Индивидуальная программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Рудных Наталья Викторовна

Представленна примерная индивидуальная программа, которая будет интересна педагогам работающим с детьми раннего возраста с ЗРР.

Индивидуальная программа включает в себя следующие разделы:

•-  социально-бытовая сфера,
•- двигательная активность,
•- развитие познавательных способностей,
•- развитие речи,
•- игровая деятельность,
•-продуктивные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа развития

ранний возраст ( ЗРР)

Условия воспитания:

1. Выполнение четкого режима дня (дневной сон 2.5-3 ч., прогулка два раза в день). Занятия проводятся после еды, после сна.

2. Занятия проводятся регулярно ( 2-3 раза в день) в первой и во второй половине дня, в игровой форме. Продолжительность занятий 10-15 мин. Формы проведения: фронтальная, индивидуальная.

3. Массаж пальцев рук 2-3 раза в день по 2-3 минуты, в процессе выполнения режимных моментов на эмоциональном вербальном общении взрослого с ребенком.

4. Массаж лицевых мышц два раза в неделю.

5.Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка. Необходимо обеспечить эмоционально- положительное состояние во всех видах деятельности.

Социальное развитие.

        1.Совершенствовать эмоциональную реакцию на ласковое обращение знакомых взрослых. Устанавливать эмоциональные контакты, связи с взрослыми.

Упражнения и игры: «Давай поздороваемся», «Посмотри мне в глазки», «Прятки», «Дай ручку»,  «Пока,пока!», «Ладушки», «Гули –голубочки» - побуждать девочку к ответным действиям:                          - действуя руками ребенка,

                    - эмоциональное общение,

                    - совместные действия.

Занятия №1 (1),   №2(1).

Дедюхина Г.В. «Учимся говорить».

        2. Учить реагировать и откликаться на свое имя, учить называть себя по имени.

          Учить узнавать себя в зеркале, используя указательный жест: «Кто там?»___________________________

Учить узнавать себя на фотографиях - «Где  ты

        3. Формировать представления о схеме лица и тела, учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела.

Занятие №10 (1),    №11 (2),    №12 (3),    №14(1),    №15 (3).

Дедюхина Г.В. «Учимся говорить».

Нищева Н.В. «Организация коррекционно-воспитательной работы в младшей группе» с.55-56.

 ____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическое развитие.

        1.Учить сохранять равновесие.

- Стояние на одном колене.

- Стояние на одной ноге (вначале использовать опору).

- Ходить по узкой  дорожке.

- Перешагивать через невысокие препятствия.

        2.Укрепление плеч и предплечья.

- Игра в «тачку», взять ребенка за ноги.

- Ползать через туннель.

- Играть шариками  на четвереньках.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Сенсорное воспитание.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Восприятие величины.

Учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы:  большой-маленький.

Игра с вкладышами. Ориентировка в величине.(две контрастные величины). – учить вкладывать меньший предмет в больший.

 

        Игры:  «Собери матрешку» - две величины -_____________

«Собери пирамидку» - из 4х колец-два больших, два маленьких.

 

 Соотнесение признаков предметов с их словесным обозначением:

Варианты заданий: Маленькую матрешку посади за маленький стол, большую – за большой. Катание разных матрешек в разных машинах. Игра с маленькими и большими мячами.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия №20, 21, 24. с.52-54. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

2. Восприятие формы.

 Учить различать - кубик, шарик, кирпичик___________

        Игры: «Катится, не катится», «Построй как я» , -башенка,дорожка,ворота.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия №19, 22.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

3. Восприятие цвета.

Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету.Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов. Не акцентируя внимание ребенка на названии цветов. ( на однородном материале)

 Дай такой-же.

Группировать предметы по цвету:  «Собери шарики»- красные в красное ведерко, синие – в синее и т. п.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия № 26, 29а.

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Ознакомление с окружающим.

        1.Продолжать знакомить с предметами и явлениями ближайшего окружения.

Учить ребенка в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции,

-На,- Дай,- Возьми        -сопровождаемые указательным жестом.                

        2.Способствовать реализации потребности в овладении действиями с предметами.

        А) Поводи- куклу, мишку, собачку: «топ-топ. Иду-иду».

         Б) покорми – корову, лошадку, курочку: «ам-ам. Кушает».

        В) Причеши – куклу ,мишку, зайку.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия №8, 11, 12.с18-20.

3.Учить понимать слова, обозначающие трудовые действия человека – моет, кормит,  и т.д.

        - «Покажи ручки, ай, какие грязные ручки. Пойдем помоем. Помыли. Вот какие чистые стали ручки!»

Использовать потешку: «Водичка-водичка»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Развитие речи.

Понимание речи.

        

        1.Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, показывать пальчиком названный предмет.

Новую картинку показывать при соотнесении с игрушкой.

        2.Учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие жестом, учитывая речевые возможности девочки.

        Использовать картинки с изображением различных  действий:

Кукла спит, собачка ест, зайка прыгает, кукла качается, кукла и мишка строят башню и т.п.

        

        3.Учить находить названную игрушку среди 2 игрушек, затем среди 3-4 игрушек.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия № 13, 17, 9, 10.

        

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Активная речь.

МАССАЖ.

        Расслабление (релаксация).

        Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз следующим образом:

-в области горла поочередно то правой, то левой рукой;

-от околоушной области по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин ( одновременно обеими руками);

-положив обе руки на заднюю часть шеи, близко к затылку, кончики пальцев обеих рук скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

         

        Массаж мышц лица и губ.

        Поглаживаем лицо и губы в следующих направлениях:

- от середины лба к вискам,

- от середины лба к ушам,

- от бровей к волосистой части головы,

- от спинки носа к ушам,

- от мочек ушей по щекам к крыльям носа,

-по верхней губе от углов рта к его середине,

- по нижней губе от углов рта к его середине,

- по носогубным складкам от крыльев носа к углам рта.

Е.В.Гревцева «Логопедический тренинг» с 47-48.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Укрепить губную мускулатуру, развивать подвижность языка, губ.

        Пассивная.

1.Двумя руками захватить верхнюю и нижнюю губы, открывать и соединять.

2.Сжимать губы в трубочку, держать до поры, пока не почувствуется сопротивление.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Активная.

1.С предметами.

- удержать губами трубочки разного диаметра.

2.По подражанию.

-открыть широко рот, закрыть;

- высунуть язык;

-закусить поочередно губы;

- улыбнуться; вытянуть губы «трубочкой»;

- поцокать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

         1.Выработка дифференцированного выдоха, (удлиненного).      

1.и.п. – стоя. Руки поднять через стороны вверх – вдох, опустить руки – выдох.

2.и.п.- стоя. Поворот туловища с отведением руки в сторону –вдох, и.п.- выдох.

3.и.п. – стоя. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу.

4. и.п. – стоя. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей.

2. Выработка направленной воздушной струи : поддувание на султанчик, перышко, флажок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АКТИВИЗАЦИЯ.

        1.Стимулировать голосовые реакции ребенка. Создавать для этого необходимые условия: ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.

        2. Беззвучное произношение звуков и слогов.

- а-а-а-а-а…

-и-и-и-и-и-и……

- на-на-на…

- мА-ма-ма-ма…..мама.

        3.Вызывание звука голоса.

- ляля плачет – а-а-а…

-мишка ревет – м-м-м…

-собачка кушает – ам-ам.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия №1-10 с.35-36.

Слуховое внимание и слуховая память

1.Развивать слуховое сосредоточение на различные звуки.

 

1.Прослушивание музыкальных инструментов. (дудочка, бубен, колокольчик, барабан).- Послушай!

2.Извлечение звуков из этих инструментов. –Поиграй.

3.Знакомство со звуками, которые производят различные предметы: вода из крана, стук в дверь.

        2. Вызывать дифференцированные реакции на спокойную и плясовую мелодии. (напевание песенок, прибауток)

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия №6 с.15.

____________________________________________________________________________________________________________________

Формирование предметно-игровых действий, развитие ручной моторики, конструктивной деятельности.

         Учить выполнять игровые действия с предметами:

- разбирать и собирать пирамидку, матрешку и другие сборно-разборные игрушки;

- открывать и закрывать коробки с крышками;

- вылавливать сачком мелкие предметы из воды;

- строить из кубиков, кирпичиков – башню, дорожку , домик.

О.В.Закревская «Развивайся малыш!»

Занятия № 11, 14, 21, 23, 24.с.62-68.

        

        Проводить пальчиковую гимнастику

 «Многоножки», «Котя, котенька, коток», «Бычок». См. картотеку.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...