет определённой цели, часто зависит от ситуации (это новая или незнакомая обстановка, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не в состоянии сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям присуща быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. Они отдают предпочтение играм с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда критично относятся к окружающим.

В чём проявляется несформированность межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр на письме;
  • пишет и рисует то правой, то левой;
  • логопедические отклонения;
  • делает большое количество ошибок;
  • агрессия;
  • видит изображение, но не может назвать;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Для развития межполушарного взаимодействия необходима ежедневная гимнастика мозга. Что может послужить причиной плохого развития межполушарных связей у детей?

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Не редко причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но зачастую слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Поэтому важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

В своей работе я использую нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука и дифференциации.

На подготовительном этапе включаю артикуляционные упражнения с движением рук.

Задачи артикуляционной гимнастики:

  • развитие слаженной работы обоих полушарий;
  • удерживание губ в заданной позиции;
  • укрепление мышц языка, развитие его подвижности;
  • растяжение подъязычной уздечки;
  • развитие подвижности нижней челюсти;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • профилактика быстрого переутомления;
  • профилактика дефицита внимания;
  • улучшение памяти; 
  • развитие пространственных представлений.

Приведем примеры выполнения артикуляционной гимнастики с движением рук:

Упражнение «Злой пёс»

Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно).

Упражнение «Конфетка»

Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.

Упражнение «Месим тесто» 

Улыбнуться. Положить язык между губами, произнести: «Пя – пя – пя» + одновременно хлопки руками.

Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

На занятии применяю такие приемы:

зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Так же используем дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука

Приведу примеры следующих нейроигр.

Нейроупражнения с мячом (су-джок)

Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая.

Зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Покажи одновременно двумя пальчиками

Нейробродилки (автоматизация, дифференциация звуков, согласование существительных с числительным, активизация словаря и связной речи)

Нейроупражнение «Кулак-ладонь»

Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.

Инструкция: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак,  звук «Ж» — ставь ладонь. 

2 вариант: звук С –  кулак,  звук З – ладонь.

Нейротренажеры

Межполушарные доски (лабиринт головоломка)

При работе стимулируется развитие мелкой моторики, координация движений, мышления, а также формируется усидчивость, фантазия и самостоятельность.

Межполушарная доска «Круг»

Способствует обучению, помогает активизировать оба полушария, обеспечивает ребенку легкое восприятие, хорошую память, воображение, мелкую и общую моторику.

Таким образом, следует отметить, использование нейроигр и нейротренажеров служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.

Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР.

Список использованной литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: учебник. М.: АСТ, 2020. 60 c. 
  2. Ахмадуллин Ш.Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4-6 лет: учебник/ СПб.: Нева, 2022. 160 c. 
  3. Гончарова К. Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А.В. Чертковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 55 c.
  4. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М.: Академия, 2018. 672 c. 
  5. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения: учеб. пособие. Волгоград.: Учитель, 2022. 32 c. 
  6. Жукова О.С. Нейрологопедические прописи: учимся читать и развиваем речь. М.: Малыш, 2022. 32 c. 
  7. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c. 
  8. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи: учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб.: Литера, 2021. 48 c. 
  9. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018. 112 c. 
  10. Праведникова И.И. Развитие грамматического строя речи: учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д.: Феникс, 2021. 70 c.
  11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2020. 60 c. 
  12. Чебыкина Н.Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М.: АСТ, 2021. 80 c. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».

Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мастер-класс по теме "ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" для педагогов ДОУ...

Выступление на педсовете. Совершенствование личностно-развивающей среды для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста

О том, как можно обогатить среду, что бы успешно развивать межполушарные связи у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста"

Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа, которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомско...

Методическая разработка «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»

Нейроигры как средство развития межполушарных связейу детей дошкольного возраста...

Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста

Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста...

«Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»

laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые рукиснова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов...