Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
Конспект
фронтального занятия по
формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР на тему: «Звук А»
(ОО «Речевое развитие»)
Подготовила: учитель - логопед
Путилина Елена Евгеньевна
Сентябрь 2021г.
Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет с ОНР на тему: «Звук "А"»
Цель занятия: формирование фонематического восприятия через знакомство со звуком А.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
- дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова).
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- закреплять понятие "слово", "гласный звук";
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слова (пробно в конце);
- развивать моторный праксис, просодические компоненты языка;
- развивать умение составлять небольшие предложения.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей умение слушать друг друга.
Оборудование:
зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуком А в начале слова, схема для характеристики звуков, конверты с раздаточным материалом для обозначения звуков и составления схем, счетные палочки.
Организационный момент.
Педагог здоровается с детьми и предлагает познакомиться. Дети здороваются с соседом справа, называя его по имени, передают ему мяч и хорошее настроение (улыбку).
"Здравствуй, Маша! Здравствуй, Саша!..."
Дети выполняют пальчиковую гимнастику с педагогом:
Раз, два, три, четыре, пять. Буду я друзей считать | Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца |
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. | Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца |
Будем пальчики сгибать И опять начнем считать | Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук |
Дети выполняют массаж лица с педагогом:
Солнышко проснулось, | Проводим поглаживание: - от середины лба к вискам |
Лобика коснулось, | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам |
Лучиками провело, | - по мышцам щек от крыльев носа к вискам |
И погладило, и погладило. | - от середины подбородка к вискам |
Задание 1.
Знакомство со звуком [A].
Педагог предлагает детям прослушать стихотворение (при этом выделяя голосом звук A и выкладывая соответствующую тексту картинку) и просит ответить на вопрос:"Кто ехал из магазина? Какие фрукты он там купил? Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?"
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Абрикосы, ананасы,
Апельсины и арбуз.
Педагог показывает и объясняет детям (перед зеркалом) артикуляцию звука A: когда мы произносим звук A, то:
- губки находятся в спокойном состоянии;
- ротик открыт широко;
- язычок спокойно лежит во рту;
- горлышко "работает" (рука ребенка для контроля работой голосовых связок лежит на горлышке).
Дети правильно произносят звук A перед зеркалом, а затем производят артикуляцию звука без голоса (хором, индивидуально).
Педагог дает характеристику и обозначение звуку A:
ГЛАСНЫЙ (его можно петь, т.к. воздух на своем пути не встречает преграду и обозначается КРАСНЫМ КВАДРАТОМ.
Педагог просит детей показать:
- как девочка укладывает куклу спать: аааааааа...(вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
- что просит сказать врач, когда осматривает больного: А-А-А (вслед за взрослым отрывисто).
Задание 2. Фонетические упражнения.
Выделение звука [A] на слух с закрытыми глазами (хлопком в ладоши):
- из ряда гласных: а, и, а, у, ы, а, о, а, у, о, и. а;
- из обратных слогов ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он, ал;
- из слов: азбука, август, утка, Аня, осы, автобус, ослик)...
Задание 3. Педагог предлагает детям выделить звука А в словах по предметным картинкам:
- хоровое проговаривание;
- отбор картинок на А - игра "Четвертый лишний";
- игры на развитие внимания и памяти с оставшимися картинками на А:
"Чего не стало?" - 4 картинки
"Что изменилось?" - 4 картинки
Физкультминутка (развитие координации речи с движениями).
«За малиной»
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. | Дети идут в "хороводе" по кругу |
Спелых ягод наберем, наберем. | Стоя на месте, выполняют наклоны, касаясь руками пола |
Солнышко высоко, | Поднимают руки вверх и тянутся на носочках |
А в лесу тропинка. | Выполняют наклон вперед |
Сладкая ты моя, ягодка малинка | Правой рукой выполняют круговое движение по животу |
Задание 4.
Проговаривание и заучивание чистоговорок:
А-а-а - шире ротик детвора.
А-а-а - в лесу растет сосна.
А-а-а - под сосной видна нора.
А-а-а - в той норе живет лиса.
!!! Пробное задание 5.
Педагог называет детям слово, просит определить и обозначить в нем место звука А (начало или конец слова), используя красный квадрат и карточку:
АИСТ, АРБУЗ, АЛЬБОМ; СОСНА, НОРА, ЛИСА.
Задание 6. Закрепление употребления косвенных падежей существительных единственного числа - игра "Закончи предложение"(по предметным картинкам на А, но без опоры на наглядность):
Папа привез сладкий сахарный ... (арбуз).
В саду растут деревья с ... (апельсинами) .
Мама варит варенье из ... (абрикосов) .
Мы купили в магазине душистый ... (ананас) .
Итог занятия:
Игра с мячом.
Какой звук мы сегодня изучали? Почему он гласный? Назови любое слово, которое начинается на звук [A] и передай мяч другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....