Особенности усвоения предложных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Степанова Галина Вениаминовна

статья об особенностях усвоения предложных конструкций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности усвоения предложных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Дети с логопедическим заключением: ОНР Ш уровня речевого развития характеризуются наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развёрнутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Переход к практическому усвоению более сложных морфологических закономерностей диктует необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. В старшей группе детей учат:

-понимать значение предлогов: в, на, под, к, от, по, около, за;

- правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;

-дифференцировать предлоги: на - в, на - под, к - от;

-составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.

Специальное внимание следует уделять предлогам, обозначающим пространственные отношения . Рассматривая взаимное расположение в пространстве объектов или их изображений, а также наблюдая или производя действия с предметами, дети учатся различать взаимное размещение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании падежных окончаний. В связи с этим работа проводится как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. После изолированной отработки отдельных предлогов проводится дифференциация нескольких предлогов. При работе с предлогами употребляются следующие падежные формы:

  1. родительный падеж с предлогом от, обозначающий направления действия. Например: медведь убежал от охотника.
  2. дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). Например: лыжник катится по лыжне; медвежонок подошёл к медведице;
  3. предложный падеж с предлогами в, на, за, под (значение местонахождения). Например: белка спряталась в дупле; медведь едет на санках; Снегурочка спряталась за ёлкой; заяц спрятался под кустом.

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета,             место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие, так и его направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении надежных окончаний. Данные упражнения направлены на усвоение, как значения предлогов, так и на правильное оформление флексий в предложных конструкциях. Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутьё и явление переноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок  грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования ...

Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они  наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....

Тема «Формирование падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи»

Логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука "С" и закреплению падежных конструкций....

Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.

Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....

Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...