«ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к занятию | 2.74 МБ |
конспект занятия | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У А И
Предварительный просмотр:
НРМДОБУ «Д/с комбинированного вида
«Капелька»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Гласные звуки [А], [У], [И]»
Автор-составитель:
учитель-логопед Имашева А.Ж
пгт. Пойковский, 2013г.
Цели:
Образовательные:
- закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и];
- закрепление умений выделять гласные звуки [И, У, А], в начале, в середине, в конце слов.
- упражнять в анализе и синтезе звукокомплексов из 2-х и 3-х гласных звуков.
- закреплять умение производить слухо-произносительную диффренциацию звуков [А], [У], [И];
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- закрепить графические образы букв А, У, И.
Коррекционно-развивающие:
- развивать навыки диафрагмального дыхания;
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И];
- развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие;
- развитие тонких движений пальцев рук, координации речи с движением;
- развивать артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- совершенствовать навыки самостоятельности, доброжелательных отношений, усидчивости, самоконтроля.
Образовательные области: коммуникация, познание.
Оборудование: : ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «По следам Буратино», красные галстуки по количеству детей; мешочек с игрушками: апельсин, ананас, арбуз, игрушка елочная, уточка, игла, утюг. Мяч для игры.
Раздаточный материал: предметные картинки, в названиях которых гласные звуки стоят, в начале, в середине, в конце слова, карты-схемы с изображением звуков в разных позициях, медали с изображением символов гласных звуков на каждого ребенка, листы с графическим изображением букв А,У,И, кисточки, клей, цветной песок.
НОД
Оргмомент
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздароваемся! Присаживайтесь на места.
А скажите мне, пожалуйста, в каком населенном пункте мы живём? Правильно в в Поселке Пойковский. А на какой улице находится наш детский сад? Верно на шестой. А название у детского сада есть? Да- д/c «Капелька». Молодцы! И группу знаете –старшая или подготовительная?Верно-старшая. Значит, письмо, которое сегодня пришло к нам в детский сад доставлено верно. Слайд 1.
Смотрите – это оно. Здесь написано: «Поселок Пойковский, улица шестая, дом 3, Детский сад «Капелька». Ребятам в старшую группу. Раз это письмо предназначено для нас, давайте посмотрим, что же там? (в конверт вложены фотографии Буратино). Слайд 2
Знакомство с темой занятия.
Логопед: Ребята. Да это же фотографии Буратино и его друзей! Давайте рассмотрим их. На этой фотографии мальвина произносит звук…Как вы думаете какой?(логопед спрашивает детей) [А]. - А как мы произносим этот звук? Правильно, рот мы широко открываем, нет никакой преграды для воздушной струи.
- Смотрите на следующую фотографию. Какой звук произносит Буратино? Звук [У]. Произнесите этот звук. Что стало с вашими губами? (они вытянулись в трубочку). - А на этой фотографии Пьеро произносит звук… ([И]). Хорошо! Посмотрите рот ваш….. улыбается, губы…. раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. - Ребята, а скажите, какие эти звуки по характеру? Гласные. А почему? Их можно петь, тянуть протяжно, долго (Когда мы их произносим во рту нет никакой преграды для воздуха). Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву: - АИУ, АИУ! АИУ!
- Слайд 3 Ребята, тут ещё письмо какое-то: Дорогие ребятишки, Помогите шалунишке! Я Путешествовал по Стране гласных звуков и потерял ключик свой. Где мой ключик золотой? Как же мне его найти? Чтоб домой к себе зайти. Карту я вам покажу. Где дорогу укажу, По которой я гулял И свой ключик потерял!
- Ну что, ребята, поможем Буратино отыскать ключик? Давайте собираться в путь! Слайд 4
- Мы отправляемся В Страну гласных звуков. Вход туда только в красных галстуках. Давайте наденем их. А вы знаете, почему мы выбрали именно красные галстуки?
Дети. Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.
Логопед. Молодцы! Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь! Слайд 5
-Давайте посмотрим на карту, которую нам показывает буратино. Смотрите здесь крестиком помечены те места, где он побывал, и первое что мы видим это полянка у холма (подходим к холмику) Слайд 6
-Ребята здесь какой-то мешочек. Наверное, Буратино его забыл. Может быть, здесь лежит его ключик? Нет, здесь что-то другое. Давайте посмотрим, что там лежит. Логопед предлагает каждому ребёнку по очереди доставать из мешочка предметы. При этом спрашивает, какой первый звук слышится в этом слове. Слайд 7
-Так, что там еще показывает нам карта? (смотрим на экран). Если следовать по стрелке то мы должны оказаться в лесу! Слайд 8 Что мы видим в лесу?Карточки какие-то. Вот же они (логопед вместе с детьми подходит к магнитной доске, на которой расположены карты-схемы и картинки, начинающиеся на звуки [И, У, А]. Каждую картинку надо поместить под свою схему.
- Ребята, давайте вспомним: этот кружок какой звук обозначает и т.д. Как только дети справятся, спросить каждого: под какую схему расположили картинку и почему.
-Идем дальше, встаем вкруг. Ребята, мы с вами в находимся сейчас в лесу, а если громко крикнуть в лесу,что мы можем услышать?Правильно эхо!
- Давайте поиграем в игру «Эхо»?Эхо слушает и повторяет. Представте, что вы эхо и повторяйте за мной.
Воспроизведение звуковых рядов с изменением силы и высоты голоса АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ. Замечательно получилось!
-Отправляемся дальше? Обратите внимание на карту Слайд 9
- Стрелка указывает нам на цветочную поляну. Следуем по стрелке и оказываемся на цветочной поляне Слайд 10.
- Ага, на этой полянке Буратино играл в мячик. Посмотрите, здесь нет его ключика? Дети: нет!
- Зато есть мячик, давайте поиграем с мячиком?!
Логопед кидает мячик ребёнку и говорит: - какаду, кончается на … (ребёнок возвращает мячик со звуком, которым заканчивается это слово: - быки, глаза, потому, жуки, холода, кенгуру, дома, провода, носки, страна, игра.
- Молодцы!
- Ребятки мы с вами знаем что Буратино очень веселый мальчик, который любит петь и танцевать. Сейчас мы с вами споем песенку наших гласных звуков и выполним движения руками, но не забываем про правильное дыхание животиком. Пропевание сочетаний гласных на выдохе в сочетании с движениями рук. Слайд 11
-Ой, посмотрите наша поляна превратилась из обычной цветочной полянки в танцевально- музыкальную!
- Какие мы Молодцы, правда?! Слайд 12
- Посмотрите ребята какой путь мы приодалели и оказались у ворот какого-то замка. Интересно кто же там живет! Давайте войдем и посмотрим? Проходим на свои места .Слайд 13
- Что вы видите ребята? Верно, это гласные звуки А, И, У. Они предлагают нам поиграть с ними! Поиграем?
- Дидактическая игра «Живые звуки»
Перед началом игры логопед «превращает» детей в гласные звуки [а], [у], [и]
- Прежде чем начать игру мы с вами превратимся в гласные звуки ( Детям раздаются символы гласных звуков). Будьте внимательны, навострите свои ушки и слушайте, как только я назвала ваш звук вы встаете.
Логопед произносит звуки: «ау».
-Сколько звуков вы услышали?
Дети. Два звука.
- Какой первый звук?
Дети. Звук [А],
- Какой второй звук?
Дети. Звук [У].
(Логопед вызывает к доске детей, и ставит их, чтобы получилось ау).
-Что надо сделать, чтобы получилось уа?
(Дети меняются местами).
- Какие звуки получились?
Дети. Звуки [уа].
- Какой первый звук?
Дети. Звук [у],
- Какой второй звук?
Дети. Звук [А].
- А теперь давайте послушаем, как звучат звуки [а..у..и..] Сколько звуков вы услышали?
Дети. Три звука.
Логопед. Какой первый звук? ( [А]). Второй звук? ([У]) третий? ([И])
Логопед: А теперь давайте встанем так, чтобы звуки встали в том же порядке, котором мы их назвали.
- Хорошо. Молодцы! Садитесь на свои места! Медальки остаются вам на память!
-Закреплять графический образ букв А,У,И.
Слайд 14 Ой, ребята, посмотрите здесь какие-то листы, что мы здесь видим? Дети: Буквы!
Логопед: Правильно! Какие буквы? Но почему то они не цветные! Давайте попробуем их раскрасить! Но раскрашивать мы будем не карандашами, а клеем и цветным сыпучим парафином. А какой цвет мы для этого возьмем?
Дети: Красный! Потому что эти буквы обозначают гласные звуки!
Логопед: Верно! Давайте подойдем к столу, положили свои буквы на стол, взяли кисть и наносим слой клея на всю поверхность букв, затем пальчиками берем щепотку парафина и обсыпаем наши буквы. Хорошо! Надо дать немного подсохнуть клею, а пока давайте присядем на места и посмотрим на экран, что же нас еще ждет! Слайд 15
Логопед: Ребята, а что это там ? Да ведь это же портфель Буратино! Наверное, ключик там! Вы видите его?Точно, вот он! (из портфеля виднеется золотой ключик). Мы с вами нашли потерянный ключик Буратино!
Слайд 16 А вот и сам Буратино!
- Смотрите, ребята, он очень радуется и благодарит вас за помощь!
Итог логопедического занятия: Вот и все! Мы нашли ключик Буратино, справились со всеми заданиями, давайте посмотрим как там наши буквы, лишний парафин нужно аккуратно стряхнуть и что получилось, вам нравится? Мне тоже очень нравится! А теперь возвращаемся в детский сад, но для этого нужно снять галстуки! Вот мы и в детском саду!
– Ребятя, где мы с вами сегодня побывали? Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они по характеру? Каким цветом мы их обозначаем?Какие буквы мы сегодня вспоминали! Что вам больше всего запомнилось? А что было для вас трудным?
- Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и играли! Буквы можно забрать с собой на память о сегодняшнем занятии! Покажите своим родным, научитие их как еще можно развивать свои пальчики и в тоже время делать черно-белое цветным и красивым!Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....