«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Аленина Юлия Талгатовна

Актуальность.

 Актуальность выбранных методов работы: 1. Детям нравится массажировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, способствуя развитию речи; 2. Ребенок очень пластичен и легко обучаем. Но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование такого массажера помогает решить эту проблему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_marafona.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с общим недоразвитием речи»

Губерская Ирина Александровна,

руководитель СП

Аленина Юлия Талгатовна,

учитель-логопед

СП ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»

г.о. Отрадный Самарской области

 детский сад №11

e-mail: alenina.80@inbox.ru   

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

                             В.А.Сухомлинский 

Актуальность.

 Актуальность выбранных методов работы: 1. Детям нравится массажировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, способствуя развитию речи; 2. Ребенок очень пластичен и легко обучаем. Но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование такого массажера помогает решить эту проблему. 

 Принципы здоровьесбережения:

- не навреди;

-принцип единого представления о здоровье;

-непрерывность и преемственность;

 -соответствие содержанию и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

-комплексный подход. 

 Коррекция речевых нарушений с помощью массажера «Су-Джок», камушков Марблс, пескотерапии и музыкотерапии у дошкольников с ОНР. Выработка и подборка специальных методов и приемов для формирования речи детей с учетом новых технологий; формирование связной речи, стимуляция познавательной активности и расширение словарного запаса детей. Внедрение в свою работу новых нетрадиционных методик и пополнение своей логопедической копилки. 

Механизмы достижения поставленной цели:

-фронтальные

-подгрупповые

-индивидуальные занятия

-взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и родителей

-учет индивидуальных особенностей ребенка 

 Ожидаемые результаты проекта:

 -сокращение сроков коррекционной работы;

 -повышение качества работы;

-стимуляция речевых областей коры головного мозга;

 -снятие нервного напряжения 

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Этапы выполнения проекта: 

Подготовительный этап - ознакомление участников проекта с данными видами нетрадиционных технологий

-подобрать специальную литературу по данной теме

 -подобрать различные пальчиковые гимнастики и упражнения

 -подобрать специальную музыку для детей

- составить перспективный план 

Практический этап. Работа с детьми. Система различных видов упражнений, гимнастик, подборка специальной музыки.

1) Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»: Задача: снятие раздражительности и напряжения. Описание: упражнения выполнять сначала на правой руке, затем на левой. «Мальчик-пальчик где ты был (надеть кольцо Су-Джок на мизинец) с этим братцем в лес ходил и так далее, прокатываем колечко по каждому пальчику, особенно по верхней фаланге пальчика. Упражнения сопровождаются музыкой.

2) Игра «Угадай звук» Задача: Развитие звукового анализа и синтеза, обучение грамоте логопед называет звук, а ребенок должен поймать шарик такого цвета, каким является звук.

 3) Игра «Овощи» «Фрукты» «Деревья» «Дни недели» Задачи: накопление и активизация словаря детей.

4) Игра «Скажи ласково».

5) Игра «Скажи наоборот»

6) Стихи по автоматизации звуков Массаж шариком и проговаривание стихотворений на данный звук по теме.

Пескотерапия 

Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звукового и слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико- грамматических представлений; помогают в подготовке к обучению грамоте, освоению навыков чтения и письма.

Наборы игрушек для игр с песком: люди, (разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе); наземные животные ; летающие животные ; обитатели водного мира; жилища с мебелью; домашняя утварь ; деревья и другие растения; объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга); транспортные средства; объекты среды обитания человека; объекты ландшафта Земли; аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, ювелирные изделия,..) 

Использование песка в индивидуальной коррекционной работе 

Задачи:

 Совершенствование мелкой моторики: Упражнения: «Необыкновенные следы», «Жучки здороваются» 

Совершенствование мелкой моторики: Упражнения: «Дорожка из песка», «Преврати букву»

Развитие речевого дыхания: Упражнение «Замети следы», «Что под песком?» 

Развитие подвижности артикуляционного аппарата: Упражнения: «Часики», «Накажем непослушный язычок» 

Автоматизация звуков: Упражнения: «Горочка», «Дождик» 

Развитие фонематического слуха: Упражнение «Две поляны» 

Формирование слоговой структуры слова: Игры «Полоски», «Исправь ошибку»,  «Раздели слово на слоги». «Построй ступеньки».

Обогащение словарного запаса: Игры «Сложные слова», «Родные слова», «Я сделал – я сделала». 

Совершенствование грамматического строя речи: Игры «Чего не стало?», «Подбери слово».

Связная речь. Игры: «Две игрушки», «Что случилось?», «Начни предложение».

Музыкотерапия.

Задачи: развитие памяти, работа по автоматизации поставленных звуков.

П.И.Чайковский «Осенняя пьеса», «Песня жаворонка»,«Марш Щелкунчика» Л.В.Бетховен «Лунная соната», В.А.Моцарт «Времена года»,«Маленькая ночная серенада», «Пиано соната 16», «Турецкий Марш»,.И.С.Бах «Шутка из сюиты», «Минуэт», Боккерини «Минуэт», Вивальди « Весна», оздоровительные распевки на глубоком выдохе (а,о,у,ы..) Игры по ролям в сопровождении музыкотерапии 

Взаимодействие логопеда и родителей. 

Индивидуальные беседы, анкетирование, семинары- практикумы, родительские собрания.

Консультирование, открытые итоговые занятия, информационные стенды, круглый стол. Результаты применения в своей работы как дополнение нетрадиционных методик показали: что связная речь детей значительно улучшилась. Дети стали спокойней, раскрепощённее. Снялось напряжение в межличностных отношениях, которые присутствовали на занятиях. Укрепился иммунитет. Используя эти методики в своей работе, я исходила из психических особенностей детей дошкольного возраста с ОНР. Все это позволяет мне рекомендовать проверенные на практике методики для использования в работе коллегам-логопедам, педагогам и родителям. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы работы с детьми с общим недоразвитием речи

Игры направлены на развитие и коррекцию речевой и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи посредством малых мячей....

Использование педагогической технологии "Активные методы обучения" в работе с детьми с Общим недоразвитием речи

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»Я хотела бы представить вам технологию «Активных методов обучения», которая поможет обучающимся чувствовать себя на занятиях комфортно, интерес...

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»

Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно пост...

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

«Использование методов ТРИЗ – РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи,  далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллекту...

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи...