Занятие на тему: "Животный мир морей и рек".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Подгрупповое логопедическое занятие подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_attest_zanyatiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Животный мир морей и рек».
Цель занятия: развитие словаря и грамматического строя речи по теме: «Животный мир морей и рек».
Тип занятия: Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у воспитанников с общим недоразвитием речи (второй год обучения, подготовительная группа).
Форма занятия: подгрупповое коррекционно-логопедическое
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение, активизация, актуализация словаря по теме: «Животный мир морей и рек». Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов, образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами. Развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков л-ль в словах). Развитие мелкой моторики.
Воспитательные цели:
Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Компьютер, слайдовая презентация «Кто такие рыбы?», мольберт, запись звуков моря, игрушки-обитатели морских глубин, контейнеры с ракушками, предметные картинки с изображением рыб, контейнеры с карандашами, тетрадь №1 по числу детей, карточки для составления и чтения слов, фломастеры, «сигналы» синего и зеленого цвета по числу детей, изображения морских животных на липучках, декоративная тарелка и картина с рыбами, рамка с сыпучим песком, картина «Аквариум», игрушечная рыбка на палочке, мяч.
Предварительная работа:
Посещение магазина «Экзотика» (рассматривание аквариумных рыб), просмотр картинок из альбомов «Живая природа». Чтение «Морских сказок» С.Сахарнова, рассказа С.Воронина «Добрая раковина». Разучивание стихов о морских животных. Разучивание пальчиковой гимнастики «Налим».
Использование современных технологий:
Развивающая технология по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста Н.В. Нищевой.
Компьютерные технологии: слайдовая презентация, запись звуков моря.
Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, пальчиковая гимнастика, координация речи с движением.
Ход занятия
1.Организационный этап. (Объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона, развитие слухового внимания и восприятия).
Учитель-логопед приглашает детей в кабинет, на столах расставлены игрушечные рыбы, звучит запись звуков моря, после прослушивания логопед предлагает детям назвать голоса обитателей моря.
Логопед: «Мы с вами оказались на берегу моря. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового о жизни животных и рыб».
Логопед знакомит детей с презентацией: «Кто такие рыбы?» и просит назвать пресноводных и морских рыб.
II Основной этап:
1. Упражнение №1 «Морские глубины». (Развитие общих речевых навыков).
Логопед предлагает детям рассказать стихи о жителях моря, которые нас окружают. Дети читают стихи, логопед поощряет их.
Логопед: «Вот мы и оказались в морских глубинах. Расскажите стихи о жителях моря, которые окружают нас».
- Дельфины-жонглеры, певцы, акробаты,
Дельфины смышленые очень ребята
Дельфины читают, дельфины считают
И даже детишек на спинах катают.
- Что за звезды в глубине
На песке лежат на дне?
На вопрос ответить просто:
На песке – морские звезды.
- Электрические скаты
Неуклюжи, простоваты.
Но любого ненароком
Сильно ударяют током.
- Краб забился меж корней:
Там спокойней и видней,
Кто собрался на охоту,
Кто желает съесть кого-то?
- Ну, что это за рыбы?
По морю ходят толки.
Не рыбы, а булавки,
Не рыбы, а иголки.
Кто то? Морской еж.
2.Упражнение №2 Игра «Скажи наоборот».
(Пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами).
Логопед предлагает детям на морском берегу поиграть в знакомую игру «Скажи наоборот».
«Я буду начинать предложение и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово – «наоборот».
3. Упражнение №3 «Расскажи о рыбе».
(Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация).
Логопед помещает на мольберт предметные картинки с изображением пресноводных рыб. Логопед предлагает детям выбрать любую картинку с рыбой и составить рассказ об этой рыбе, стараясь говорить красиво, правильно произносить все звуки».
4. Упражнение №4 «Подбери схему».
(Развитие навыков слогового анализа).
Логопед предлагает достать из контейнера то, что нам принесли морские волны.
Логопед предлагает подойти к картине тех детей, которые достали слоговые схемы и рассказать к каким словам они подходят схему.
Логопед: «Я горжусь вами! Это было самое трудное задание сегодня!»
5. Упражнение №5 Игра «Чей? Чья? Чье?».
(Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование притяжательных прилагательных.)
Логопед показывает детям силуэт рыбы и просит правильно ответить на вопросы: «Чей плавник?», «Чья голова?», «Чье туловище?». Учитель-логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз.
6. Упражнение №6 Игра «Разноцветные сигналы».
(Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Л-ЛЬ в словах).
Логопед раздает детям по два «сигнала». «Сейчас я буду произносить названия рыб, а вы будете поднимать синий «сигнал», если услышите в слове звук Л, или зеленый сигнал, если услышите звук ЛЬ». Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу.
7. Упражнение №7 Игра «Веселые окуньки».
(Совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами).
Логопед раздает детям карточки для составления и чтения слов.
Логопед: «Возьмите в руки рыбок. Пусть они проплывут от буквы к букве так, чтобы получилось название рыбы. Получившееся слово впишите в клеточки в нижней части карточки».
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
8. Упражнение №8 Пальчиковая гимнастика «Налим».
(Развитие общих речевых навыков. Координация речи с движением. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация). Дети поднимаются и по предложению логопеда делают знакомую пальчиковую гимнастику. Логопед нацеливает их на правильное звукопроизношение.
«Налим»
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать
«Раз, два, три, четыре, пять!»
9.Игра «В аквариуме».
(Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Развитие зрительного внимания и восприятия).
На мольберте закреплено изображение аквариума. Логопед: «Посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы: где находится золотая рыбка? Откуда выбирается золотая рыбка? Где плывет золотая рыбка?».
Логопед предоставляет возможность для ответа каждому из присутствующих на занятии детей.
Упражнение №10 «Заштрихуй дельфина».
(Развитие тонкой моторики).
Логопед приглашает детей за столы, раздает тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.
Логопед: «Кто помнит стихотворение о дельфине?». Один ребенок читает стихотворение.
Логопед: «Выполните штриховку изображения дельфина так, как показано стрелками».
Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу, а потом убирает тетради и контейнеры с карандашами.
III. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед организует заключительную работу с детьми. Логопед оценивает работу детей.
Под музыкальное сопровождение педагог предлагает посмотреть какой сюрприз ждет детей в морской раковине. Педагог предлагает каждому ребенку взять на память о занятии маленькую ракушку. Логопед: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Чем мы занимались сегодня?, Что понравилось на занятии?»
Дети отвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Англйский для дошкольников. Занятие по теме "Животные"
занятие по обучение дошкольников английскму языку по теме: "Животные"...
Комбинированное занятие по теме: «Животные жарких стран»
Аппликация, познание....
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животные жарких стран"
Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет....
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...
Интегрированное занятие по теме «Животные родного края» подготовительная к школе группа (проведение занятия с использованием интерактивной доски).
Интегрированное занятие разработано для детей дошкольного возраста и рекомендовано для реализации воспитателям ДОУ. В данном занятии интегрируется исследовательская, коммуникативная, двигательная, про...
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Животный мир морей и океанов"
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР...
Методическая разработка. Конспект занятия на тему "Животный мир морей и океанов" (6-7 лет)
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале темы «Животный мир морей и океанов»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнение, активизация и актуализация слова...