Ознакомление с родным городом как часть работы по развитию речи детей в логопедической группе.
статья по логопедии на тему

Клевцова Наталья Александровна

 

       Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Ознакомление с родным городом как часть логопедической группы в ДОУ.

Петербург…. Какие слова найти, чтобы рассказать

О тебе, Северная столица? О тебе так много написано,

Так много поведано…. Города как люди.

У каждого свой нрав, свой характер, своя судьба.

Они живут общей жизнью со страной,

Но судьба каждого уникальна, неповторима.

       Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

         Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Родина для человека – это прежде всего место, где он родился. Для наших детей это г. Санкт - Петербурга. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развить интерес к своему городу – задача всех педагогов, работающих в детском саду.

Нами был разработан план по ознакомлению с городом в старшей и подготовительной к школе логопедических группах, составлены конспекты занятий, подобраны речевые игры, литература и иллюстрации, фотографии города Санкт – Петербурга.

Старшая группа

Работа с детьми по ознакомлению с городом в старшей группе начинается с фронтального занятия «Экскурсия по городу» с использованием иллюстраций, открыток с видами  Санкт - Петербурга.

      Цель занятия: познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного края, города.

       Следующее мероприятие «Прогулки по городу Санкт - Петербургу» проводится в форме беседы по детским рисункам, посвященным родному городу.

       В течение полугодия проводятся «Городские минутки» – часть фронтальных логопедических занятий. В начале каждого занятия детям несколько минут задаются вопросы о городе.

Как раньше назывался г. Санкт - Петербург? Как назывались жители города и как называются теперь?

Кто больше знает улиц в нашем городе? (Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.)

Назовите театры нашего города.

Назовите животных зоопарка.

Какие памятники есть в Екатеринбурге?

Какие музеи есть в нашем городе?

Какие виды транспорта имеются в нашем городе?

      В течение всего периода обучения для развития связной устной речи детям предложили вести «Альбомы для домашних рассказов». Ежемесячно они должны составить рассказ на заданную тему, подобрать иллюстрации, фотографии или сделать рисунок к рассказу. В группе дети пересказывают свои рассказы и проводится выставка альбомов.

      Для домашних рассказов стала тема «Мой родной город  Санкт - Петербург». Родителям был предложен примерный план беседы с детьми по данной теме.

1. В каком городе ты живешь?

2. Назови свой домашний адрес.

3. Спроси у взрослых:

- сколько районов в нашем городе; в каком районе ты живешь;

- сколько примерно человек проживает в нашем городе;

- сколько лет исполнилось нашему городу;

- на какой реке он стоит?

4. В каких театрах, музеях города ты бывал?

5. Какие памятники нашего города ты знаешь?

6. Какой транспорт есть в нашем городе? Как называется остановка транспорта возле твоего дома?

7. Какие любимые места есть у тебя в городе? Где ты любишь бывать?

8. Как ты думаешь, почему Екатеринбург называют столицей Урала?

9. Любишь ли ты свой город? Хотел бы ты жить в другом городе?

На занятии по развитию речи проводится составление описательных рассказов на тему «Моя улица» по плану.

1. Как называется улица?

2. Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т.д.)

3. Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т.д.)

4. Где находится эта улица?

5. Твое отношение к этой улице.

        В конце учебного года, когда у большинства детей логопедической группы поставлены и автоматизированы все звуки, проводится конкурс чтецов «За что люблю красивый город мой?». Дети читают стихи о городе и родном крае.

Подготовительная к школе группа

        В подготовительной к школе группе воспитанники уже знают весь алфавит, большинство из них владеют навыками чтения и письма печатными буквами. Поэтому было решено составить поздравительную открытку с пожеланиями родному городу в честь его 285-летия.

        Совместно с воспитателями на одном из родительских собраний проводилась викторина для родителей и детей «Памятные места города Екатеринбурга». По устному описанию, фотографиям, иллюстрациям, видеоматериалам нужно было узнать какие-либо учреждения, улицы, «уголки» родного города.

         При проведении конкурса чтецов, в отличие от старшей группы ребята других групп читают не только стихи, но и прозу о своем городе, пословицы о родном крае: «На чужой стороне и весна не красна», «Где родился, там и пригодился», «Всякому мила родная сторона», «Человек без Родины, что соловей без песни» и т.п.

     Санкт – Петербург называют второй столицей России. В день рождения  города совместно с психологом ДОУ проводилось интегрированное психолого-логопедическое занятие «Санкт – Петербург  северная столица нашей родины».          Цель занятия: воспитание патриотических чувств – любви к родному  городу.  Занятию предшествовала предварительная работа с детьми: беседа о культурных традициях;  разучивание на музыкальном занятии  песен о нашем городе.

       На занятии по развитию речи была проведена беседа на тему «Пейзажи родного края». Дети занимались составлением описательных рассказов по картинам, фотографиям с использованием эпитетов, сравнений, образных выражений, а также вводных слов и междометий, отражающих свое личное эмоциональное отношение к городу.

       Когда воспитанники группы освоят навык чтения и письма печатными буквами, им можно предложить различные кроссворды по темам «Мой родной город», «Реки города», «Памятники города», ребусы, игры с буквами и словами на общую тему «Мой родной город и край». Ребята с удовольствием решают традиционные ребусы с картинками, развешивают вывески на здания в игре-путешествии «Прогулка по городу».

Дополнительно были разработаны игры с буквами, со словами по теме «Мой город».

 Из букв, входящих в словосочетание «Город Санкт - Петербург», составить как можно больше новых слов.

 «Улицы  и проспекты нашего города». Назвать

 Составить название улицы из первых букв данных слов: ШАРФ, ОКНО, ТОРТ, МАМА, АРБУЗ, НИТКА, АПЕЛЬСИН (Шотмана).

 Прочитать слова, выделить в них первые слоги и составить из них название улицы: ДЫМ, БЕНЗИН, КОТ ( Дыбенко);   БОЛЬ, ШЕСТ, ВИЛКА, КОВШИК (Большевиков).

 «Собрать» слова, в которых изменен порядок букв; в виде подсказок – цифры над буквами или различный размер букв.

 Подобрать родственные слова к слову «город».

 Назвать лишнее слово в ряду: УЛИЦА, ПРОСПЕКТ, ПЛОЩАДЬ, ПЕРЕУЛОК.

                                                            РЕКА, КАНАЛ,ОЗЕРО.

               Реализация всех направлений работы по ознакомлению с городом на логопедических занятиях поможет последовательному и систематическому знакомству детей с родным городом, воспитанию у них чувства гордости за людей, которые живут и трудятся в Санкт - Петербурге, любви к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.

Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель»

Коррекционно-образовательные цели:- Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.- Совершенствование грамматического строя речи (пони­мание и употребление некоторых простых предлогов, ...

непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подг. логопедической группы "В гости к муравью

развитие речи с экологическим содержанием. лексика, основы грамоты, мнемотаблицы...

Система работы по развитию речи детей в логопедической группе "Знайки"

Система  совместной работы  логопеда и воспитателя в группе  компенсирующей направленности для детей с задержкой речевого развития....

Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"

Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи &ndash...

консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе

консультация  :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе...