«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Презентация "Составление описательных рассказов по теме "Игрушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx | 53.32 КБ |
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_teme_igrushki.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад № 104» Борониной О.Ю.
Актуальность выбранной темы
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов и учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточный высокий уровень развития связной речи школьника.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К.Воробьёва, В.М. Гриншпун, В.А.Ковшиков, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева и др.) подчёркивают, что у детей с ОНР отмечается ограниченный словарный запас, что не позволяет ребенку четко и правильно выразить свои мысли при построении связного высказывания.
По результатам диагностики уровня сформированности связной речи у детей с ОНР можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие с аграмматизмами;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Таким образом, развитие связной речи детей с ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов, что обусловило актуальность данной проблемы.
Мы поставили перед собой цель совершенствования традиционных методов и приёмов работы по развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Использование наглядного моделирования на занятиях по формированию связной речи у детей с ОНР.
2. Создание компьютерных презентаций как одного из средств наглядного моделирования.
Содержание работы.
Четкая, систематическая организация обучения детей с ОНР – сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры или полоски;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие;
• картинно-графический план и многие другие.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Подготовительную работу по развитию связной речи условно можно разделить на 4 этапа.
Цель первого этапа – научить ребёнка составлять к предметным картинкам по предложенной схеме-модели предложения простое двусоставное предложение (существительное - подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного числа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).
Например, рыба плывет. ________ . или
Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по предложенной схеме–модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций.
1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол +прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). Например, девочка кушает суп.
2. Именительный падеж имени существительного +согласованный глагол +прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание – у; - ю). Например, девочка ловит бабочку.
_________ или
Цель третьего этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели и предметным картинкам. На занятиях последовательно составляются и отрабатываются предложения трёх предложенных ниже конструкций.
1. Именительный падеж имени существитедьного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается). Например, дедушка привёз мешок картошки.
2.Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа). Например, бабушка читает книгу внуку.
3. Именительный падеж существительного +согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа). Например, папа режет хлеб ножом.
׀____ _______ _______ _______ .
Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме- модели предложения, карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Например, мальчик пишет на доске.
׀_____ _______ ▲ _______ .
Данные виды упражнений помогают детям осознать структуру предложения и правильно употреблять её в различных видах связной речи, что особенно важно при составлении детей разных видов рассказов.
При обучении детей с ОНР составлению рассказов используется один из новых приемов работы - использование компьютерных презентаций.
Компьютерные презентации дают учителю-логопеду широкие возможности для использования метода наглядного моделирования в составлении дошкольниками описательных рассказов. Презентации направлены:
- на расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем: «Зима», « Весна», «Осень», «Лето», «Цветы», «Птицы».
- на совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картинке и серии картин по данному плану.
- на формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.
- на воспитание интереса, желания реализовывать свои творческие возможности.
В развитии навыка составления рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становится картинно-графический план, где указывается:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется (какую пользу приносит)?
• за что нравится (не нравится)?
По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Картинно-графический план просто необходим и для рассказа по сюжетной картине. Ребёнку трудно «сконструировать ситуацию», изображённую на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. В данном случае, интересен такой приём, как фрагментирование картины. Детям раздаются карточки с фрагментами картины, и предлагается составить предложения, затем выставляется большая картина, дети находят по ней свои фрагменты. При этом также могут использоваться компьютерные презентации.
Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются или показываются опорные карточки-символы и фрагменты картины, таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображённые на картине действия.
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
• выделение значимых объектов картины;
• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
• объединение мини-рассказов в единый сюжет.
В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. “Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
Таким образом, с помощью схем – модулей, удаётся достичь следующих результатов:
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок;
- обогащается словарный запас, развивается связная речь.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети с ОНР учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность детей в школе.
Литература
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. – Издательский дом «Карапуз». – 2003.
2. Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2000. – 8с.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)
4. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От глаголов к предложениям. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 32с.
5. Ильякова Н.Е.Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 8с.
6. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
7. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
8. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...
Работа по коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевоговоспитания детей.Это обусловлено,прежде всего,её социальной значимостью и ролью в формировании личности.Именно в связной речи ...
Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...
«Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по формированию фразовой речи: у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая ре...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире и развитие связной речи....
Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.
У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...