Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в детском саду посредством сказкотерапии
статья по логопедии

Проблема детей с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной, в связи с чем,педагогами применяются в своей работе различные методы си средстванаправленные на решение данной проблемы. В статье изучается  понятие «связная речь» и его роль в развитие детей дошкольного возраста. Также рассматриваетсяприменение метод сказкотерапии в образовательном процессе для формирования и коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svyaznaya_rech.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи  у детей с общим недоразвитием речи в детском саду посредством сказкотерапии

Аннотация. Проблема детей с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной, в связи с чем, педагогами применяются в своей работе различные методы си средства, направленные на решение данной проблемы. В статье изучается  понятие «связная речь» и его роль в развитие детей дошкольного возраста. Также рассматривается применение  метод сказкотерапии в образовательном процессе для формирования и коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, сказкотерапия, речевое развитие, речевые навыки.

В настоящее время, согласно данным исследований детей старшего дошкольного возраста мы наблюдаем возрастающее количество детей  с нарушениями речевого развития. Данная проблема особо остро стоит у детей старшего дошкольного возраста, хотя навыки связной речи должны быть сформированы к этому периоду. В связи с большим количеством проблем речевого развития у детей особо актуальным встает вопрос об эффективных методах, направленных на формирование связной речи. К таким методам относится метод сказкотерапии.

Целью нашей статья является изучение проблемы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, рассмотрение влияния  метода сказкотерапии на связную речь у детей  дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте у детей важно сформировать речевые навыки в целом, и связную речь в частности, так как несформированность  речи негативно влияет на коммуникацию и на развитие всей речемыслительной  деятельности. Кроме того у ребенка возникают трудности с формированием логичных и связных высказываний, с формулировкой мыслей и выражении  их словами, трудности  с пересказом текстов и составлением рассказов. В будущем такие дети  затрудняются при овладении навыками письма и чтения.

В статье мы рассмотрим понятие «связная речь». В своих работах Лебедева И. Н. дает такое понятие: «под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью» [7]. Связная речь представляет собой не просто последовательность логически связанных между собой  высказываний, предполагающих точность и грамматическую правильность, она является отражением всех достижений ребенка в освоении родного языка, его грамматического строя, словарного запаса, звуковой стороны речи.

В связи с остро стоящей проблемой перед воспитателями стоит вопрос о писке и реализации в образовательном процессе эффективных методов. Именно таким является метод сказкотерапии. Сказка расширяет  кругозор детей, помогает формировать целостные представления об окружающем мире, оказывает  благотворное влияние на развитие эмоциональной, познавательной и речевой сферы.  Е.В. Жулина отмечает, что испокон веков сказки являлись самым распространенным и востребованным  жанром устного поэтического творчества. Основой сказок является фольклор, они наполнены жизненным  опытом и мудростью многих поколений, поэтому во все времена сказки воспринимались с интересом. Такая  востребованность и постоянное внимание к сказкам объясняется тем, что данному направлению народного  творчества свойственны колорит, самобытность, богатство идейного содержания, познавательная и  обучающая направленность, а также неизменная художественная выразительность [6].

Метод сказкотерапии используется в педагогической практике уже несколько лет и успешно  зарекомендовал себя при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В последние годы педагоги  стараются постепенно отходить от авторитарных и устаревших технологий работы с детьми, и в данном аспекте метод сказкотерапии является актуальным и широко востребованным в коррекционной педагогике [8].

Сказкотерапия – это метод логопедического воздействия, использующий сказочную форму в целях интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействий ребенка со взрослыми и  сверстниками. Язык сказок колоритен и отличается богатыми выразительными средствами: это и метафоры, сравнения, точными характеристики и яркие описания, эпитеты. Именно из сказок дети получают свои  первые представления о природе, о связях человека с природой, и в целом, об окружающем мире [1].

Художественные произведения народного творчества при работе с детьми с задержкой речевого  развития являются полноправным методом в ряду других эффективных средств развития речи. Сказки  помогают постановке правильного звукопроизношения, совершенствуют дикцию, способствуют развитию связной речи и фонематического восприятия, расширяют словарный запас ребенка, предупреждают  появление на письме; развивают память, воображение, внимание, коммуникативные навыки. Гармоничная  целостность сказки, ее наивность и чистота являются для детей первым толчком к развитию творческого воображения и позитивного мышления.

При восприятии сказки у ребёнка задействованы все основные психические функции – память, мышление, внимание, воображение,  эмоциональная сфера. Каждая из перечисленных функций играет свою важную роль в общей деятельности – знакомство ребенка с окружающим миром через сказку. Посредством сказки дети учатся логично мыслить,  глубже чувствовать, сопереживать. Важнейший поведенческий сдвиг, который проявляется в дошкольном  возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.  Поэтому слушание сказки, или ее чтение, вместе с игровой деятельностью, имеет важнейшее значение для  формирования и развития речевой активности ребенка.

Применение сказки будет эффективным при выполнении таких условий, как:

- использовать хорошо известные детям и простые по содержанию сказки, например: «Репка», «Курочка  Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др., соотвествующие возрасту ребенка.

-сюжет сказки должен вызывать интерес и эмоциональный отклик у детей;

- подбирать сказки необходимо так, чтобы использовать ее сюжет в различных вариантах коррекционной  работы [11].

- использование атрибутов сказки в игровой деятельности ребенка.

При проведении занятий на основе сказки и обучении детей рассказыванию Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  рекомендует использовать следующие приемы:

- Рассказывание уже известной детям или новой сказки от третьего или от первого лица;

- Коллективное рассказывание сказок;

- Рассказывание хорошо знакомой детям сказки и самостоятельное придумывание к ней продолжения;

- Коллективное сочинение сказки [8].

Известные авторские сказки как психолого-педагогический инструмент, сохраняя основные  преимущества народных сказок, изобилуют множеством сюжетных линий и отражением в произведении взглядов автора. Авторская сказка представляет собой абсолютно самостоятельное литературное произведение с оригинальным художественным контентом и эстетической концепцией. Так, Е.А. Сухоруков  отмечает, что авторская сказка «черпает образный материал из литературных или фольклорных источников» [10]. Автор наделяет своих героев индивидуальностью, а сюжет не ограничивается какими-либо мотивами. Фольклорные сказочные жанры (сказки о животных, волшебные и бытовые) в авторской сказке могут сочетаться. Кроме того, авторская сказка, написанная одним автором, существующая в письменной форме (в одном строго зафиксированном варианте), отличается менее строгими правилами в построении, чем  фольклорная, и более сложным синтаксисом, более богатой лексикой, а также наличием индивидуальных  тропов. Именно по этой причине авторская сказка также может стать эффективным средством для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ОНР. Таким образом, воспроизводя или сочиняя сказку, ребенок максимально задействует свои лексические, грамматические и синтаксические ресурсы, активно использовать такие свойства связной речи, как последовательность, логичность, правильность и выразительность. Если учесть психолого-физиологические особенности детей с ОНР, наиболее целесообразным представляется выбор в пользу русских народных сказок. В данном случае статичность характеров, недостаточная подробность и «психологичность» текста можно отнести скорее к достоинствам, чем к недостаткам, как и предварительное знакомство детей с их сюжетом. Кроме этого, символичность, метафоричность и динамичность таких сказок способствуют развитию выразительности речи.

В процессе приобретения навыка узнавать и пересказывать сказку у детей повышается речевая  активность, активизируются мыслительные процессы и коммуникативные навыки. Прослушивание и  восприятие сказки помогает ребёнку на вербальном уровне устанавливать связь между событиями, создавать логические цепочки, связывать сюжет сказки, поступки ее героев сказки с имеющимися у него знаниями и  опытом. В процессе обсуждения персонажей сказки у детей расширяется и активизируется словарь,  совершенствуется выразительность речи [7].

Также важно изучение сказки по Алгоритм работы представлен следующими этапами: 1) знакомство со сказкой 2) развитие диалога  3) расширение, уточнение, обогащение и активизация словарного запаса по теме сказки 4) составление  пересказа по вопросному плану 5) составление описаний и загадок на их основе 6) составление пересказа на  основе мнемотаблиц 7) развитие самостоятельной связной речи детей (описания, повествования,  рассуждения, составление собственного рассказа).  При этом на каждом занятии задания усложняются в соответствии с задачами, направленными на развитие связной речи.

Важным считается разделение сказок на темы, при изучении которых формируются различные качества ребенка, разливается воображение и тем самым происходит процесс коррекции связной речи в доступной, наглядной и интересной для ребёнка форме.

Занятия с применением сказок  позволяют осуществлять коррекционную работу комплексно:  развитие монологической речи неразрывно связано с пополнением, расширением и активизацией словарного  запаса детей, а также совершенствованием грамматического строя языка и синтаксиса. Занятия в рамках  проводятся в игровой форме в группе. Групповые занятия помогают более слабым в коммуникативном отношении детям лучше понять задание, а принцип состязательности позволяет вовлечь в занятие тех, кто отличается замкнутостью, неуверенностью в себе или даже  негативизмом.  Особое внимание было уделено упражнениям, направленным на коррекцию нарушений  последовательности и логичности связной речи. Детям предлагались задания на формирование  корректного внутреннего и внешнего плана последовательного монологического высказывания. Следующий комплекс сказок был направлен на нарушения логичности речи путем решения комплекса разноуровневые упражнения, основанных на сказках. Разнообразие заданий и их смена  вызывали интерес у детей, желание готовиться к каждому занятию,  выполнять домашнее задание вместе с родителями.

Таким образом, сказка представляет собой эффективный коррекционный  развивающий метод работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи. Применение метода сказкотерапии в работе приводит к получению положительных  результатов в формировании связной монологической речи у детей с ее общим недоразвитием. Целенаправленная работа по коррекции недостатков устного дискурса (последовательности и  логичности связной речи и обучению рассказыванию) может иметь положительные результаты  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия на основе сказок позволяют учитывать индивидуально-психологические  особенности детей данной категории, способствуют расширению и активизации словарного запаса,  нормализации грамматического строя речи, положительно влияют на развитие последовательности,  логичности, связности, правильности и выразительности речи детей.

Список литературы

  1. Борисов А.Ю., Мосалёва К.В. Сказкотерапия и агрессивность старших дошкольников / А.Ю. Борисов, К.В. Мосалёва // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции с международным участием:18-19 июня 2013г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2013. 630 с.
  2. Воробьёва, В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательноповествовательной речи / В.К. Воробьева. – М.: № 4 – 2015. – 160 с.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: МПСИ, 2016. – 328 с.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004. – 168 с.
  5. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология /О.Е. Грибова. – М.: 2001. - № 6. – 198 с.
  6. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного  коррекционно-развивающего обучения: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. - 234 c.
  7. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. - 128 с.
  8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: “Просвещение”, 2016. – 340 с.
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. - 320 с.
  10. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И.Н. Лебедева. - СПб.: ЦКД проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
  11. Ремезкова С.А., Залевская Е.Ю. Использование игровых приёмов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №14. С. 152-156
  12. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестник МГЛУ. 2014. №19 (705). – С. 144 – 151
  13. Шорохова О.А. «Играем в сказку» / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ «Сфера». - 2006. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»

Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...

Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа

       Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...