Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи
книга по логопедии по теме
Игры направлены на развитие и коррекцию речевой и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи посредством малых мячей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "ЦРР - детский сад "Ласточка"
Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи
Составитель учитель-логопед:
Азанова Татьяна Викторовна
рп Усть-Абакан
2013 г.
Содержание
- Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики……………………………4
- Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве………………………..6
- Игры с мячом, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания…………………………..8
- Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов………………………….12
- Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа…………………………………………………14
- Литература……………………………………………17
2
Составитель сборника
логопедических игр с малыми мячом
для дошкольников
Азанова Т. В., учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка»
19
18
Речевые нарушения и недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи.
Формирование словесной речи начинается, когда движения пальцев рук достигают определенной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи, т.к. современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи, и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Чтобы достичь более быстрых результатов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи, и, чтобы занятия становились всё более увлекательными и занимательными, мы решили использовать малые мячи. Каждый ребенок имеет возможность играть с мячом и выбор их достаточно широк, т.к. в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие и легкие. Однако, опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом на отдыхе мяч остается не заслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей. Мы решили использовать малый мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
3
I. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.
В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. В своей работе мы используем сделанные нами пособия для развития мелкой моторики рук.
«Разноцветные шары»
Цель:
- развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
- закрепление основных цветов;
- закрепление гласных звуков.
Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.
Шарик, шарик не грусти,
Что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо-
Ты ж еще на небе не был.
«Капельки дождя»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.
Дождик капал, капал, лил,
И по улице бродил.
4
Литература
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры. – СПб., 2009.
- Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физический способностей детей. - Ярославль, 1996.
- Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л. С. Сековец. - М., 2005.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М., 2005.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. - М., 2006.
- Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). - СПб., 2007.
- Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 2000.
- Сергиенко Г. Н. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. - Воронеж., 2006.
- Синицина Е. И. Умные пальчики. - М., 1999.
17
«Мячик кинь ты побыстрей, домик называй скорей»
Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых.
Ход. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
«Мячик маленький поймай и словечком называй»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом слова (например: девочка, играть). Ребенок, поймав мяч, составляет предложение из этих двух слов (Девочка играет) и возвращает мяч.
Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
16
Лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу – и пропал!
«Парашютисты»
Упражнение выполняется аналогично, но прокатывание шариков сопровождается пропеванием гласных звуков.
Мы летим на парашюте,
Мы серьезны и не шутим.
До земли тут метров триста,
И поют парашютисты:
А – У
И – О
Э – И.
«Спираль»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.
Не ползет и не бежит,
Над цветком она кружит,
За витком идет виток
Вот и села на цветок.
5
II. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии в школе. Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом логопедическом кабинете или дома в комнате.
«Мяч всегда поймаю я»
Цель: Закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребенок движется в заданном направлении.
Раз, два, три –
Справа (слева, прямо) мяч, лови!
«Вправо, влево прокати, мячик мой не упусти»
Цель: Закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики.
Ход. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается по инструкции взрослого: «Ваня, кати мяч влево (к Свете). Света, кати мяч вправо». Важно удержать мяч на столе.
«Мячик прыгает по мне - по груди и по спине»
Цель: Закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
6
поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Вариант 2.
Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.
«Я знаю три названия животных (цветов)»
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. Развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю три названия домашних животных: кошка, корова, собака».
«Человеческие дети знают всех зверят на свете»
Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок возвращая мяч, называет детеныша этого животного
«Мяч лови да поскорей назови язык зверей»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Взрослый называет животное, ребенок – как оно подает голос: корова – мычит, собака – лает, волк – воет, комар – пищит и т.д.
15
V. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В уточнении уже имеющихся у него в запасе слов, привитие ребенку простейших навыков в образовании новых слов большое значение имеют игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.
Одно из направлений ТРИЗа - знакомство детей с противоречиями. Все явления, поступки, явления, сказки рассматриваются в играх сначала с хорошей стороны, затем с плохой, а потом возвращаемся к положительному. В играх с мячом по ТРИЗу дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы, благодаря которым они расширяют свои представления об окружающем мире.
«Мяч бросай и животных называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч
14
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
«Справа, слева, впереди - в обруч точно попади»
Цель: Закрепление умения ориентироваться в пространстве.
Ход. Ребенок с мячом становится между двумя обручами, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого.
Например:
- Стукни три раза мячом в правый обруч.
- Стукни мячом два раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
«Вот стоит из стульев ряд, я ударить в каждый рад»
Три-четыре стула выстраивают в ряд. Ребенок подходит к первому стулу, ударяет мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стулу и т.д.
Задания могут быть такими: ударить мячом в каждый стул; ударить в первый стул один раз, во второй – два раза и т.д.
На каждый удар мяча ребенок проговаривает закрепляемый в речи звук или слоги с ним.
7
III. Игры с мячом, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания.
Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом нормализуется ритм дыхания, увеличивается сила дыхательных мышц. В процессе выполнения дыхательных упражнений повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
«Бегемотик»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ход. Ребенок, находится в положении лежа, мяч кладется на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То мой мячик поднимается (вдох),
То мой мячик опускается (выдох).
«Ныряльщики за жемчугом»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Ход. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая
жемчужина (малый мяч). Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
8
«Звуки я сказать хочу и по мячику стучу»
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Ход. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох.
«Свяжем мы из слов цепочку - мяч не даст поставит точку»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход. Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего слова.
Например: весна – автобус – слон – нос – сова.
«Мяч поймай - слово составляй»
Цель: составление трёхзвуковых слов и их анализ.
Ход. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:
М – А – К, Д – О – М, К – О – Т.
Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
13
IV. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В течение учебного года мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. По этой теме мы предлагаем вам множество разнообразных игр и упражнений. В этих играх дети тренируются в четком произношении звуков и выделении их из звукового ряда, подбирают слова на заданный звук, усваивают звуковую структуру слова.
«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков. Если услышите звук «А», стукните об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков. Нужно подбросить мяч на заданный звук.
«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Ход. Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу или полу.
12
«Воздушный футбол»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Из кусочков ваты скатать шарик (мяч). Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.
«Снегопад»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Ход. Сделать "снежинки" (мелкие мячики из ваты), положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
«Комар»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Проводится, если ребенок правильно произносит звук з.
Ход. Ребенок стоит, руки в стороны, в одной из них мяч, соединяя руки перед грудью, перекладывает мяч, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
9
«Варим кашу»
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Ход. Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль (в виде малых мячей). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
«Продукты» поочередно кладут в «горшочек».
Каша варится.
Дети, выпячивая живот и, набирая воздуха в грудь, делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: «Ш-Ш-Ш».
Огонь прибавляют.
Дети произносят: «Ш-Ш-Ш» в убыстренном темпе.
«Дразнилка» или «Изобрази животное»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Ход. Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями, используя мяч (отбивание об пол, подбрасывание вверх):
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
10
«Полет на шарике»
Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.
Ход. Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:
Все дети во сне летают.
Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх.
К звездам полететь мечтают.
Мы подрастаем, пока летаем.
Дети двигаются по кругу с мячами в руках.
Мы подрастаем, пока мечтаем.
Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения вокруг себя.
«Веселые движения»
Цель: та же.
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу)
Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо)
И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол)
Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...
Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"
Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...
«Использование методов ТРИЗ – РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллекту...
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи...
«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с общим недоразвитием речи»
Актуальность. Актуальность выбранных методов работы: 1. Детям нравится массажировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, способствуя развитию речи...
Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...
«Использование метода проекта в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я...