конспект занятия в группе компенсирующей напрвленности с ФФН "Путешествие солнечных лучиков"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мартышова Валентина Васильевна

Занятие направлено на расширение  познавательных интересов детей, уточнению произношения звука [Р], закрепление умений выделять звук из состава, узнавать смоделированные символы звуков и их графические обозначения, делить слова на слоги; совершенствование навыки  звукового анализа и синтеза, упражнять в составлении предложения по схеме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_ffn.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

в группе компенсирующей направленности с ФФН

Тема: «Путешествие солнечных лучиков»

(подготовительная группа)

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Тема: «Путешествий солнечных лучиков»

Программное содержание:

Образовательные задачи

• расширять  познавательные интересы детей, систематизировать знания о весне;

•уточнить произношение звука [Р], закреплять умения выделять звук из состава, узнавать смоделированные символы звуков и их графические обозначения, делить слова на слоги;

• совершенствовать навыки  звукового анализа и синтеза, упражнять в составлении предложения по схеме

Коррекционно-развивающие задачи:

• развивать  фонематическое восприятие; психические процессы: внимание, память, зрительное восприятие, пространственную ориентацию;

•отрабатывать дикцию, развивать координацию речи с движением

Воспитательные задачи:

• Воспитывать ответственность, самоконтроль при выполнении игровых упражнении.

Методические приемы: игровая мотивация, художественное слово, дидактические игры: «Угадай, какую букву я написала», «Подбери пассажира», «Кто внимательнее», «Какое слово я задумала», вопросы логопеда, физкультминутка.

 Материал: символы гласных звуков,  согласного твердого звука [Р],  звуковая лесенка, полоски- схемы слов, предложения,  предметные картинки животных и птиц «Зоопарка», карандаши, картинка- солнце с лучами,  тучей на липучках, ручеек с корабликами, кассы букв, схемы предложения, « с п а с и б о»на лучах.

 Предварительная работа: уточнение артикуляции звука [Р],  знакомство и моделирование  по визуальной артикуляции согласного, звонкого, твердого  звука [Р], посещение зоопарка, беседа о весне, рассматривание картинок о восходе и закате солнца.

Индивидуально - дифференцированный подход: Помочь Алине в дифференциации звука по глухости - звонкости путем приложения тыльной стороны ладони к горлу, в звуковом анализе слова.

Ход занятия

1.Оргмомент

Л. Мне воробьи сегодня рассказали

Не знаю правда ли, что уж весна идет

Не верится: вчера еще в снежки играли(совсем недавно мы в снежки играли)

И на пруду прозрачный крепок лед.

И вы, услышав слово о весне, хлопните в ладошки мне.

 Дидактическая игра «Узнай признак весны» (пригревает, завывает, моросит, загорает, трещит, тает, искрится, сохнут, журчит, прилетают, набухают; Сосульки, проталина, листопад, метель, грачи, вьюга, ручейки; сыро, морозно, сухо, жарко, грязно, ярко. Какой главный признак весны?

 Д. Ярко светит солнце.

2. Введение в тему.

Игра «Живые» звуки». Подставьте ладошку солнышку,  какую букву  я напишу на ладошке,  таким звуком вы будете (каждому на ладошке пальцем пишу букву: гласные или букву [Р].

«Звуки оживают». Дети называют звук.

Л. Найдите на ковре картинку, название которой начинается с «вашего» звука и встаньте около нее. (Дети выполняют). Проверяем: каждый называет на картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

3.Повторение характеристики звука, анализ буквы.

Л. Давайте вспомним: как произносим звук [Р] ( анализ артикуляции звука по схеме).

Д. Рот открыт, кончик языка прячется за верхние зубы и «дрожжит». Воздушная струя сильная.

 Л. Какой это звук? (анализ звука по схеме)

Д. Согласный, звонкий, твердый.

Л. Каким символом обозначаем звук [Р]?

 Игра «Собери слог»:гласные звуки подружились с согласными звуками [Р]и образовали слог, называем его  и садимся за столы.

Л. Покажите, какой буквой на письме обозначается  звук [Р]? (Анализ буквы по схеме :какие звуки обозначает буква, одинаковые или разные большая и маленькая буквы, сколько элементов у буквы, из каких элементов состоит буква, куда «смотрит» буква, на что похожа)

4.Упражнения в  выделении звука из состава слова.

Л. Молодцы! 3а это вам весна подарила яркое, лучистое Солнышко. Взошло солнышко рано утром и стало рассылать солнечные лучики на землю, землю будить. И нас с вами приглашает в свое путешествие.

Первый лучик попал на звуковую  лесенку, давайте мы ему пропоем гласные (по  символам): а) поднимаясь вверх протяжно, не делая остановок, опускаясь - отрывисто; б) мальчики- громко, девочки- тихо, в) поднимаясь вверх -громко, спускаясь вниз тихо.

Дети выполняют хорам, индивидуально.

 Л.Второй лучик попал в темный уголок под лесенкой, где все предметы темные (силуэты) и испугался. Если мы найдем, куда спрятался звук[Р], в слове, то они оживут, станут яркими.

Возьмите схему слова (полоску, разделенную на 3 части с движущейся пуговицей.  Я начинаю: рак

Д. В слове рак звук  [Р]   слышится в начале слова (дети передвигают пуговицу в соответствии с  позицией звука (на силуэт липучкой приклеивается цветное изображение)

Аналогично: ведро, топор, корова, шар)

Л. Третий лучик попал в гнездышко. Кого он разбудил, вы узнаете, если соедините первые звуки в названии картинок (градусник, рыба, аист, часы).

 Д. Грач.

Л. Вылетел грач из гнезда и полетел по своим птичьим делам. А вы помогите лучику определить, какое «лишнее» слово я скажу: грач- врач - грачиха- грачонок.

Д. Врач.

Л. Почему оно «лишнее»? (Ответы детей).

 Л. Давайте мы так же поиграем: я вам назову слово, а вы замените первый звук в слове на звук [Р], и верните слово назад (с воображаемым мячом): кот, мак, шов, нога, коза, мука, пугать, мама, забота, хобот, лак, мост.(стоя)

5. Слоговой анализ слова

 Л. Четвертый лучик попал в зоопарк.

А в клетках никого нет. Помогите животным вернуться в свои клетки. Закрасьте столько кирпичиков, сколько слогов в названии животного и поставьте в первый ряд животных, в названии которых 1 слог, во 2 ряд- если 2 слога, в З- будут  жить те животные, в названии которых 3 слога.

Дети выполняют за столами, выходят к доске и ставят картинки в  «клетки», объясняя выбор.

 Л. Пятым лучик попал к нам в группу, потому что набежала темная туча (закрываем тучей солнце), закрыла солнце, и грянул гром.

6. Физкультминутка.

 Ф. Поднял гром тарарам (поднимают руки вверх, кулаки сжаты)

Прокатился по полям (руки опущены вниз)

По лесам, по холмам (руки вытянуты вперед на уровне глаз) 

Да по синим облакам (руки поднять вверх, потянуться)

Весенним дождиком звеня,

Докатился до меня (похлопать в ладоши)

 Дождь, дождь! Надо нам разбегаться по домам! (бег на месте).

7. 3вуко-слоговом анализ.

Л.  Как же нам  освободить солнышко и прогнать тучу? (варианты ответов), Давайте   «зашифруем»  слово «гром».

 Работа с кассами.

Проводим полный звуко - слоговой анализ слова «гром» по схеме.

 Д. Это слово, обозначаем длинной полоской.

 Делим слово на слоги.  В слове 1  слог, обозначаем одной короткой полоской;

Первый звук  [Г], он согласный, звонкий, твердый; обозначаем синим квадратом с символом гуся и колокольчика; второй звук [Р] - он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим квадратом с символом (колокольчик, стрелка- язычок  вверху и волнистой линией); третий звук [О] он гласный, обозначаем красным квадратом с овалом; последний звук [М]- он согласный, звонкий, твердый; обозначаем синим квадратом с символом колокольчика и  перышка. Сколько всего звуков? Сколько согласных? (ответы детей). Сколько гласных в слове? Какое правило мы помним?

Д. В слове столько слогов, сколько гласных.

Л. Обозначьте каждый звук буквой.  Прочитайте слово.

Ну вот и выручили мы солнышко (открываем солнце).

 Л. После дождя шестой лучик увидел в ручейке кораблики и необычных пассажиров на берегу.  Кто решил покататься на корабликах? ( дети называют: рак, жук, зубр, тигр).). Давайте поможем  пассажирам разместиться.  Угадайте, кто поедет в первом кораблике, если  в  слове  3 звука: 1 звук согласный, звонкий, всегда твердый, второй звук гласный, 3 звук согласный, глухой , твердый. ( ответы детей). Подумайте, кто будет пассажиром на этом корабле?( в этом слове 4 звука: 1 звук согласный, глухой, мягкий, 2 звук гласный, 3 звук согласный, звонкий, твердый. 4 звук - согласный, звонкий, твердый ). Кто остался на берегу? Почему?

 8 .Работа над предложением.

 Пассажиры сели и поплыли. А теперь попробуем про наших пассажиров составить предложение, в котором должно быть 3 слова. (Дети составляют предложения, выбираем, какое предложение понравилось солнышку и выкладываем схему). Какое 1 слово? Какое 2 слово? Какое третье слово? Сколько всего слов? Почему первое слово Как пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения?  (Ответы детей). Закройте глаза. Я «спрячу» слово (убираю символическое обозначение слова из схемы).  Назови предложение. Какое слово пропало?

Посмотрите на схему, расскажите про это предложение.

Д. В предложении должно быть 4 слова. Первое слово- предмет, пишется с большой буквы,  2 слово  называет действие, 3  короткое слово - В(по символу предлога), 4 слово-предмет. Дети придумывают предложения, согласовывая со схемой (аналогичный анализ предложения).

 9.Итог занятия.

Вот сколько заданий мы выполнили  вместе с солнечными лучиками от восхода до заката. Какой звук мы повторяли? Какой это звук? Переворачиваю лучики. Давайте прочитаем, что написало нам солнышко  «Спасибо»- вам за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осень золотая".

Данный конспект можно использовать как итоговое занятия по темам: Осень, Овощи - фрукты, Лес, грибы и ягоды....

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект занятие в группе компенсирующей направленности по теме : "День защитника отечества"

Закреплять представления о Российской армии и профессиях военных, о почетной профессии защищать Родину. Расширять словарь по теме:»День Защитника Отечества», армия, Родина, пехотинец, танкист, десантн...

«Зимующие птицы». Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР 4–5 лет.

Цель: познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц; обогатить представления детей о зимующих птицах....

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...