Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шангина Ирина Павловна

Дифференциация звуков "П - ПЬ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_p_-_p.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №300» Советского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект

открытого занятия по формированию

звукопроизносительной стороны речи

в подготовительной логопедической группе

для студентов БГПУ

Тема. «Звуки П – Пь»

                                                                                                                      Составила:

                                                                                                                      учитель-логопед:  Шангина И.П.

                                                                                                                      Дата проведения: 19.09.2013 г.

Уфа – 2013г.

Цель: Дифференциация звуков «П – Пь» в слогах, словах, предложениях, в связном тексте.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

–  Упражнять детей в чётком произношении звуков «П – Пь».

–  Закреплять умение дифференцировать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах).

–  Закреплять умение дифференцировать звуки «П – Пь» в произношении (в слогах, в словах, фразах и  связном тексте).

–  Закреплять понятия: «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдый/мягкий согласный звук».

–  Упражнять в определении места звуков «П – Пь» в начале, в середине и в конце слов.

–  Упражнять в составлении правильных предложений путём исправления деформированных фраз.

–  Упражнять в анализе и синтезе слогов«ап, пи».

  1. Коррекционно-развивающие:

–  Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.

  1. Коррекционно-воспитательные:

–  Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать.

–  Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию логопеда, умение выслушивать ответ товарища.

Оборудование: символы гласных и согласных звуков, плоскостное изображение мальчика Пети и попугая, звуковые полянки, схемы для д/и «Найди место звука в слове», предметные картинки со звуками «П – Пь», звуковые кассы на каждого ребёнка, опорные картинки для составления связного рассказа, магнитофон, запись пения птиц, зеркала на каждого ребёнка.

Методические приёмы: сюрпризный момент, игровая обучающая ситуация, использование символов звуков, вопросы, создание проблемной ситуации.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 – Сядет тот, кто определит, какой звук произносит весёлый человечек? (Ответы детей)

  1. Закрепление пройденного материала.

–  Все правильно определили звук.

–  Дети, а что же такое звук? (Это то, что мы слышим и говорим.)

–  Какие звуки вы произносили? (Гласные.)

–  Почему мы их называем гласными? (Их можно протяжно произносить, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду.)

–  Каким по цвету квадратиком мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)

                      Гласные тянутся в песенке звонкой,

                      Могут заплакать и закричать.

                      Могут в кроватке баюкать ребёнка,

                      Но не желают свистеть и ворчать.

  1.  Постановка цели.

–  Познакомьтесь: это попугай и его друг Петя. (Выставляю картинки.)

–  С какого звука начинается слово попугай? А имя мальчика Петя? (Со звука «П – Пь»)

–  Сегодня мы будем говорить и играть со звуками «П – Пь»

–  Произнесите звуки «П – Пь» перед зеркалом и расскажите про артикуляцию этих звуков. (Ответы детей: при произношении звуков «П – Пь» воздушная струя встречает преграду – губы плотно сомкнуты, язык лежит внизу рта, губы под напором воздуха размыкаются, выталкивая воздух – «стреляют», звук произносится с усилием, горло не дрожит.)

 – Дайте характеристику этим звукам. Чем похожи? Чем отличаются? (Ответы детей: оба согласные и  глухие; «П» – твёрдый, а «Пь» – мягкий; «П» – обозначаем синим цветом, а «Пь» – зелёным.)

  1.  Дифференциация звуков «П – Пь» в слогах, словах, в предложениях, в связном тексте.

а)  Д/ игра «Звуковая полянка» на развитие фонематического слуха.

 –  Петя и попугай приготовили «звуковые полянки», на которые вы будете «сажать» цветы синего и зелёного цвета. Логопед произносит звуки, слоги, слова. Дети на соответствующий звук выкладывают на «полянке» кружки синего и зелёного цвета:

 – К – п – у – п – т  – пь – и – н – пь

 – Пу– от – пе –  ум –пя – ви – ап

 – Пять – кит – пол – Тима – суп опять

–  Молодцы! Все справились.

б)  Д/игра «Шутки-чистоговорки» (на каждый слог пальцы ребёнка соприкасаются друг с другом).

–  Петя и попугай хотят поиграть с вами в шутки-чистоговорки.

–  Вот купили мы крупу – пу – пу – пу – пу – пу

–  Очень мелкая крупа – па – па – па – па – па

–  Много сорняков в крупке – пе – пе – пе – пе – пе

–  Попугай клюёт крупу – пу – пу – пу – пу – пу

–  Больше нет у нас крупы – пы –пы –пы –пы –пы

– Ты крупы ещё купи – пи – пи – пи – пи – пи

Физкультурная минутка.

–  Ребята, попугай приглашает вас вместе с ним погулять.

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Отправляемся гулять.

     По извилистым дорожкам,

     Мы пройдём совсем немножко.

     Вправо, влево посмотрели –

     И на корточки присели.

     Встали дружно, потянулись –

     И как кошечки прогнулись.

     А теперь прыжки на месте,

     И похлопаем все вместе.

     Попугаю улыбнулись –

     На места свои вернулись.

в)  Д/игра «Найди место звука в слове» (на развитие фонематического слуха).

–  Попугай и Петя хотят, чтобы вы определили место звука вот в этих словах: пони, песня, стоп, сапоги, апельсин.

–  Молодцы! И с этим заданием справились все.

г)  Д/игра «Подарки»

–  Давайте подарим картинки попугаю со звуком «П», а Пете – со звуком «Пь».

–  Все картинки подарили правильно. Попугай и Петя довольны.

д)  Дифференциация звуков «П – Пь» в предложениях.

–  Ребята, пока попугай и Петя спорили, перепутали все слова в предложениях. Давайте составим

предложения правильно.

  1. Есть, Петя, попугай, у. (У Пети есть попугай.)
  2. Песни, попугай, петь, учит, Петя. (Петя учит попугая петь песни.)
  3. Поёт, а, Петя, подпевает, попугай. (Петя поёт, а попугай подпевает.)
  4. Подоконник, песни, петь, на, попугай. (Попугай поёт песни на подоконнике.)
  5. Песни, Петя, попугай, поют, и, вместе. (Петя и попугай поют песни вместе.)

По мере проговаривания предложений на доску выставляются опорные картинки.

–  Молодцы! Предложения составили правильно.

        Зрительная гимнастика.

–  Наш попугай захотел полетать. Пока он будет летать, мы будем следить за ним глазами. (Звучит магнитофонная запись пения птиц).

е)  Дифференциация звуков «П – Пь» в связном тексте.

–  Ребята, посмотрите на картинки. У нас получился рассказ про Петю и попугая. Послушайте его:

Петя и попугай.

 У Пети есть попугай. Петя учит попугая петь песни. Петя поёт, а попугай подпевает. Попугай поёт песни на подоконнике. Петя и попугай поют песни вместе.

     (Пересказ рассказа 2 – 3 детей.) Анализ детских рассказов.

  1. Звуковой анализ и синтез слогов «ап, пи».

–  Ребята, Петя и попугай любят петь песни. Любимая песня попугая: ап - ап - ап, а Пети: пи - пи - пи.

    Мальчики будут выкладывать песенку Пети, а девочки – попугая. (Звуковой анализ и синтез слогов: ап, пи.)

  1.  Итог занятия.

–  Дети, с какими звуками мы сегодня играли?

–  Какие задания и игры вам запомнились и понравились? (Ответы детей.)

–  Петя и попугай очень довольны вами.

–  Уйдёт с занятия тот, кто вспомнит слово со звуком «П» или «Пь» (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи, средняя группа. Тема. Звук И.

Вашему вниманию  представлен план-конспект  занятия, в которм  раскрыты  основные  этапы  рботы  над  звуком  И....

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи( средняя группа). Звук "У"

Вашему вниманию представлен конспект  занятия по формированию звуковой  стороны  речи в средней группе. Особенность  этого  занятия  в  том,  что  в него в...

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]

В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных  на мотивацию ребёнка и совершен...