Особенности усвоения предложных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
статья об особенностях усвоения предложных конструкций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Осбенности усвоения предложных конструкций у детей с общим недоразвитием речи | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности усвоения предложных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Дети с логопедическим заключением: ОНР Ш уровня речевого развития характеризуются наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развёрнутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Переход к практическому усвоению более сложных морфологических закономерностей диктует необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз. В старшей группе детей учат:
-понимать значение предлогов: в, на, под, к, от, по, около, за;
- правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
-дифференцировать предлоги: на - в, на - под, к - от;
-составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
Специальное внимание следует уделять предлогам, обозначающим пространственные отношения . Рассматривая взаимное расположение в пространстве объектов или их изображений, а также наблюдая или производя действия с предметами, дети учатся различать взаимное размещение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании падежных окончаний. В связи с этим работа проводится как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и работа над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. После изолированной отработки отдельных предлогов проводится дифференциация нескольких предлогов. При работе с предлогами употребляются следующие падежные формы:
- родительный падеж с предлогом от, обозначающий направления действия. Например: медведь убежал от охотника.
- дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). Например: лыжник катится по лыжне; медвежонок подошёл к медведице;
- предложный падеж с предлогами в, на, за, под (значение местонахождения). Например: белка спряталась в дупле; медведь едет на санках; Снегурочка спряталась за ёлкой; заяц спрятался под кустом.
Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие, так и его направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении надежных окончаний. Данные упражнения направлены на усвоение, как значения предлогов, так и на правильное оформление флексий в предложных конструкциях. Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутьё и явление переноса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования ...
Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....
Тема «Формирование падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи»
Логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука "С" и закреплению падежных конструкций....
Лексические задания, игры и упражнения по развитию понимания предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Картотека игр, упражнений, заданий по пониманию и развитию предложно - падежных конструкций у детй с общим недоразвитием речи....
Перспективный план по развитию понимания и употребления предложно - падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи посредством системы специальных упражнений.
Планирование работы по развитию предложно - падежных конструкций, подготовительная к школе группа....
Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ
В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда по формированию предложно – падежных конструкций у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Консультация для родителей детей с ОВЗ...