Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка (логопедия, средняя группа) по теме
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащения словаря, формирование грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащения словаря, формирование грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность, ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связанности его речи.
Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.
Поскольку рассказы детей-логопатов отличаются от рассказов детей массового детского сада крайним несовершенством, обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными речевыми, возрастными и психологическими особенностями детей.
При наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта у детей наблюдались речевые недостатки: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, частые смешения значений слов на основе звукового и морфологического их сходства, что приводило к неправильному их употреблению, аграмматизмам. В активном словаре детей преобладали существительные и глаголы, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, употребляются мало. В активной речи детей преимущественно были простые предложения.
В первый учебный год работаем над овладением развернутой фразовой речью, словарным запасом. Дети все еще затрудняются в составлении развернутого рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, в выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательности изложения событий. Рассказ у них не получался. Они называли различные предметы, изображенные на картинке, или, в лучшем случае, перечисляли увиденные действия.
Дети не справлялись и с пересказом простой сказки, коротенького рассказа: не всегда понимали прочитанный им текст, опускали существенные для изложения детали, нарушали последовательность событий, допускали многочисленные повторы, избегали авторских оборотов, не всегда правильно подбирали нужное слово.
Чтобы преодолеть имеющие трудности, надо постепенно и систематически подготовить детей к пересказыванию. Этот вид работы можно проводить, если дети уже владеют фразовой развернутой речью, если они научились выслушивать и понимать содержание текста.
При пересказе совершенствуются речевые навыки, развивается внимание и мышление ребенка, закрепляются в речи поставленные логопедом звуки. При подборе текста для пересказа важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные, интеллектуальные возможности ребенка. Тексты д.б. простыми и доступными по своему содержанию и структуре. Они должны иметь четко выраженный сюжет, поскольку ребенку придется, описывая последовательность и логику событий, сопоставлять факты, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы.
Словарная работа проводится до чтения текста. Среди многочисленных приемов, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:
- Показ и название нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводится различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
- Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).
- Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний(громадный дом – очень большой, тот, который выше других домов).
- Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих (Это забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы д.б. краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо т.ж. обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
- Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
- Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
- Составление предложений по опорным словам.
Установка на пересказ текста дается после первого чтения.
Виды пересказа могут на разных ступенях обучения варьироваться.
- Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.
- Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
- Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.
- Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать.
- Часто применяются пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, т.к. он близок к игровому.
Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работ.
1. Выборочный пересказ. Перед детьми ставиться задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку. Это возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать все произведение.
2. Краткий пересказ. Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, существенное.
3. Творческое рассказывание.
- Пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
- Составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;
- Составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным.
Работа по формированию развернутой повествовательной речи детей ведется в двух направлениях :
- составление рассказов по сюжетным картинкам;
- сериям сюжетных картин.
И в том и в другом случае использовался один из основных дидактических приемов – переход от простого к сложному, от названия детьми отдельных предметных картинок и картинок с одним действием до развернутого самостоятельного повествования.
Работа по формирования речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет начинается с предъявления детям картинок, на которых изображено только одно действие, например: мальчик одевается, девочка причесывается и т.д. Цель этих занятий заключается в том, чтобы научить ребенка не только грамматически правильно оформить предложение по данной картинке, но и научить его увидеть и назвать конкретные действия, совершаемые на ней, так как, как показывает практика, не все дети достаточно хорошо справляются с этим заданием. Например, на картинке нарисовано «Девочка вешает белье на веревку», рядом с девочкой нарисована кукла в тазу, и ребенок на вопрос логопеда: «Что делает девочка?» - отвечает: «Девочка моет куклу».
Работа по картинкам с одним действием дает возможность детям в будущем использовать данные предложения при самостоятельном составлении фраз по предметным картинкам. Отрабатываются картинки с действием из обиходной ситуации.
Сначала берутся картинки, на которых главным действующим лицом является животное: «Собака грызет кость. Кошка ловит мышку.» и т.д.В последнюю очередь отрабатываются картинки с неодушевленными предметами: «Ваза упала. Чашка разбилась.» и т.д.
Ребята легко справляются с этим видом работы, и обычно достаточно 3-4 занятий, чтобы научить их точно называть изображенное на картинке действие. Затем детям предлагаются картинки с 2 – 3 действиями. Например, «девочки лепят снежную бабу, мальчики катаются на коньках» или «Мальчик пишет, одна девочка рисует, другая девочка шьет». После закрепления этого вида работы можно перейти к объединению картинок с одним действием в сюжетную серию. Например, даются семь картинок на которых один и тот же мальчик совершает различные действия: надевает тапочки, делает зарядку, убирает постель, умывается, ест, надевает пальто, идет в школу. Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и рассказать по разложенной серии. Данный вид работы подводит детей к составлению рассказов по сериям последовательных картин.
Серии сюжетных картинок помогают логопеду развивать у ребенка наблюдательность, способствуют уточнению имеющихся у детей представлений и понятий, а также обогащают их новыми сведениями.
Картина, как говорил К.Д. Ушинский, является могучим средством к «развязыванию» языка детей, и при умелом ее использовании она очень помогает глубокому и широкому осознанию «Стозвучного и стоцветного мира».
В начале серии детально отрабатываются логопедом.
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок осуществляется в следующей последовательности:
- Логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и предлагает детям рассмотреть их. Затем он знакомит их с содержанием рассказа. После рассказа каждому ребенку раздают по одной картинке-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а вызванный ребенок должен найти и показать соответствующую картинку.
- Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает картинки – эпизоды из одной серии, сопровождая показ рассказом. Дети подбирают к этой серии предметные картинки, называя предметы и определяя их назначение.
- Детям раздают по начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешивают и раскладывают стопками на столе. Открывая по одной картинке, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою картинку и определить подходит ли к ней картинка, показанная логопедом. Собрав все картинки своей серии, ребенок должен разложить их в нужном порядке и передать их содержание в связном рассказе.
- Логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он снимает их, а детям предлагается самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.
- На наборном полотне расставляют сюжетные картинки. Логопед задает вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
- Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Логопед дает план рассказа, по которому дети должны разложить картинки в нужном порядке. Вслед за этим они должны составить по картинкам рассказ.
- Детям раздают серию картинок, и они определяют их последовательность. Затем логопед начинает рассказ по первой картинке, а дети продолжают его по своим картинкам.
- Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано на ней. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
- Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – сложить из картинок – эпизодов последовательность и передать содержание каждой из картинок, составив связный рассказ.
- Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом поворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
- Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы о содержании картинок.
- Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.
- Составив рассказ по серии сюжетных картинок, дети придумывают ему название, а так же дополняют предыдущим или последующим событием.
- После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью логопеда или воспитателя разучивают в лицах его содержание.
Ниже даны тексты, которые можно использовать для пересказа.
- Б. Житков «Храбрый утенок».
Средняя группа
Пересказ по опорным картинкам.
«Утром хозяйка кормила утят возле куста. Каждый день прилетала большая стрекоза и садилась на их тарелку с едой. Утята пугались, убегали и оставались голодными. Однажды храбрый утенок схватил стрекозу за крыло. Больше стрекоза не пугала утят.»
Старшая группа
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
«Утром хозяйка кормила утят. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Каждый день прилетала большая стрекоза и садилась на их тарелку с едой. Утята пугались, убегали и оставались голодными. Утята рассказали про стрекозу соседскому утенку. На другое утро храбрый утенок схватил стрекозу за крыло. Больше стрекоза не пугала и утята наедались досыта.»
Подготовительная группа
Составление творческого рассказа, сочинить концовку по наводящим вопросам.
«Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружить над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.
Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят.»
Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.»
- Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета».
Средняя группа
Пересказ по опорным картинкам.
«Щенок попросил котенка посторожить его котлету. Котлета так вкусно пахла, котенок накрыл её коробкой. Вдруг большой кот почуял запах котлеты и стал подбираться к коробке. «Котлету надо спасать!» - подумал котенок. Когда щенок вернулся, котенок сказал, что котлета спрятана очень надежно.»
Старшая группа
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
«Щенок пришел к котенку со своей котлетой. Он сказал котенку: «Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, пока я играю во дворе.» котенок остался сторожить котлету. Прилетела муха и котенок накрыл котлету коробкой. На запах котлеты пришел большой, черный кот! Котенок подумал: «Котлету надо спасать!» Щенок вернулся и спросил: - Где моя котлета?
- Я её хорошо спрятал – уверенно ответил котенок! – Я её съел.»
Подготовительная группа
Составление творческого рассказа, придумать середину рассказа.
«Щенок пришел к котенку на чердак и принес котлету. – Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, - попросил щенок. – Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её. – Ладно, - согласился котенок. Котенок остался сторожить котлету……… - Где моя котлета? – спроси щенок. – Я ее спрятал! – сказал котенок. – А ее никто не найдет? – Не волнуйся! – Я её очень хорошо спрятал. Я ее съел.»
- В. Сутеев «Три котенка».
Средняя группа
Пересказ рассказа по опорным картинкам.
«Три котенка увидели мышь…и бросились за ней. И попали в банку с мукой. А из банки вылезли три белых котенка. Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята - за ней! Лягушка ускакала … а из трубы вылезли три черных котенка. Три черных котенка увидели в пруду рыбу … и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка. Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как и были: черный, серый и белый».
Старшая группа
Составление рассказа по серии сюжетных картин.
- Рассматриваются картинки.
- Выставляются в определенной последовательности.
- Составляется рассказ.
Подготовительная группа
Составление рассказа по плану.
- Показываются сюжетные картинки.
- Составляется план рассказа.
- Пересказ рассказа по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире и развитие связной речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».
Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...
Опытно - экспериментальная работа на тему " Формирование структуры фразы связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Опытно - эксперементальная работа ....