Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №300» Советского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Конспект
открытого занятия по формированию
звукопроизносительной стороны речи
в подготовительной логопедической группе
для студентов БГПУ
Тема. «Звуки П – Пь»
Составила:
учитель-логопед: Шангина И.П.
Дата проведения: 19.09.2013 г.
Уфа – 2013г.
Цель: Дифференциация звуков «П – Пь» в слогах, словах, предложениях, в связном тексте.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
– Упражнять детей в чётком произношении звуков «П – Пь».
– Закреплять умение дифференцировать звуки на слух (изолированно, в слогах, в словах).
– Закреплять умение дифференцировать звуки «П – Пь» в произношении (в слогах, в словах, фразах и связном тексте).
– Закреплять понятия: «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдый/мягкий согласный звук».
– Упражнять в определении места звуков «П – Пь» в начале, в середине и в конце слов.
– Упражнять в составлении правильных предложений путём исправления деформированных фраз.
– Упражнять в анализе и синтезе слогов«ап, пи».
- Коррекционно-развивающие:
– Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
– Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать.
– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию логопеда, умение выслушивать ответ товарища.
Оборудование: символы гласных и согласных звуков, плоскостное изображение мальчика Пети и попугая, звуковые полянки, схемы для д/и «Найди место звука в слове», предметные картинки со звуками «П – Пь», звуковые кассы на каждого ребёнка, опорные картинки для составления связного рассказа, магнитофон, запись пения птиц, зеркала на каждого ребёнка.
Методические приёмы: сюрпризный момент, игровая обучающая ситуация, использование символов звуков, вопросы, создание проблемной ситуации.
Ход занятия.
- Организационный момент.
– Сядет тот, кто определит, какой звук произносит весёлый человечек? (Ответы детей)
- Закрепление пройденного материала.
– Все правильно определили звук.
– Дети, а что же такое звук? (Это то, что мы слышим и говорим.)
– Какие звуки вы произносили? (Гласные.)
– Почему мы их называем гласными? (Их можно протяжно произносить, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду.)
– Каким по цвету квадратиком мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Постановка цели.
– Познакомьтесь: это попугай и его друг Петя. (Выставляю картинки.)
– С какого звука начинается слово попугай? А имя мальчика Петя? (Со звука «П – Пь»)
– Сегодня мы будем говорить и играть со звуками «П – Пь»
– Произнесите звуки «П – Пь» перед зеркалом и расскажите про артикуляцию этих звуков. (Ответы детей: при произношении звуков «П – Пь» воздушная струя встречает преграду – губы плотно сомкнуты, язык лежит внизу рта, губы под напором воздуха размыкаются, выталкивая воздух – «стреляют», звук произносится с усилием, горло не дрожит.)
– Дайте характеристику этим звукам. Чем похожи? Чем отличаются? (Ответы детей: оба согласные и глухие; «П» – твёрдый, а «Пь» – мягкий; «П» – обозначаем синим цветом, а «Пь» – зелёным.)
- Дифференциация звуков «П – Пь» в слогах, словах, в предложениях, в связном тексте.
а) Д/ игра «Звуковая полянка» на развитие фонематического слуха.
– Петя и попугай приготовили «звуковые полянки», на которые вы будете «сажать» цветы синего и зелёного цвета. Логопед произносит звуки, слоги, слова. Дети на соответствующий звук выкладывают на «полянке» кружки синего и зелёного цвета:
– К – п – у – п – т – пь – и – н – пь
– Пу– от – пе – ум –пя – ви – ап
– Пять – кит – пол – Тима – суп – опять
– Молодцы! Все справились.
б) Д/игра «Шутки-чистоговорки» (на каждый слог пальцы ребёнка соприкасаются друг с другом).
– Петя и попугай хотят поиграть с вами в шутки-чистоговорки.
– Вот купили мы крупу – пу – пу – пу – пу – пу
– Очень мелкая крупа – па – па – па – па – па
– Много сорняков в крупке – пе – пе – пе – пе – пе
– Попугай клюёт крупу – пу – пу – пу – пу – пу
– Больше нет у нас крупы – пы –пы –пы –пы –пы
– Ты крупы ещё купи – пи – пи – пи – пи – пи
Физкультурная минутка.
– Ребята, попугай приглашает вас вместе с ним погулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Отправляемся гулять.
По извилистым дорожкам,
Мы пройдём совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели –
И на корточки присели.
Встали дружно, потянулись –
И как кошечки прогнулись.
А теперь прыжки на месте,
И похлопаем все вместе.
Попугаю улыбнулись –
На места свои вернулись.
в) Д/игра «Найди место звука в слове» (на развитие фонематического слуха).
– Попугай и Петя хотят, чтобы вы определили место звука вот в этих словах: пони, песня, стоп, сапоги, апельсин.
– Молодцы! И с этим заданием справились все.
г) Д/игра «Подарки»
– Давайте подарим картинки попугаю со звуком «П», а Пете – со звуком «Пь».
– Все картинки подарили правильно. Попугай и Петя довольны.
д) Дифференциация звуков «П – Пь» в предложениях.
– Ребята, пока попугай и Петя спорили, перепутали все слова в предложениях. Давайте составим
предложения правильно.
- Есть, Петя, попугай, у. (У Пети есть попугай.)
- Песни, попугай, петь, учит, Петя. (Петя учит попугая петь песни.)
- Поёт, а, Петя, подпевает, попугай. (Петя поёт, а попугай подпевает.)
- Подоконник, песни, петь, на, попугай. (Попугай поёт песни на подоконнике.)
- Песни, Петя, попугай, поют, и, вместе. (Петя и попугай поют песни вместе.)
По мере проговаривания предложений на доску выставляются опорные картинки.
– Молодцы! Предложения составили правильно.
Зрительная гимнастика.
– Наш попугай захотел полетать. Пока он будет летать, мы будем следить за ним глазами. (Звучит магнитофонная запись пения птиц).
е) Дифференциация звуков «П – Пь» в связном тексте.
– Ребята, посмотрите на картинки. У нас получился рассказ про Петю и попугая. Послушайте его:
Петя и попугай.
У Пети есть попугай. Петя учит попугая петь песни. Петя поёт, а попугай подпевает. Попугай поёт песни на подоконнике. Петя и попугай поют песни вместе.
(Пересказ рассказа 2 – 3 детей.) Анализ детских рассказов.
- Звуковой анализ и синтез слогов «ап, пи».
– Ребята, Петя и попугай любят петь песни. Любимая песня попугая: ап - ап - ап, а Пети: пи - пи - пи.
Мальчики будут выкладывать песенку Пети, а девочки – попугая. (Звуковой анализ и синтез слогов: ап, пи.)
- Итог занятия.
– Дети, с какими звуками мы сегодня играли?
– Какие задания и игры вам запомнились и понравились? (Ответы детей.)
– Петя и попугай очень довольны вами.
– Уйдёт с занятия тот, кто вспомнит слово со звуком «П» или «Пь» (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".
Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....
Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи, средняя группа. Тема. Звук И.
Вашему вниманию представлен план-конспект занятия, в которм раскрыты основные этапы рботы над звуком И....
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи( средняя группа). Звук "У"
Вашему вниманию представлен конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в средней группе. Особенность этого занятия в том, что в него в...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
Звук "Н" и "Нь"...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
Тема "Звук М"...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
Тема "Звук А"...
Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи. Звук [Р]
В данном материале представлен опыт работы по формированию звукопроизношения у старших дошкольников с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, направленных на мотивацию ребёнка и совершен...