Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Акулинина Людмила Владимировна

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши». - 2 занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye_i_ptitsy.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye_ptitsy.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.)

«Домашние животные и птицы и их детёныши».

Цель: Обогащать и активизировать словарь детей по данной лексической теме, развивать связную речь детей.

Задачи: 1. Уточнить знания детей о домашних животных и стицах, их характерных признаках, особенностей строения тела.

2. Продолжать упражнять детей в согласовании между собой всех частей речи.

3. Учить отвечать на вопросы, составлять полные, распространённые предложения.

4. Развивать логическое мышление, память, воображение, мелкую и общую моторику.

5. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам, умение выслушивать друг друга.

Материалы: Картинки с изображением домашних животных и птиц.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: Ребята, послушайте рассказ внимательно, затем ответьте на вопросы:

- В деревне жил крестьянин Иван Петрович. У него был большой двор и много животных и птиц. За ними он хорошо ухаживал и животные ему были благодарны. Назовите, как звали хозяина животных? Какие животные жили у Ивана Петровича? (дети, опираясь на картинки,  называют животных -  корова, лошадь, свинья, собака, кошка). Какие жили птицы? (индюк, гуси, курица, утки). Какие это животные? Почему их называют – домашними?  Давайте вместе с вами придумаем клички животным. А что такое кличка? – это как зовут животного. Как животные благодарили хозяина за его ухаживания? ( корова – давала молоко, лошадь – перевозила груз, собака – сторожила дом, кошка – ловила мышей, свинья – давала мясо, овуа – давала шерсть). У всех животных был свой дом – назовите,  где жили животные? – корова – коровник, лошадь – конюшня, овца – хлев, свинья – свинарник, собака – будка (конура), кошка – жила с хозяином в доме.

2. Д.И. отгадай животное» - сейчас я загадаю животное, а вы по описанию должны его отгадать и назвать слова, кот. запомнили.

- большая, лохматая, гладкошёрстная, злая, вислоухая…..(собака)

- спокойная, большая. Ласковая, грустная. Рогатая. Бодливая….(корова).

- сильный, резвый, быстроногий, выносливый, стройный, гривастый… (конь).

- толстая, неповоротливая, жирная, грязная,  ленивая, неприхотливая… (свинья).

- кудрявая, спокойная, глупая… (овца).

- пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая…. (кошка).

3. Каждый год у домашних животных и птиц появляются детёныши и птенцы. Давайте сейчас назовём семью животного или птицы, кот. я покажу. Показ картинки животного, дети называют маму, папу и детёныша или детёнышей.

4. Ф. минутка:

- отдых наш физкультминутка, занимай скорей места,

Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли,

Сели, встали, сели, встали – Ванькой – встанькой словно встали.

А потом пустились в скач, будто мой весёлый мяч.

5. Давайте вспомним, как животные и птицы голос подают – что делает корова? – мычит, лошадь – ржёт, свинья – хрюкает, овца – блеет, собака – лает, кошка – мяукает, гусь – гагочет, утка – крякает, индюк – балбочет.

6. «Отгадай по голосам» - дети прослушивают мелодию «Утро в деревне» и отгадывают, каких домашних животных и птиц услышали.

7. итог и оценка занятия.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Закрепление названий домашних животных и птиц , детёнышей и птенцов.
  2. Где живут животные и птицы?
  3. Д.И. «1 – много» - собака – собаки – много собак…и т.д.
  4. Д.И. «Чей, чья, чьё?» - шея курицы - шея куриная, грива лошади – лошадиная грива, голова утки – утиная голова…и т.д.
  5. Составление описательного рассказа о домашнем животном или птице по плану:

- название

- вн. вид

- детёныш )птенец)

- какую пользу приносит человеку?

6. Чтение рассказов, стихотворений, загадок о домашних животных и птицах.



Предварительный просмотр:

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.)

«Домашние животные, птицы и их детёныши».

Цель: Развивать связную реешь дошкольников, обогащать и активизировать словарь.

Задачи: 1. Упражнять детей в умении обобщать и называть множество слов в одно.

2. Учить выявлять характерные признаки у каждого животного.

3. Продолжать учить детей согласовывать все члены предложения между собой.

4. Развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику.

5. Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, активность на занятии, интерес к занятию

Материалы: Картинки с домашними и дикими животными, картинка Незнайки.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

Жила – была семья мышей

Под полом в доме у людей.

Те люди взяли кошку,

Чтоб кошка прогнала мышей,

Грызущих хлеб с картошкой.

Сказали мыши: «Не уйдём!

Мы здесь давно уже живём,

Давно здесь обитаем, Домашними мы стали!»

Мышь – это домашнее животное или дикое? Почему?

  1. Кто догадался, о чём сегодня мы будем говорить? (о домашних животных).  Перечислите названия животных, у кот. есть хозяин, птиц.
  2. Ребята, посмотрите, Незнайка совсем не знает животных. Помогите ему. Он считает, что….

- Телёнок живёт с кошкой – Телёнок живёт с коровой.

- Котёнок живёт с собакой – Котёнок живёт с кошкой.

- Поросёнок живёт с козой, козлёнок живёт со свиньёй, жеребёнок живёт с кошкой, ягнёнок живёт с лошадью, гусёнок живёт с курицей, цыплёнок живёт с гусыней, индюшонок живёт с уткой. (дети отвечают полным предложением).

4.  Д.И. «Чей, чья, чьё?» - показ части тела по картинке, дети отвечают – Чья это голова? – голова утиная, чьё крыло – индюшачье крыло, чья голова – свиная голова, чьи рога – коровьи рога, чей хвост – лошадиный хвост, чей клюв – индюшачий клюв….и т.д.

5. Физ. минутка: ……..

6. Сравнение животных: КОШКА – СОБАКА

- кто это?

- внешний вид

- как голос подаёт?

- чем питается?

- какую пользу приносит человеку?

- назвать детёнышей.

7. Вы знаете много сказок, давайте сейчас вспомним, в каких сказках встречались домашние животные и птицы? (дети перечисляют).

8. Д.И. «Есть – нет» - показ картинки – Есть корова – убираю – нет коровы, есть кот – нет кота…и т.д.

9. Оценка и итог занятия. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Д.И. «У кого что есть?» - щетина, рога, копыта, хвост метёлкой, курдявая шерсть….и т.д.
  2. Д.И. «Кто чем питается?».
  3. Подбор синонимов –

кошка – кот, мурлыка, киска….

корова – бурёнка

лошадь – конь, сивка, совраска, скакун…

собака – пёс, барбос…..

  1. Обобщение: «Чья семья» -

- курица, петух, цыплёнок –куриная семья,  селезень, утка. утёнок – утиная семья, гусь, гусыня. гусёнок – гусиная семья, индюк, индюшка, индюшонок – индюшиная семья.

5. Загадки о домашних животных, птицах.

6. Д.И. «Поиграем, посчитаем» - 1, 3, 5.

- 1 конь, 3 коня, 5 коней, баран, козлёнок,  котёнок, чёрная кошка, большая собака, утка, гусыня, птица, петух, гусь, гнездо, индюк, яйцо.

7. Рассмотреть картинки – упражнение в употреблении предлогов – составить предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда".

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда"....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды» - 2 занятия....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц» - 2 занятия + домашнее задание для детей....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...