Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в детском саду посредством сказкотерапии
статья по логопедии
Проблема детей с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной, в связи с чем,педагогами применяются в своей работе различные методы си средства, направленные на решение данной проблемы. В статье изучается понятие «связная речь» и его роль в развитие детей дошкольного возраста. Также рассматриваетсяприменение метод сказкотерапии в образовательном процессе для формирования и коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_svyaznaya_rech.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи в детском саду посредством сказкотерапии
Аннотация. Проблема детей с общим недоразвитием речи в настоящее время является актуальной, в связи с чем, педагогами применяются в своей работе различные методы си средства, направленные на решение данной проблемы. В статье изучается понятие «связная речь» и его роль в развитие детей дошкольного возраста. Также рассматривается применение метод сказкотерапии в образовательном процессе для формирования и коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, сказкотерапия, речевое развитие, речевые навыки.
В настоящее время, согласно данным исследований детей старшего дошкольного возраста мы наблюдаем возрастающее количество детей с нарушениями речевого развития. Данная проблема особо остро стоит у детей старшего дошкольного возраста, хотя навыки связной речи должны быть сформированы к этому периоду. В связи с большим количеством проблем речевого развития у детей особо актуальным встает вопрос об эффективных методах, направленных на формирование связной речи. К таким методам относится метод сказкотерапии.
Целью нашей статья является изучение проблемы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, рассмотрение влияния метода сказкотерапии на связную речь у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у детей важно сформировать речевые навыки в целом, и связную речь в частности, так как несформированность речи негативно влияет на коммуникацию и на развитие всей речемыслительной деятельности. Кроме того у ребенка возникают трудности с формированием логичных и связных высказываний, с формулировкой мыслей и выражении их словами, трудности с пересказом текстов и составлением рассказов. В будущем такие дети затрудняются при овладении навыками письма и чтения.
В статье мы рассмотрим понятие «связная речь». В своих работах Лебедева И. Н. дает такое понятие: «под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью» [7]. Связная речь представляет собой не просто последовательность логически связанных между собой высказываний, предполагающих точность и грамматическую правильность, она является отражением всех достижений ребенка в освоении родного языка, его грамматического строя, словарного запаса, звуковой стороны речи.
В связи с остро стоящей проблемой перед воспитателями стоит вопрос о писке и реализации в образовательном процессе эффективных методов. Именно таким является метод сказкотерапии. Сказка расширяет кругозор детей, помогает формировать целостные представления об окружающем мире, оказывает благотворное влияние на развитие эмоциональной, познавательной и речевой сферы. Е.В. Жулина отмечает, что испокон веков сказки являлись самым распространенным и востребованным жанром устного поэтического творчества. Основой сказок является фольклор, они наполнены жизненным опытом и мудростью многих поколений, поэтому во все времена сказки воспринимались с интересом. Такая востребованность и постоянное внимание к сказкам объясняется тем, что данному направлению народного творчества свойственны колорит, самобытность, богатство идейного содержания, познавательная и обучающая направленность, а также неизменная художественная выразительность [6].
Метод сказкотерапии используется в педагогической практике уже несколько лет и успешно зарекомендовал себя при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В последние годы педагоги стараются постепенно отходить от авторитарных и устаревших технологий работы с детьми, и в данном аспекте метод сказкотерапии является актуальным и широко востребованным в коррекционной педагогике [8].
Сказкотерапия – это метод логопедического воздействия, использующий сказочную форму в целях интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками. Язык сказок колоритен и отличается богатыми выразительными средствами: это и метафоры, сравнения, точными характеристики и яркие описания, эпитеты. Именно из сказок дети получают свои первые представления о природе, о связях человека с природой, и в целом, об окружающем мире [1].
Художественные произведения народного творчества при работе с детьми с задержкой речевого развития являются полноправным методом в ряду других эффективных средств развития речи. Сказки помогают постановке правильного звукопроизношения, совершенствуют дикцию, способствуют развитию связной речи и фонематического восприятия, расширяют словарный запас ребенка, предупреждают появление на письме; развивают память, воображение, внимание, коммуникативные навыки. Гармоничная целостность сказки, ее наивность и чистота являются для детей первым толчком к развитию творческого воображения и позитивного мышления.
При восприятии сказки у ребёнка задействованы все основные психические функции – память, мышление, внимание, воображение, эмоциональная сфера. Каждая из перечисленных функций играет свою важную роль в общей деятельности – знакомство ребенка с окружающим миром через сказку. Посредством сказки дети учатся логично мыслить, глубже чувствовать, сопереживать. Важнейший поведенческий сдвиг, который проявляется в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Поэтому слушание сказки, или ее чтение, вместе с игровой деятельностью, имеет важнейшее значение для формирования и развития речевой активности ребенка.
Применение сказки будет эффективным при выполнении таких условий, как:
- использовать хорошо известные детям и простые по содержанию сказки, например: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др., соотвествующие возрасту ребенка.
-сюжет сказки должен вызывать интерес и эмоциональный отклик у детей;
- подбирать сказки необходимо так, чтобы использовать ее сюжет в различных вариантах коррекционной работы [11].
- использование атрибутов сказки в игровой деятельности ребенка.
При проведении занятий на основе сказки и обучении детей рассказыванию Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рекомендует использовать следующие приемы:
- Рассказывание уже известной детям или новой сказки от третьего или от первого лица;
- Коллективное рассказывание сказок;
- Рассказывание хорошо знакомой детям сказки и самостоятельное придумывание к ней продолжения;
- Коллективное сочинение сказки [8].
Известные авторские сказки как психолого-педагогический инструмент, сохраняя основные преимущества народных сказок, изобилуют множеством сюжетных линий и отражением в произведении взглядов автора. Авторская сказка представляет собой абсолютно самостоятельное литературное произведение с оригинальным художественным контентом и эстетической концепцией. Так, Е.А. Сухоруков отмечает, что авторская сказка «черпает образный материал из литературных или фольклорных источников» [10]. Автор наделяет своих героев индивидуальностью, а сюжет не ограничивается какими-либо мотивами. Фольклорные сказочные жанры (сказки о животных, волшебные и бытовые) в авторской сказке могут сочетаться. Кроме того, авторская сказка, написанная одним автором, существующая в письменной форме (в одном строго зафиксированном варианте), отличается менее строгими правилами в построении, чем фольклорная, и более сложным синтаксисом, более богатой лексикой, а также наличием индивидуальных тропов. Именно по этой причине авторская сказка также может стать эффективным средством для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ОНР. Таким образом, воспроизводя или сочиняя сказку, ребенок максимально задействует свои лексические, грамматические и синтаксические ресурсы, активно использовать такие свойства связной речи, как последовательность, логичность, правильность и выразительность. Если учесть психолого-физиологические особенности детей с ОНР, наиболее целесообразным представляется выбор в пользу русских народных сказок. В данном случае статичность характеров, недостаточная подробность и «психологичность» текста можно отнести скорее к достоинствам, чем к недостаткам, как и предварительное знакомство детей с их сюжетом. Кроме этого, символичность, метафоричность и динамичность таких сказок способствуют развитию выразительности речи.
В процессе приобретения навыка узнавать и пересказывать сказку у детей повышается речевая активность, активизируются мыслительные процессы и коммуникативные навыки. Прослушивание и восприятие сказки помогает ребёнку на вербальном уровне устанавливать связь между событиями, создавать логические цепочки, связывать сюжет сказки, поступки ее героев сказки с имеющимися у него знаниями и опытом. В процессе обсуждения персонажей сказки у детей расширяется и активизируется словарь, совершенствуется выразительность речи [7].
Также важно изучение сказки по Алгоритм работы представлен следующими этапами: 1) знакомство со сказкой 2) развитие диалога 3) расширение, уточнение, обогащение и активизация словарного запаса по теме сказки 4) составление пересказа по вопросному плану 5) составление описаний и загадок на их основе 6) составление пересказа на основе мнемотаблиц 7) развитие самостоятельной связной речи детей (описания, повествования, рассуждения, составление собственного рассказа). При этом на каждом занятии задания усложняются в соответствии с задачами, направленными на развитие связной речи.
Важным считается разделение сказок на темы, при изучении которых формируются различные качества ребенка, разливается воображение и тем самым происходит процесс коррекции связной речи в доступной, наглядной и интересной для ребёнка форме.
Занятия с применением сказок позволяют осуществлять коррекционную работу комплексно: развитие монологической речи неразрывно связано с пополнением, расширением и активизацией словарного запаса детей, а также совершенствованием грамматического строя языка и синтаксиса. Занятия в рамках проводятся в игровой форме в группе. Групповые занятия помогают более слабым в коммуникативном отношении детям лучше понять задание, а принцип состязательности позволяет вовлечь в занятие тех, кто отличается замкнутостью, неуверенностью в себе или даже негативизмом. Особое внимание было уделено упражнениям, направленным на коррекцию нарушений последовательности и логичности связной речи. Детям предлагались задания на формирование корректного внутреннего и внешнего плана последовательного монологического высказывания. Следующий комплекс сказок был направлен на нарушения логичности речи путем решения комплекса разноуровневые упражнения, основанных на сказках. Разнообразие заданий и их смена вызывали интерес у детей, желание готовиться к каждому занятию, выполнять домашнее задание вместе с родителями.
Таким образом, сказка представляет собой эффективный коррекционный развивающий метод работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Применение метода сказкотерапии в работе приводит к получению положительных результатов в формировании связной монологической речи у детей с ее общим недоразвитием. Целенаправленная работа по коррекции недостатков устного дискурса (последовательности и логичности связной речи и обучению рассказыванию) может иметь положительные результаты у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия на основе сказок позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности детей данной категории, способствуют расширению и активизации словарного запаса, нормализации грамматического строя речи, положительно влияют на развитие последовательности, логичности, связности, правильности и выразительности речи детей.
Список литературы
- Борисов А.Ю., Мосалёва К.В. Сказкотерапия и агрессивность старших дошкольников / А.Ю. Борисов, К.В. Мосалёва // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции с международным участием:18-19 июня 2013г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2013. 630 с.
- Воробьёва, В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательноповествовательной речи / В.К. Воробьева. – М.: № 4 – 2015. – 160 с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: МПСИ, 2016. – 328 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004. – 168 с.
- Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология /О.Е. Грибова. – М.: 2001. - № 6. – 198 с.
- Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. - 234 c.
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. - 128 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: “Просвещение”, 2016. – 340 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. - 320 с.
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И.Н. Лебедева. - СПб.: ЦКД проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
- Ремезкова С.А., Залевская Е.Ю. Использование игровых приёмов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. №14. С. 152-156
- Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «Фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок) // Вестник МГЛУ. 2014. №19 (705). – С. 144 – 151
- Шорохова О.А. «Играем в сказку» / О.А. Шорохова. – М.: ТЦ «Сфера». - 2006. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...
План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»
Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями. Задачи: ·...
Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов
В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...
Опыт работы на тему: «Играя в оригами развиваем связную речь детей с общим недоразвитием речи»
Данный опыт работы показывает, как при помощи техники "оригами" можно развивать не только мелкую моторику рук, но и связную речь детей....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....
Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада
В данной разработке представлены 2 конспета НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...
Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...