Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой, обогащать словарный запас, развивать зрительное внимание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР (подготовительная группа)
на тему: «Согласование числительного
с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»
.
Учитель-логопед: Новикова Е.В.
Тема: «Согласование числительного и существительного в Именительном и Родительном падеже».
Цели:
1. учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой;
2. обогащать словарный запас;
3. развивать зрительное внимание детей.
Оборудование: игрушки (кошка, котенок, цыпленок), полянка; картинка с изображением фермерского хозяйства; картинки с изображением диких животных, птиц; картинки с изображением предметов без определенных деталей; коробка-посылка, конверты, натуральные овощи.
Ход занятия.
- Закрепление употребления детьми числительных в Именительном падеже и согласование их с существительными. Логосказка «Как котенок считать учился».
Логопед предлагает детям сесть на ковер и послушать сказку, в которой участвуют герои-игрушки. Во время чтения сказки дети считают вместе с Мамой кошкой, Котенком, Цыпленком и самостоятельно.
- Работа над развитием умения согласовывать дошкольниками числительные и существительные в Родительном падеже в единственном и множественном числе.
К детям неожиданно приходит почтальон и приносит два письма и посылку. Логопед достает из первого конверта подарки-картинки для мамы кошки, котенка и цыпленка. Дети считают и называют нарисованные предметы: 4рыбки, 5червячков, 3 кусочка колбасы. Логопед обращает внимание детей, что отвечать необходимо полным предложением.
- Логопед открывает второй конверт, в котором находятся письмо от мальчика Вани, картина с изображением фермерского хозяйства, картинки-фотографии диких животных, картинки с предметами без отдельных деталей.
«Здравствуйте ребята! Меня зовут Ваня. Я вместе с родителями живу в деревне. Мой папа фермер, поэтому у нас есть фермерское хозяйство, где на скотном дворе живут 1 корова, 2 собаки, 3 свиньи, 4 козы и 5 кур. Я высылаю вам картину, на которой изображен скотный двор и его обитатели. Ребята, я знаю, что вы собираетесь идти в школу, и поэтому приготовил для вас картинки и вопросы по ним ».
Логопед обращает внимание детей на картину и просит ответить на вопросы:
- «Для каких животных Ваня принесет сено на двор, и обратите внимание на количество животных».
Отвечая на вопросы, дети должны выделять окончания числительного и существительного:
- «Ваня принесет сено для одной коровы и четырех коз ».
Далее следуют вопросы: Для кого - остатки еды? Для кого – пшено? Для кого – отруби? Для кого – косточки?
В случае затруднения отвечающего, поиск правильного варианта ответа ведется с помощью других детей, а затем правильное словосочетание проговаривается хором.
- Игра «Без чего предмет?».
Логопед вынимает из конверта картинки и говорит: «В конверте лежали маленькие картинки с такими же нарисованными предметами, как и на большой картинке, но чем-то они отличаются. Посмотрите внимательно на картинки и укажите отличие. Не забывайте, что сегодня мы учим цыпленка считать ».
Представлены картинки: трактор без четырех колес, дом без трех окон, забор без одной калитки. Логопед следит за правильным употреблением окончаний числительного и существительного в родительном падеже, во множественном числе.
Логопед: «Чего не хватает у дома?»
Дети: « У дома не хватает трех окон».
Далее следуют вопросы: Чего нет у трактора? Чего не хватает в заборе?
- Физ. минутка.
Логопед: «Ребята, как вы думаете, что может быть расположено вокруг Ваниной деревни?»
Дети: « Лес».
Логопед: «А за чем можно было летом и осенью ходить в лес?»
Дети: « За грибами, за ягодами».
Логопед: «Давайте расскажем, как Ваня ходил в лес».
Дети хором вместе с логопедом:
«Ваня в лес шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок.
Положил их в кузовок ».
Все слова сопровождаются действиями.
«В лес с корзинкой он пошел,
У пенька грибок нашел ».
Логопед: «Ребята, какие животные живут у Вани на ферме? ».
Дети: « У Вани на ферме живут домашние животные ».
Логопед: «А какие виды животных вы еще знаете? ».
Дети: «Дикие, животные жарких стран ».
Логопед: «Ребята предлагаю вам сравнить домашних животных и животных жарких стран ».
Дети повторяют за логопедом слова и движения:
« Слон сильнее двух коров (Руки согнуты в локтях),
Толще бегемот трех львов (Руки в стороны),
Лошадь быстрее пяти лягушат (Бег на месте),
Выше жираф четырех медвежат (Руки вверх)».
- Работа с индивидуальным наглядным материалом. Логопед продолжает читать письмо Вани:
«Посмотрите на картинки с изображением моих лесных друзей, догадайтесь и правильно ответьте на вопросы: «Сколько рогов у двух оленей? ».
Логопед помогает детям, дает образец ответа.
Логопед: «Это кто?».
Дети: «Это олени».
Логопед: «Сколько рогов у одного оленя?»
Дети: «У одного оленя два рога ».
Логопед: «Сколько рогов у двух оленей?»
Дети: «У двух оленей четыре рога ».
Далее следуют вопросы:
У кого на картинке 2 хвоста? У кого 6 лап? Сколько хвостов у пяти волков? У кого 6 ушей? У кого пять пяточков? У кого два уха?
- Логопед: « А к чему мы еще не обращались?»
Дети: «К посылке».
Логопед: «Ребята, хочу угостить вас овощами, которые вырастил сам на нашем огороде. Приезжайте ко мне в гости, пишите письма, присылайте интересные картинки, вопросы и задания. До свидания! Ваня.»
Логопед открывает посылку и раскладывает на столы овощи, при этом для каждого ребенка свой овощ и в определенном количестве.
Логопед: « Дети, посмотрите, какой полезный подарок сделал нам мальчик Ваня из своих зимних заготовок. Каким, одним словом можно назвать все эти предметы? ».
Дети: «Овощи».
Логопед: «Ребята, а что вы можете приготовить из овощей? ».
Дети: «Суп, салат и т.д.»
Логопед: « У меня есть две миски. В одну миску кладут овощи те, кто хочет сделать салат, а в другую, кто хочет приготовить суп. Не забывайте, что на нашем занятии мы учим котенка и цыпленка считать, поэтому обязательно называйте названия своих овощей и их количество».
Дети: «Я сделаю салат из трех морковок».
«Я приготовлю суп из двух картофелин».
Далее следует: из четырех помидор, пяти огурцов, одной луковицы.
Итог занятия: логопед напоминает, что на занятии учились использовать в речи числительные и существительные; образовывать с их помощью словосочетания; тренировались отвечать на вопросы: Что это? Чего нет? У какого количества предметов не хватает? и т. д. Логопед оценивает деятельность детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...
Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения...
Открытое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Таинственное письмо» (по теме «Животные Севера») в рамках родительского собрания.
Цель: воспитывать речевую культуру детей, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера.Задачи:продолжать учить составлять сравнительный рассказ с опорой на графическую схему;развива...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Огород на окне. Посадка гороха.»
Совершенствование речи и мышления детей через исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с растениеводством, работе с землей через опыт и эксперимент.Закрепить, обобщить и дополнить знания...
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития по Теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....
Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...
Конспект итогового занятия по познавательному и речевому развитию в старшей-подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по лексической теме «Одежда».
В конспекте представлено итоговое мероприятие по лексической теме "Одежда"...