Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи
в группе детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР
Тема: Звук «Н» и «Н'»
Цель занятия: развитие фонематического восприятия через знакомство со звуком Н'.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком Н' и способом его образования с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
- учить детей давать сравнительную характеристику звуков НН' с опорой на акустические признаки;
- обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога;
- закреплять умение определять позицию звука (начало, середина, конец слова).
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление, внимание, моторику, фонематический слух, умение выделять заданный звук в слоге, в слове;
- развивать голос и дыхание;
- закреплять понятия "гласный звук", "согласный звук", "слог", "слово", "предложение";
- совершенствовать навыки словообразования, звукового анализа слов;
- совершенствовать умение дифференцировать звуки НН' по твердости-мягкости.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
зеркала для каждого ребенка, схемы для характеристики гласных и согласных звуков, предметные картинки со звуками Н и Н' в названии (начало, середина, конец слова), конверты с раздаточным материалом для обозначения звуков и составления схем, картинка для звукоподражания, мяч.
Вводная часть. Организационный момент.
Дети стоят на ковре. Логопед предлагает порадоваться солнцу за окном (или ранней весне, при отсутствии солнца).
Дети выполняют самомассаж лица с логопедом «Солнышко»:
Солнышко проснулось, | Проводим поглаживание: - от середины лба к вискам |
Лобика коснулось, | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам |
Лучиками провело, | - по мышцам щек от крыльев носа к вискам |
И погладило, и погладило. | - от середины подбородка к вискам |
Логопед предлагает пройти и сесть на свои места светловолосым, темноволосым. Уточнить с детьми, почему мы так называем людей.
Задание 1
Логопед выставляет картинку героя – Незнайку.
- У Незнайки опять неприятности: он забыл все звуки, которые мы изучали. Давайте ему поможем вспомнить?
На наглядном материале, с помощью наводящих вопросов, дается характеристика звуков.
Логопед: Какие бывают звуки?
Дети: Звуки бывают гласными и согласными.
Логопед: Как мы определяем гласные звуки?
Дети: Когда произносится гласный звук, рот открыт; струя воздуха выходит свободно; его можно пропеть; гласный звук обозначается красным цветом.
Логопед: А какие гласные звуки мы изучили?
Дети: А, О, У, Ы, И.
Логопед: Как мы определяем согласные звуки?
Дети: Согласные звуки не поются; струя воздуха имеет преграду (губы, зубы, язык); согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.
Основная часть. Знакомство со звуком [Н'].
Логопед обращается к детям:
- Я буду называть слова, а вы попробуйте отгадать с какого звука они начинаются?
Нога, насос, нота.
Дети: Слова начинаются со звука [Н].
- Правильно, со звука [Н]. Этот звук звучит твердо или мягко?
Дети: звук [Н] звучит твердо.
Хоровое произнесение звука. Выставляется картинка для звукоподражания.
- Слушайте внимательно следующие слова:
Нитки, небо, неваляшка.
Дети: Слова начинаются со звука [Н′].
- Правильно, со звука [Н']. Этот звук звучит твердо или мягко?
Дети: звук [Н′] звучит твердо.
Хоровое произнесение звука. Выставляется картинка для звукоподражания.
- Как вы думаете – эти звуки гласные или согласные?
Дети: Эти звуки согласные.
- Почему?
Дети: Струя воздуха встречает преграду (язык и зубы), звуки не поются.
- Звуки [Н] и [Н'] звонкие или глухие?
Дети: Эти звуки звонкие.
- А чем они различаются?
Дети: Звук [Н] – твердый, а звук [Н'] – мягкий.
Задание 2. Закрепление звука в слогах.
А теперь послушайте сказку:
Жил-был звук [Н] был он согласный (на доску выкладывается синий квадрат). Очень он любил, когда к нему приходили гласные звуки. Они очень дружили. Звуку [Н] очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] в гости по очереди и учить его петь. Рядом с нами любой запоет.
Пришел в гости дружок [А]. Встал перед [Н] вот так [АН] (выкладывается на доску красный квадрат перед синим). Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте? Тогда они поменялись местами: получилось … Читаем вместе [НА].
- Получилась песенка?
Дети: Да.
- Обрадовался звук [Н] и пригласил звук [У]. По аналогии со звуками [О] [Ы]
- Какой звук [Н] не пригласил?
Дети: Звук [И].
- Обиделся звук [И], но пришел в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [Н'] стал ласковым, мягким. Произнесите звук [Н'] – мягко звучит.
Задание 4. Развитие фонематического слуха
Дидактическое упражнение «Произнеси ласково, мягко»
Логопед начинает проговаривать слоги с твердым звуком [Н], а дети продолжают, изменяя на слог с мягким звуком [Н']
На-на-на – ня-ня-ня
Но-но-но – не-не-не
Ну-ну-ну – ню-ню-ню
Ны-ны-ны – ни-ни-ни
Нэ-нэ-нэ – не-не-не
- Скажите, а с какого звука начинается имя Незнайки. Произнесем – Незнайка?
Дети: Имя Незнайка начинается с мягкого звука Н'.
- А у кого в нашей группе тоже начинается имя с мягкого звука Н'?
Дети: У Никиты.
Физкультминутка.
Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- ноги шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем,
И закроем все глаза…
Наступает тишина…
Задание 5. Дифференциация звуков [Н] [Н']
Дидактическое упражнение «Грустные книги»
- Незнайка принес нам книги синего цвета и зеленого цвета. Но книги совсем без картинок. Грустные книги, смотреть совсем не интересно. Как мы можем раскрасить книги?
Дети: Можем разместить в книги картинки. (Если дети затрудняются с ответом, логопед помогает наводящими вопросами).
- Действительно, мы можем в книги поместить картинки. Но какие картинки разместим в синюю книгу, а какие – в зеленую?
Дети: В книгу синего цвета – картинки с предметами, в названии которых есть звук [Н], в книгу зеленого цвета – картинки со звуком [Н'].
Из предложенных картинок, дети выбирают картинки с заданными звуками и размещают под соответствующими книгами. Затем все вместе проверяют правильность выбора.
Задание 6. Закрепление звука в словах.
Дидактическое упражнение «Где спрятался звук [Н']?»
Логопед выкладывает предметную картинку, а дети определяют местонахождение звука [Н'] в слове (начало, середина, или конец слова) и обозначают на схеме:
Нитки, небо, невод; коньки; пень, осень, огонь
Задание 7. Закрепление звука в предложениях (работа с деформированным предложением).
Дидактическое упражнение «Незнайкины сочинения»
- Незнайка придумал для вас предложения, послушайте:
По оленю гуляет поляна.
Незабудки собирают Нину.
Окуни ловят маленького Никиту.
Ладони мыли Наденьку мылом.
Задание 8. Дидактическая игра с мячом "Закончи слово" звуком [Н']»
Полде., осе., де., пе., оле., ле., те., вста., тюле., ию., наде., оче., сире., тка., ладо., коре., оку., ливе., ясе., плете., ко., зеле., паре., гармо., гребе., шампу., персте….
Итог занятия:
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком [Н'].
- Какие звуки мы сравнивали?
Дети: Звуки [Н] и [Н']
- Чем они отличаются?
Дети: Звук [Н] – твердый, а звук [Н'] – мягкий.
- Какие задания были интересные? Какие вызывали трудности?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »
Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....
- Мне нравится (1)