Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды» - 2 занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frukty_ovoshchi_yagody.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико – грамматических средств языка
(подг. группа)
«Овощи, фрукты, ягоды».
Цель: Продолжать расширять, обогащать знания детей по лексической теме.
Задачи: 1. Учить детей правильно согласовывать сущ. с прилагательными в роде и числе.
2. Учить детей подбирать как можно больше слов – признаков.
3. Закрепить умение употреблять сущ. с ум. – ласкат. суфф.
4. Учить детей грамотно употреблять в речи притяжательные прилагательные.
5. Развивать, обогащать словарь по данной лексической теме.
6. Воспитывать внимание, память, адекватное отношение к дефекту, активность и интерес на занятии.
Материалы: Картинки овощей, фруктов и ягод, мяч, настоящие овощи – помидор, огурец, чеснок, лук, болгарский перец, яблоко, стакан, картинки с изображением варенья фруктового и ягодного.
Ход занятия:
- Орг. момент: «Доскажи словечко».
- Поздним летом в огород собирается народ. Зрел всё лето урожай, что собрали? – отгадай.
- Здесь весною было пусто, летом выросла …..капуста.
- Собираем мы в лукошко очень крупную….картошку.
Какой ещё урожай можно собрать осенью? – перечисляют дети. Выставляю на доску картинки с овощами – как мы назовём всё это 1 словом – Овощи (Другое название помидора – ТОМАТ). Посмотрите ещё картинки – выставляю на след. ряд на доску картинки с ягодами – назовите, что это такое? – Дети перечисляют, а затем называют обобщающее слово – это….., это ягоды. След. картинки – перечисление – фрукты.
Где растут овощи? – в огороде, поле; фрукты? – в саду, ягоды – огороде, саду, лесу. Если ягоды растут в лесу, какие это ягоды? – лесные.
- Д.И. «Назови какой?» - Дети становятся в круг, показываю картинку овоща, фрукта или ягоды, передавая мяч подбирают признак к предмету.
- Д.И. «Назови ласково» - показ картинки.
- Помидор – помидорчик; огурец – огурчик; яблоко – яблочко, малина – малинка; ягода – ягодка…….и т.д.
4. Пальчиковая гимнастика:
Мы шли, шли, шли, землянику нашли (сжимают, разжимаю пальчики, изображают землянику).
1, 2, 3, 4, 5 – пальчики здороваются от большого к мизинцу
мы идём искать опять.
- «Что приготовим?» - Что можно приготовить из овощей? – рагу, салат, винегрет, суп. Блюда из овощей, называются….овощными.
из фруктов? – джем, варенье, салат, компот…. блюда из фруктов….фруктовые.
из ягод? – морс, компот….блюда из ягод…ягодные.
- «Готовим сок, варенье» - на доске стоит стакан – сейчас мы с вами будем готовить сок. Подношу картинку с овощем, фруктом или ягодой, ребёнок должен ответить – какой сок. (Сок морковный, яблочный, малиновый, варенье – персиковое, малиновое……)
- Д.И. «Попробуй на вкус» - заранее приготовлены нарезанные фрукты и овощи, ребёнок закрывает глаза и пробует кусочек, при этом нужно отгадать овощ, фрукт и назвать каким он был по вкусу.
- Оценка и итог занятия.
ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:
- Обогащение предметного словаря – названия овощей, фруктов, ягод. Закрепить где растут (сад, огород, поле, грядка, кустарник, дерево), части овоща – ботва, корень, корнеплод.
- Д.И. «Четвёртый лишний».
- Подбор признаков к предмету – как можно больше слов к каждому овощу, фрукту, ягоде.
- Мелкая моторику рук – выложить из счётных палочек морковь по образцу.
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки» - вопросы по содержанию, краткий пересказ текста.
Формирование лексико – грамматических средств языка
(подг. группа)
«Овощи, фрукты, ягоды». Составление рассказа – описания о помидоре, пересказ рассказа.
Цель: Развивать у дошкольников связную речь, умение грамотно выстраивать предложения.
Задачи: 1. Учить согласовывать все части речи в предложении между собой.
2. Продолжать учить детей правильно употреблять сущ. в Род. падеже.
3. Продолжать учить составлять рассказ – описания по наглядности.
4. Закрепить умение согласовывать сущ. с числит.
5. Развивать все психические процессы, общую координацию, просодическую сторону речи.
6. Воспитывать умение выслушивать товарищей, интерес к занятию, адекватное отношение к дефекту.
Материалы: Картинки овощей, фруктов и ягод, помидор (настоящий).
Ход занятия:
- Орг. момент: Сейчас сядет на своё место тот, кто назовёт мне правильно: овощ, фрукт, ягоду. Для того, чтобы вам было проще, на доске показ, что за чем нужно называть. Дети называют и садятся на свои места.
- Д.И. «Посчитай» - Мы очень много уже знаем овощей, фруктов, ягод, поэтому я сейчас буду показывать картинку с изображением, а мы мне должны посчитать.
- Согласование существительных с числительными.
1 – 3 – 5 ( 1 кабачок, 3 кабачка, 5 кабачков….и т.д)
3. «Закончи предложение»
- Мама начистила картошки, ч.б…….
Мама помыла овощи, ч.б……..
Мама собрала в саду малину, ч.б……
Мама купила в магазине яблоки, ч.б…….
- Овощи, фрукты, ягоды бывают разным - как вы думаете, чем они могут отличаться? – формой, вкусом, размером, цветом.
Д.И. «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
Большой – маленький; Сладкий – горький
Широкий – узкий; Толстый – тонкий
Крупный – мелкий; Кислый – сладкий
Сажать – собирать; Длинный – короткий
Рано – поздно; Гладкий – шершавый.
- Физ. минутка:
- Ваня шёл, шёл, шёл. Ваня ягодку нашёл, сорвал и съел и тихо – тихо сел.
5. Составление рассказа – описания о томате. Показываю детям помидор. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: Что это такое? – это помидор. Это овощ, фрукт или ягода? – это овощ. Как можно по-другому назвать этот овощ? – томат.
Сейчас мы его рассмотрим, а затем вы сами мне расскажите о нём рассказ и мы выберем лучший.
Ответь на вопросы:
- Какой формы этот овощ? (круглой формы). Какой размер, цвет, вкус? (кисло – сладкий, сладкий, если нет вкуса? - безвкусный, ароматный, сочный). Какие блюда с помидорами можно приготовить? – салат, кетчуп, соус……
1 помидор – много…..помидоров.
Что вы представляете, когда слышите слово помидор? (предположения детей). Далее дети по очереди составляют рассказ о помидоре.
- Оценка – выбираем лучший рассказ, хлопаем тем детям в ладоши. Итог занятия.
ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:
- Закрепление согласования сущ. + числительные – 1, 3, 5.
- Д.И. «Скажи наоборот».
- Д.И. «Готовим блюдо» - набор картинок – овощи, фрукты, ягоды – дети для себя выбирают нужные и говорят, что приготовят из тех или иных овощей. фруктов, ягод.
- Составление описательного рассказа о любом овоще, фрукте, ягоде по схеме или плану:
- Название овоща, фрукта, ягоды – это яблоко – фрукт…и т.д.
- Форма, цвет, размер, вкус, запах.
- Что можно приготовить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда".
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда"....
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши».
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши». - 2 занятия....
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц».
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц» - 2 занятия + домашнее задание для детей....
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».
Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме «Фрукты. Сад»
Материал для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ...