«Использование методов ТРИЗ – РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
статья по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ragimova_t.n.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рагимова Татьяна Николаевна
воспитатель первой
квалификационной категории
МАДОУ №26 «Кораблик»
г. Бердск, Новосибирская область
«Использование методов ТРИЗ – РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер дошкольника.
Дети с ОНР значительно уступают в умении выполнять логические операции, снижена речевая активность, у них ограничен объем кратковременной памяти. Определенные отклонения проявляются и в игре, в ходе образовательной, продуктивной деятельности. Дошкольники с данной речевой патологией могут быть слишком возбудимы или, наоборот, вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе.
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
По моему мнению, применение ТРИЗ – РТВ методов в работе с детьми с ОНР не только возможно, но и помогает в решении многих проблем, потому- что это уникальный инструмент для:
- поиска нетривиальных идей;
- выявления и решения многих творческих проблем;
- выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их обработку и производство;
- развития творческого мышления, формировании творческой личности.
Наиболее эффективны в работе с детьми моей группы оказались: «мозговой штурм»; «данетки» всех видов; кольца Луллия (творческие задания); метод морфологического анализа; «Эвроритм»; лимерик; и другие методы.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Метод морфологического анализа означает («морфологический ящик», «волшебные дорожки». Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта. Возможности этого метода в группах детей с ОНР: согласование существительных с прилагательными; активизация и пополнение словаря; составление описательных рассказов; формирование фразовой речи.
Задания и игры на основе морфологического анализа включены во многие лексические темы «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Профессии» и т.д. Работу по методу морфологического анализа лучше начинать со сказочных образов или с мира животных, для получения интересных персонажей.
Логические операции «Эвроритма» известны как средства формирования основ диалектического мышления. Я применила «Эвроритм» для работы над речью детей. В коррекционной работе особое место занимает обучение рассказыванию по серии сюжетных картин. Метод «Эвроритма» имеет с этим много общего, а именно - наличие сквозного (главного героя) и определенной логической последовательности происходящего с ним, заявленным порядком картин. Через «Эвроритм» дети не только учатся определять зависимость функции объекта от количества и качества данного объекта, изобретать, фантазировать, но и обогащают свой словарный запас, развивают связную речь. Ключевые моменты работы с «Эвроритмом». Объекты, которые рассматриваются, берем по лексической теме.
Например: при прохождении темы «Посуда» мы поселяли в домик кастрюлю и рассматривали ее во всех аспектах. Для чего человек изобрел кастрюлю? Какие виды кастрюль вы знаете? Предлагала пофантазировать и изобрести свою кастрюлю (подружится с каким-нибудь предметом).
Так появлялись детские творческие и креативные изобретения:
- кастрюля – танк;
- кастрюля – книжка;
- кастрюля – коляска;
- кастрюля – клякса.
Таким же образом можно рассматривать и другие объекты.
Эффективность использования в логопедической группе лимериков – рифмованных текстов, составленных по определенному алгоритму объясняется тем, что решаются следующие задачи:
- формирование чувствительности к слову и слоговой структуры слова;
- формирование фонематического слуха;
- развитие навыков в согласовании слов в рифмовках;
- формирование интереса к самостоятельному словотворчеству.
Лимерики для моих детей прежде всего рифмованные стихотворения, а не нелепицы. Работа начинается на материале поставленных и автоматизированных учителем-логопедом звуков:
- договаривание последнего слова в строке: ду-ду-ду-рыба плавала…; ко-ко-ко-не ходите…;
- придумывание чистоговорок детьми.
Можно использовать игру «Раз, два, три – картинки по рифме разложи» для объяснения понятия «рифма» (складность). Ребенок подбирает картинки по парам – по рифме (топор-ковер, врач-грач, ручка-штучка, подушка-лягушка и т.п.). Данную работу можно проводить с использованием колец Луллия. Стихотворения рекомендую подбирать из сборников Б. Заходера, И. Лопухиной, Э. Котляр, русских народных сказок. Рифма развивает у детей внимание к звучащей речи, чувство ритма, расширяет словарный запас. На активном этапе я даю детям игровые задания:
«Я начну, а ты закончи» (работа со стихами из двух строк).
- Придумать двустишие с предложенной рифмой.
- Подбери слова в рифму к слову.
- Сочини стихотворение со словом.
После сформированности умения рифмовать я знакомлю детей с лимериками, обсуждаем варианты и коллективно сочиняем.
Параллельно работе по составлению лимериков ведется работа со сказками с использованием различных моделей составления сказок (коллаж из сказок, метод снежного кома, метод каталога, знакомые герои в новых обстоятельствах). Благодаря использованию ТРИЗ – РТВ технологией при сочинении сказок, решении сказочных задач дети научились понимать творческие задания, композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей; четко построить и завершить замысел. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности.
Самый быстрый и эффективный способ записи моими воспитанниками своих сказок с помощью схематизации. Схемы с успехом пользуются с целью помощи при воспроизведении информации. Это хорошие подсказки для детей с диагнозом ОНР.
Очень важным условием для успешной работы с детьми является обеспечение положительного настроя, поддержка их интереса, актуализация знаний в новой ситуации.
Включение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в работу с воспитанниками позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, музыкальную, художественно-эстетическую и др.). А сюжеты подсказывают и книги, мультфильмы, события, рассказы взрослых. Обычные темы можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. «Походы в космический лес»; путешествия на «волшебном краскомобиле», «корабле-невидимке» и т.п. помогают сделать деятельность детей новой, увлекательной и не скучной. Поэтому основная задача, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через исследовательскую, поисковую деятельность, и через грамотно организованное рассуждение, через игры.
Анализ работ детей с ОНР показал, что создание определенных педагогических условий, а именно ТРИЗ – РТВ – технологий оказывает существенное влияние на процесс развития креативности у детей с ОНР формирует творческое мышление и воображения.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
«Пусть творческих людей станет как можно больше,
творец всегда поймет творца.
И мир изменится к лучшему»
(Л.Е. Белоусова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,
Материал сказок дает возможность детям-логопатам усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...
Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...