Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodov_triz.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ- технологии в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.
В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер дошкольника.
Дети с ОНР значительно уступают в умении выполнять логические операции, снижена речевая активность, у них ограничен объем кратковременной памяти. Определенные отклонения проявляются и в игре, в ходе ООД, продуктивной деятельности. Дошкольники с данной речевой патологией могут быть слишком возбудимы или, наоборот, вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе.
В своей работе я опиралась на методы и приемы ТРИЗ – РТВ (теория мышления изобретательских задач – развитие творческого воображения Г. С. Альтшуллер, И. П. Хоменко).
Я считаю проблему развития речи и познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
Положительные стороны ТРИЗ:
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Таким образом применение ТРИЗ-РТВ методов в работе с детьми ОНР не только возможно, но и помогает в решении многих проблем.
Были определены задачи:
- расширять кругозор детей, имеющих речевые дефекты, развивать их познавательные, коммуникативные и социальные способности;
- повышать эффективность игровой мотивации детской речи;
- развивать желание заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью;
- создать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Для определения исходного уровня речевого развития, творческого мышления, воображения ребенка совместно использовала следующие диагностические методы: Ушаковой О. С. и Струниной Е. М. «Кукла», «Меч» на сформированность словаря детей. Стребелевой «Подумай», «Скажи», «Мои друзья» - по связной речи. Тест П. Торренса – на развитие творческого мышления. О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова на определение уровня развития воображения.
Определила условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:
1. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим, поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.
2. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.
3. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
4. Оценка ребенка, как творческой личности. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.
5. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами, сделать ее понятной для окружающих.
6. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.
7. Создание безопасной, психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
8. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
9. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросов и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
10. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шевства» может затруднить творчество.
11. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.
Взяв за основу методические разработки, адаптированные к работе с дошкольниками (Лемах С. В., Хоменко Н. Н., Сидорчук Т. А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников», А. В. Корзун «Веселая дидактика» и др.) я определила, что выбор тех или иных методов или приемов ТРИЗ-РТВ – технологии для детей с ОНР зависит: от возраста детей и от их уровня развития; от содержания задач, стоящих перед данным заданием или деятельностью; от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач. Наиболее эффективны в работе с детьми моей группы оказались: «мозговой штурм»; «данетки» всех видов; кольца Луллия (творческие задания)
Остановимся более подробно на некоторых из них.
«Мозговой штурм» предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения и для преодоления психологической инерции.
Типы «мозгового штурма» могут быть такими:
Как уберечь Винни-Пуха от пчел?
Как не дать похитить Фунтика?
Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
Как можно съесть суп, если нет ложки?
Их можно придумывать и коллективно, и с родителями, и самостоятельно.
Правила «мозгового штурма»:
исключение всякой критики;
поощрение самых невероятных идей;
большое количество ответов, предложений;
чужие идеи можно улучшить.
Из всех решений выбирается оптимальное, которое затем отражается в продуктивной деятельности. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает, что не маловажно для детей с ОНР.
Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, позволяющее ребенку овладеть методами системного мышлению.
Это изобретение и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятие объект – признак – проявление признака. Развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Эффективность использования в логопедической группе лимериков – рифмованных текстов, составленных по определенному алгоритму, объясняется тем, что решаются следующие задачи:
- формирование чувствительности к слову и слоговой структуры слова;
- формирование фонематического слуха;
- развитие навыков в согласовании слов в рифмовках;
- формирование интереса к самостоятельному словотворчеству.
Лимерики для моих детей прежде всего рифмованные стихотворения, а не нелепицы. Работа начинается на материале поставленных и автоматизированных учителем-логопедом звуков: договаривание последнего слова в строке: ду-ду-ду-рыба плавала…; ко-ко-ко-не ходите…; придумывание чистоговорок детьми.
Можно использовать игру «Раз, два, три – картинки по рифме разложи» для объяснения понятия «рифма» (складность). Ребенок подбирает картинки по парам – по рифме (топор-ковер, врач-грач, ручка-штучка, подушка-лягушка и т. п.). Данную работу можно проводить с использованием колец Луллия. Стихотворения рекомендую подбирать из сборников Б. Заходера, И. Лопухиной, Э. Котляр, русских народных сказок. Рифма развивает у детей внимание к звучащей речи, чувство ритма, расширяет словарный запас. На активном этапе я даю детям игровые задания:
«Я начну, а ты закончи» (работа со стихами из двух строк).
Придумать двустишие с предложенной рифмой.
Подбери слова в рифму к слову.
Сочини стихотворение со словом.
После сформированности умения рифмовать я знакомлю детей с лимериками, обсуждаем варианты и коллективно сочиняем. Важно отметить, что для моих детей лимерики прежде всего это рифмованные тексты, составленные по определенному алгоритму, а не нелепицы. По словам К. И. Чуковского "небывальщина» возможно лишь тогда, когда ребенок хорошо утвердился в «бывальщине», другими словами, при достаточно высоком уровне сформированности словаря.
Параллельно работе по составлению лимериков ведется работа со сказками с использованием различных моделей составления сказок (коллаж из сказок, метод снежного кома, метод каталога, знакомые герои в новых обстоятельствах). Всю работу по развитию у детей словесного творчества с помощью сочинения сказок определила в 2 этапа.
Благодаря использованию ТРИЗ – РТВ технологией при сочинении сказок, решении сказочных задач дети научились принимать творческие задания, композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей; четко построить и завершить замысел. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности.
Самый быстрый и эффективный способ записи моими воспитанниками своих сказок с помощью схематизации. Схемы с успехом пользуются с целью помощи при воспроизведении информации. Это хорошие подсказки для детей с диагнозом ОНР. Такие дети кроме речевых проблем имеют и психологические, сопровождающиеся слабой памятью, рассеянным вниманием и др. Выполняя с детьми творческие задания с моделями мира, кольцами Луллия, «волшебной дорожкой», морфологической таблицей я постепенно заменяю цветные карточки с изображением объектов, их схемами, предложенными детьми. Вся работа с детьми строится на личностно-ориентированном подходе в зависимости от диагноза ребенка (индивидуально) и лишь к середине года мы занимаемся схематизацией по подгруппам. Применение схематизации в сочетании с приемами ТРИЗ – РТВ развивает умение детей дифференцировать грамматические формы, создает предпосылки для расширения образного и логического мышления, памяти, мелкой моторики. Существуют определенные этапы работы с детьми по схематизации.
Очень важным условием для успешной работы с детьми является обеспечение положительного настроя, поддержка их интереса, актуализация знаний в новой ситуации.
Включение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в работу с воспитанниками позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, музыкальную, художественно-эстетическую и др.). А сюжеты подсказывают и книги, мультфильмы, события, рассказы взрослых.
Результативность: анализ результатов обследования детей с ОНР показал, что создание определенных педагогических условий, а именно ТРИЗ – РТВ – технологии является тем условием (как показывает практика) для формирования творческого мышления, развития речи и воображения, оказывает существенное влияние на процесс развития креативности у детей с ОНР.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...
Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,
Материал сказок дает возможность детям-логопатам усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...
Использование воспитателем народной тряпичной игрушки в работе с детьми с общим недоразвитие речи.
" Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!"...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...
«Использование методов ТРИЗ – РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллекту...
Использование игровых методов и приемов в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Проблема развития связной речи является актуальной проблемой в коррекционной работе с детьми с ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личност...