Консультация для педагогов "Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_p.d_v_razvitie_rechi_u_detey_s_ovz.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Д.С № 555
Тема:
Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе и детей с ОВЗ в ДОУ.
Воспитатели: Федотова Е.М
Кузнецова С.Н
Новосибирск 2018 г.
Уважаемые коллеги добрый день!
Количество детей с речевой патологией год от года увеличивается, качество здоровья падает. Общее недоразвитие речи у детей затрудняет формирование связной речи. А овладение детьми нормами речи – один из важных показателей готовности детей к школьному обучению.
Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Особенно это актуально для детей с речевыми патологиями. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников в непрерывной образовательной деятельности претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Нескольких занятий в неделю недостаточно для развития речи и ознакомления детей с окружающей средой. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса.
Мы пошли по пути организации проектной деятельности для развития связной речи у детей. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения.
Главная наша задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.
Как мы используем метод в работе? Мы применяем технологии речевого развития:
Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)
Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)
Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)
Сочинительство (Счинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)
Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)
Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом, и звукоподражанием)
Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры.
Театрализация (Постановка сказки, составление сценария, распределение ролей)
Дети с восторгом принимают театрализованные игры и с удовольствием участвуют в них. Вовлекая в это «действо» неуверенных в себе, стеснительных детей мы приучаем их к выступлениям перед публикой, они учатся преодолевать свой страх, не боятся проявлять свои эмоции, чувства. В процессе участия в театрализованной деятельности у детей наблюдается повышение показателей по уровню речи. Активизируется речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикулярный аппарат, интонационный строй. Ребенок постигает богатство родного языка, учится пользоваться его выразительными средствами в процессе театрализованной деятельности.
Роль, исполняемая ребенком, произносимые реплики требуют от него выражаться ясно и четко. Так формируется правильная диалогическая речь, ее грамматический строй. И итогом работы над проектом был спектакль «12 месяцев». В этом году мы хотели бы совместно с логопедом разработать проект.
Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.
Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи.
В прошлом году нами был разработан и запущен в реализацию большой, долгосрочный, групповой проект «Здорово быть здоровым». Проект охватывает все стороны жизни детей в ДОУ и состоит из малых, краткосрочных и среднесрочных проектов, разработанных с учетом интересов и направлений работы, как самих педагогов, так и интересов и особенностей детей. Проект достаточно объемный и мы очень надеемся, завершить его успешно.
Как показала практика, именно в проектной деятельности с детьми оптимально реализуются задачи взаимодействия воспитателя и логопеда.
Проектный метод представляется как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и ребенка, имеющего ОВЗ. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем. В нашем учреждении разработано комплексно-тематическое планирование в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОВЗ, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей.
Используя в работе проектный метод, мы полностью реализуем принцип личностно-ориентированного подхода к детям, учитываем их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Проектный метод – как средство развития речи детей в логопедической группе ДОУ.
Проектная деятельность актуальна для детей с ОНР, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес...
консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе
консультация :Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в ходе проектной деятельности по развитию речи детей в логопедической группе...
Мастер-класс Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО
Используя флексагон как дидактическую игру, я решаю следующие цели и задачи: Цель - Развитие речи, мышления и воображения воспитанников с помощью флексагона. Задачи - развивать функц...
Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"
Материал расчитан для педагогов раннего возраста....
«Проектный метод – как средство развития речи детей в ДОУ»
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае...
Презентация "Методы и средства развития речи детей условиях группы"
Основные компоненты языка и речи. Средства осуществления программ развития речи. Методы и приемы развития речи. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. Грамматический строй речи. Связна...