Ознакомление с родным городом как часть работы по развитию речи детей в логопедической группе.
статья по логопедии на тему
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_rodnym_gorodom_kak_chast_logopedicheskoy_gruppy_v_dou.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с родным городом как часть логопедической группы в ДОУ.
Петербург…. Какие слова найти, чтобы рассказать
О тебе, Северная столица? О тебе так много написано,
Так много поведано…. Города как люди.
У каждого свой нрав, свой характер, своя судьба.
Они живут общей жизнью со страной,
Но судьба каждого уникальна, неповторима.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Родина для человека – это прежде всего место, где он родился. Для наших детей это г. Санкт - Петербурга. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развить интерес к своему городу – задача всех педагогов, работающих в детском саду.
Нами был разработан план по ознакомлению с городом в старшей и подготовительной к школе логопедических группах, составлены конспекты занятий, подобраны речевые игры, литература и иллюстрации, фотографии города Санкт – Петербурга.
Старшая группа
Работа с детьми по ознакомлению с городом в старшей группе начинается с фронтального занятия «Экскурсия по городу» с использованием иллюстраций, открыток с видами Санкт - Петербурга.
Цель занятия: познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного края, города.
Следующее мероприятие «Прогулки по городу Санкт - Петербургу» проводится в форме беседы по детским рисункам, посвященным родному городу.
В течение полугодия проводятся «Городские минутки» – часть фронтальных логопедических занятий. В начале каждого занятия детям несколько минут задаются вопросы о городе.
Как раньше назывался г. Санкт - Петербург? Как назывались жители города и как называются теперь?
Кто больше знает улиц в нашем городе? (Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.)
Назовите театры нашего города.
Назовите животных зоопарка.
Какие памятники есть в Екатеринбурге?
Какие музеи есть в нашем городе?
Какие виды транспорта имеются в нашем городе?
В течение всего периода обучения для развития связной устной речи детям предложили вести «Альбомы для домашних рассказов». Ежемесячно они должны составить рассказ на заданную тему, подобрать иллюстрации, фотографии или сделать рисунок к рассказу. В группе дети пересказывают свои рассказы и проводится выставка альбомов.
Для домашних рассказов стала тема «Мой родной город Санкт - Петербург». Родителям был предложен примерный план беседы с детьми по данной теме.
1. В каком городе ты живешь?
2. Назови свой домашний адрес.
3. Спроси у взрослых:
- сколько районов в нашем городе; в каком районе ты живешь;
- сколько примерно человек проживает в нашем городе;
- сколько лет исполнилось нашему городу;
- на какой реке он стоит?
4. В каких театрах, музеях города ты бывал?
5. Какие памятники нашего города ты знаешь?
6. Какой транспорт есть в нашем городе? Как называется остановка транспорта возле твоего дома?
7. Какие любимые места есть у тебя в городе? Где ты любишь бывать?
8. Как ты думаешь, почему Екатеринбург называют столицей Урала?
9. Любишь ли ты свой город? Хотел бы ты жить в другом городе?
На занятии по развитию речи проводится составление описательных рассказов на тему «Моя улица» по плану.
1. Как называется улица?
2. Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т.д.)
3. Что расположено на этой улице? (Магазины, больница, банк, школа, парикмахерская и т.д.)
4. Где находится эта улица?
5. Твое отношение к этой улице.
В конце учебного года, когда у большинства детей логопедической группы поставлены и автоматизированы все звуки, проводится конкурс чтецов «За что люблю красивый город мой?». Дети читают стихи о городе и родном крае.
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе воспитанники уже знают весь алфавит, большинство из них владеют навыками чтения и письма печатными буквами. Поэтому было решено составить поздравительную открытку с пожеланиями родному городу в честь его 285-летия.
Совместно с воспитателями на одном из родительских собраний проводилась викторина для родителей и детей «Памятные места города Екатеринбурга». По устному описанию, фотографиям, иллюстрациям, видеоматериалам нужно было узнать какие-либо учреждения, улицы, «уголки» родного города.
При проведении конкурса чтецов, в отличие от старшей группы ребята других групп читают не только стихи, но и прозу о своем городе, пословицы о родном крае: «На чужой стороне и весна не красна», «Где родился, там и пригодился», «Всякому мила родная сторона», «Человек без Родины, что соловей без песни» и т.п.
Санкт – Петербург называют второй столицей России. В день рождения города совместно с психологом ДОУ проводилось интегрированное психолого-логопедическое занятие «Санкт – Петербург северная столица нашей родины». Цель занятия: воспитание патриотических чувств – любви к родному городу. Занятию предшествовала предварительная работа с детьми: беседа о культурных традициях; разучивание на музыкальном занятии песен о нашем городе.
На занятии по развитию речи была проведена беседа на тему «Пейзажи родного края». Дети занимались составлением описательных рассказов по картинам, фотографиям с использованием эпитетов, сравнений, образных выражений, а также вводных слов и междометий, отражающих свое личное эмоциональное отношение к городу.
Когда воспитанники группы освоят навык чтения и письма печатными буквами, им можно предложить различные кроссворды по темам «Мой родной город», «Реки города», «Памятники города», ребусы, игры с буквами и словами на общую тему «Мой родной город и край». Ребята с удовольствием решают традиционные ребусы с картинками, развешивают вывески на здания в игре-путешествии «Прогулка по городу».
Дополнительно были разработаны игры с буквами, со словами по теме «Мой город».
Из букв, входящих в словосочетание «Город Санкт - Петербург», составить как можно больше новых слов.
«Улицы и проспекты нашего города». Назвать
Составить название улицы из первых букв данных слов: ШАРФ, ОКНО, ТОРТ, МАМА, АРБУЗ, НИТКА, АПЕЛЬСИН (Шотмана).
Прочитать слова, выделить в них первые слоги и составить из них название улицы: ДЫМ, БЕНЗИН, КОТ ( Дыбенко); БОЛЬ, ШЕСТ, ВИЛКА, КОВШИК (Большевиков).
«Собрать» слова, в которых изменен порядок букв; в виде подсказок – цифры над буквами или различный размер букв.
Подобрать родственные слова к слову «город».
Назвать лишнее слово в ряду: УЛИЦА, ПРОСПЕКТ, ПЛОЩАДЬ, ПЕРЕУЛОК.
РЕКА, КАНАЛ,ОЗЕРО.
Реализация всех направлений работы по ознакомлению с городом на логопедических занятиях поможет последовательному и систематическому знакомству детей с родным городом, воспитанию у них чувства гордости за людей, которые живут и трудятся в Санкт - Петербурге, любви к родному краю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...
Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель»
Коррекционно-образовательные цели:- Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении.- Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, ...
непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подг. логопедической группы "В гости к муравью
развитие речи с экологическим содержанием. лексика, основы грамоты, мнемотаблицы...
Система работы по развитию речи детей в логопедической группе "Знайки"
Система совместной работы логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой речевого развития....
Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи &ndash...
консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе
консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе...