ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии

Антоненко Елена Александровна

В статье рассматриваются особенности коррекционной работы по  развития связной речи  у детей с разным уровнем общего недоразвития речи.  Определены принципы, направления, последовательность, эффективные методы и приёмы  коррекционной работы.  Отмечается важность последовательности коррекционной работы не только педагогов, но и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

        Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:

развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность.

        Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

        Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о события окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

        Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

- разучивание стихотворений;

- отгадывание загадок.

        Одним из факторов, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи является наглядность, с опорой на которую (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства в методической литературе выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Выгодский Л.С. При обучении дошкольников-логопатов связной речи целесообразно использовать те виды самостоятельного рассказывания, в которые в наибольшей степени присутствуют оба обозначенных фактора (без учета разучивания стихов, заучивания текстов, восстановления деформированных текстов и т.п.).

        Все виды рассказывания на 1-м году обучения необходимо расположить в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- пересказ с использованием фланелеграфа, магнитной доски;

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке.

        При описании и сравнении предметов и объектов дети-логопаты испытывают затруднения, связанные

-  с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;

- установлением последовательности в изложении выявленных признаков;

- удержанием в памяти этой последовательности.

        Для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель и т.д.) целесообразно использовать схемы, эффективность работы с которыми проверена на практике. Необходима также некоторая подготовительная работа:

- чтение и разбор коротких рассказов и сказок;

- рассматривание сюжетных картинок;

- рассматривание объектов и предметов;

- беседа по картинке, а также виды, указанные выше.

        Работая с 5-6 летними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы.

                В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картинке и т.п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.

        При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи рекомендуется использовать следующие виды творческого рассказывания:

- добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;

- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;

- составление рассказа с включением (исключением) объектов;

- составление рассказа по комплекту игрушек;

- рассказывание по частично закрытой сюжетной картинке;

- придумывание рассказа о знакомом герое;

- составление рассказа по его названию;

- придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

        При  среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью усвоена программа предыдущего года обучение, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, рекомендовано методикой проводить следующие виды работы по развитию связной речи по схеме:

- пересказ рассказа с использование серии сюжетных картин;

- пересказ рассказа с использованием опорных сигналов;

- составление рассказа (с элементами творчества по серии сюжетных картинок;

- составление описательных рассказов (с использованием схем);

- творческое высказывание.

        Если уровень развития связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.

        В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания.

Например:

        1. При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными

средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.

        2. В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки, для изготовления которых не понадобятся особые изобразительные способности.

Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивают текст рассказа.

        3. Составление рассказа по серии картин и одной картине – лишены текстового образца, но обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед регулирует по собственному усмотрению.

        4. Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удержать ее в памяти, вызывает немало затруднений у детей. Эти проблемы позволяют решить схемы-подсказки.

        В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Этот принцип должен действовать на протяжении всего периода коррекционного обучения. Например, пересказ используется со среднего дошкольного возраста. Сначала логопед берет более простые тексты, затем  тексты с более насыщенным содержанием и  большим объемом (по сравнению с аналогочным  в предыдущем году).

        То же можно сказать и о серии сюжетных картинок.

        Усложнение  заданий, которые дублируются на первом и втором годах обучения достигается за счет включения логопедом в занятия:

- обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

- аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

- проигрывание ситуаций общения (по материалам рассказа);

- установление причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.

        Обязательной составной частью всех занятий по развитию связной речи является анализ рассказа, т.е. ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости, но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

        Нужно добиваться от детей несколько вариантов ответов на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников и конструкции предложений, составляющих рассказ.

        Например, рассказ «Щенок и чашка» (Пособие Филичевой Т.Б., Каше Г.А.)

Вопросы к одному и тому же действию:

- В чем Петя захотел признаться маме?

- О чем мальчик поспешил рассказать маме?

- Почему Петя рассказал маме о своем поступке?

- За что Петя попросил у мамы прощение?

Ответы:

- Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку.

- Петя захотел признаться маме, что он ее обманул, и щенок не виноват….. и т.д.

        При проведении занятий по формированию связной речи логопеду следует учитывать методические принципы:

- постепенной усложнение в ходе занятий речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу);

        

- постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых  ответов;

- исключение, особенно на первых пора, отрицательной оценки деятельности, акцентирование внимания на их успех и достижения с целью повышения речевой активности;

- определенная последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней);

- перенесение отработки связного высказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия.

На подгрупповом занятии дети  из слабой выступают по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.

        Работа по развитию связно речи начинается с обогащения активного словаря, бедность которого у детей-логопатов с ОНР общеизвестна. Наилучших результатов в этом виде коррекционной деятельности легче добиться играя или рассказывая сказки.

        В словарной работе необходимо использовать различные знания, направленные на развитие у детей внимания к слову, его различным оттенкам и значениям, на формирование умения подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Особое внимание логопед должен уделить работе над однокоренными и сложными словами. Весь лексический материал подбирается по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие).

        Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

        1. Показ и называние нового предмета, включение его в знакомый для ребенка контекст для понимания и запоминания.

        2. Объяснение происхождения данного слова.

        3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний.

        4. Постановка разных по форме вопросов (сначала подсказывающих, а потом требующих самостоятельных ответов). Самостоятельная постановка вопросов.

        5. Подбор названий предметов к действиям, названий действий к предметам;

наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

        6. Распространение положений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

        7. Составление предложений по опорным словам.

        

        Благодаря последовательной коррекционной работе не только педагогов, но и родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка уровня развития  связной речи в некоторых группах детей поднимается достаточно высоко. Большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

Работа по коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевоговоспитания детей.Это обусловлено,прежде всего,её социальной значимостью и ролью в формировании личности.Именно в связной речи ...

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по проведению занятий в форме логосказок. Даётся краткая характеристика связной речи детей с ОНР. Раскрывается важное значение испо...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются аспекты  работы  учителя – логопеда по формированию фразовой речи:  у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая ре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....