Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko_kniga.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование лексико-грамматического строя речи
у детей с общим недоразвитием речи
(из опыта работы учителя-логопеда И.Г. Ивановой
ГБОУ компенсирующего вида детский сад № 1652 ВОУО г. Москва)
Москва – 2012 г.
Содержание
- Задачи и содержание комплексно-развивающей работы…………3
- Речевое развитие…………………………………………………3
- Формирование и совершенствование
грамматического строя речи ……………………………………3
- Ознакомление с окружающей действительностью ……………4
II. Перспективное планирование по развитию речи
и формированию лексико-грамматического строя речи
в старшей группе с общим недоразвитием речи…………………5
III. Календарное планирование по развитию речи
и формированию лексико-грамматического строя речи
в старшей группе с общим недоразвитием речи…………………7
IV. Список литературы……………………………………………….28
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКСНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.
Речевое развитие.
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопительных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объём правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширять глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению и пониманию действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какая? какой? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов – синонимов и слов – антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование
грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен сущ-х в ед. и мн.ч. в И.П., в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов наст.вр., глаголов м. и ж.р. прошед.вр.. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование экспрессивной речи сущ-х и прилаг-х с уменьшительно – ласкательными суффиксами, сущ-х с суффиксами –онок,- енок,-ат, -ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Сформировать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а т.ж навык анализа простого двухсоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
Ознакомление
с окружающей действительностью
Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
Формировать представления о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях детского сада.
Формировать представление о родословной семьи. Привлекать к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Учить детей соблюдать технику безопасности в быту. Формировать основы безопасности жизнедеятельности, знание правил дорожного движения.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойствами качества предметов, определять цвет, величину, форму.
Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними.
Систематизировать знания о временах года и частях суток.
Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1период
Сентябрь
- Обследование.
- Обследование.
- Овощи.
- Фрукты.
- Сад – огород. Ягоды.
Октябрь
- Грибы.
- Осень. Осенняя одежда, обувь.
- Домашние птицы.
- Игрушки.
Ноябрь
- Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья.
- Зимующие птицы.
- Хвойные деревья.
- Головные уборы.
2 период
Декабрь
- Зима.
- Зимние забавы.
- Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье.
- Новый год.
Январь
- Каникулы.
- Каникулы.
- Обследование.
- Части тела.
- Рыбы.
Февраль
- Посуда.
- Наша пища. Труд повара.
- День защитника Отечества.
- Транспорт.
Март
- Транспорт.
- Мамин праздник. Женские профессии.
- Домашние животные.
- Дикие животные наших лесов.
3 период
Апрель
- Дикие животные холодных стран.
- Дикие животные жарких стран.
- Весна.
- Насекомые.
- Мебель.
Май
- Наш город. Москва.
- День Победы.
- Хлеб.
- Лето.
- Обследование.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕНТЯБРЬ
1 неделя. Обследование.
2 неделя. Обследование.
3 неделя. т. Овощи.
ц. Закрепление названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что можно приготовить. Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, образование относительных прилагательных от существительных, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова с противоположным значением.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Название овощей.
- Игра «Большой – маленький».
- Игра «Что приготовим».
- Подбор эпитетов.
- Предлоги в, на, из.
- Физ. минутка. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
- Игра « Назови цвет».
- Подбор слов действий.
- Игра «Подскажи словечко».
- Составить предложения(антонимы).
- Итог занятия.
4 неделя. т. Фрукты.
ц. Закрепление названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что можно приготовить. Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, образовывать мн.ч. сущ–х. подбирать родственные слова, образование относительных прилагательных от существительных, согласовывать существительные с числительными, составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Название фруктов.
- Игра «Один – много».
- Игра «Большой – маленький».
- Подбор родственных слов.
- Физ. минутка Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами».
- Составление сложносочиненных предложений с союзом А.
- Игра «Веселый счет».
- Подбор эпитетов.
- Подбор слов действий.
- Игра «Назови сок и варенье».
- Игра «Что где растет?»
- Игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху».
15. Итог занятия
5 неделя. т. Сад – огород. Ягоды.
ц. Закрепление названия ягод, где они растут, как за ними ухаживают, что можно приготовить. Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов, образовывать мн.ч. сущ–х. подбирать родственные слова, образование относительных прилагательных от существительных. Научить согласовывать существительные с числительными, составлять сложносочиненные предложения с союзом а по образцу.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Название ягод, строение.
- Образование относительных прилагательных. Игра «Назови сок, варенье».
- Игра «Какая ягода лишняя?».
- Игра «Назови ласково».
- Физ. минутка.
- Р.П. мн.ч. существительных. «Чего много в корзинке?».
- Игра «Что растет в саду, что растет в огороде?».
- Игра «Исправь ошибку».
- Составление предложений с опорой на картинку.
- Согласование существительных с числительными. Игра «Веселый счет».
- Итог занятия.
ОКТЯБРЬ
1 неделя т. Грибы.
ц. Закрепить основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные и несъедобные грибы. Научить согласовывать сущ –е с числит. в ед. и мн. числе в И.П. и Р.П., образовывать прилагательные от сущ –х, образовывать сложные слова, подбирать родственные слова. Закрепить употребление предлогов в, на, под.
Оборудование : картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Уточнить названия грибов.
- Внешний вид. Строение.
- Где растут?
- Что из них можно приготовить?
- Съедобные, несъедобные.
- Игра «Почему так называются?».
- Физ. минутка. Пальчиковая гимнастика «Грибы».
- Игра «Назови много».
- Игра «Назови ласково».
- Антонимы.
13. Итог занятия.
2 неделя. т. Осень. Осенняя одежда, обувь.
ц. Закрепить основные признаки осени. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ–х в И.П. и Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ–х, употреблять притяжательные прилагательные, подбирать эпитеты к понятиям и понятия к эпитетам, подбирать действия к понятиям и наоборот.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Признаки осени.
- Рассмотрение верхней одежды, обуви и назвать детали.
- Игра «Чья, чей, чьи, чьё?».
- Игра «Жадина».
- Игра «Один - много»(ед. и мн.ч).
- Физ. минутка.
- Игра «Большой - маленький».
- Антонимы.
- Игра «Подбери признак».
- Игра «Что делает?».
- Итог занятия.
3 неделя. т. Домашние птицы.
ц. Закрепить названия домашних птиц. Уточнить, где живут, чем питаются и какую пользу приносят, как за ними ухаживает человек. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ–х в И.П. и Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ–х, употреблять притяжательные прилагательные, подбирать эпитеты к понятиям и понятия к эпитетам, подбирать действия к понятиям и наоборот.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Название.
- Части тела.
- Где живут, кто ухаживает?.
- Игра «Кто как разговаривает?».
- Игра «Один - много».
- Игра «У кого кто». (упражнение в словообразовании ед. и мн.ч.).
- Физ.минутка. Упражнения для пальчиков «Утята».
- Какую пользу приносят?
- Игра «Назови ласково».
- Игра «Скажи наоборот».
- Подбор эпитетов какая?, какой?.
- Подбор действий.
- Знать по семействам.
- Итог занятия.
4неделя т. Игрушки.
ц. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, конструкцию Т.П., слова с противоположным значением, подбирать эпитеты к понятиям и понятия к эпитетам, подбирать действия к понятиям и наоборот. Закрепить образование существительных с местоимениями мой,моя, и числительными. Закрепить употребление предлогов в, на, под. Закрепить правила обращения с игрушками.
Оборудование : картинки.
Ход занятия.
- Орг. Момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Название.
- Игра «Узнай свои игрушки на ощупь».
- Игра «Узнай игрушку по описанию».
- Ед. и мн.ч сущ-х (мяч – мячи - мячей).
- Т.П. Составление предложений – «кто с чем?, кто с кем?».
- Физ.минутка.
- Игра «Назови ласково».
- Подобрать действия к предмету.
- Подобрать признак какая? какой?.
- Упражнение в согласовании сущ –х с числит – и (счет от 1-5).
- Согласование сущ –х с местоимениями мой, моя. (игра «Жадина»).
- Антонимы : чистые - , новые - , большие -.
- Употребление предлоги в, на, под.
- Итог занятия.
НОЯБРЬ
1 неделя т. Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья.
ц. Закрепить основные признаки поздней осени, названия лиственных деревьев, образование сущ –х с числительными, и прилагательными. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать эпитеты и действия к понятиям. Развивать у детей наблюдательность.
Оборудование : картинки.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы. Прослушивание стихотворений.
- Сравнение ранней и поздней осени (погода, одежда людей, деревья).
- Игра «Какие деревья ты знаешь?» Назови их.
- Части дерева.
- Согласование числительных с сущ – ми.
- Физ.минутка.
- Р.П. мн.ч. много чего?
- Что делают из дерева?
- Антонимы.
- Польза, кто ухаживает за лесом? Лесные профессии.
- Назвать ласково
- Предлоги на, с, около, у.
- Итог занятия.
2 неделя т. Зимующие птицы.
ц. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать эпитеты и действия к понятиям, образовывать приставочные глаголы. Закрепить основные названия птиц. Учить заботится о птицах в зимнее время. Развивать память и внимание.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы. Отгадать загадки.
- Рассматривание зимующих птиц. (Названия)
- Почему они не улетают на юг?
- Где живут, чем питаются?
- Из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто?
- Забота о птицах в зимнее время.
- Физ.минутка. «Дятел».
- Подбор признаков и действий к понятиям.
- Игра «Один - много».
- Игра «Назови ласково».
- Игра «Счет птиц».
- Игра «Кто как голос подает?».
- Образование приставочных глаголов (пере, у, за, в, с, вы, под).
- Игра «Какой птички не стало?»
- Игра «Каких птиц много на дереве?»
- Итог занятия.
3неделя т. Хвойные деревья.
ц. Сформировать понятие «хвойные и вечнозеленые деревья». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать эпитеты и действия к понятиям. Научить сравнивать по форме и размеру хвою и шишки. Научить составлять предложения по опорным словам. Учить бережному отношению к природе. Развивать память и внимание.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы. Отгадать загадки.
- Названия деревьев. Почему называют хвойными и вечнозелеными?
- Где растут?
- Рассматривание иллюстраций с изображением елового леса и соснового бора.
- Игра «Подскажи словечко».
- Что общего у елки и ежика?
- Составление предложений по опорным словам.
- Физ.минутка.
- Игра «Назови ласково».
- Игра «Один – много».
- Игра «Назови наоборот».
- Подбор эпитетов и действий к понятию.
- Итог занятия.
4 неделя. т. Головные уборы.
ц. Сформировать обобщающее понятие «головные уборы». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., относительные прилагательные, уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать эпитеты и действия к понятиям. Научить подбирать притяжательные местоимения мой, моя к сущ-м. Учить бережному отношению к головным уборам. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Название головных уборов.
- Образование относительных прилагательных.
- Употребление антонимов.
- Игра «Один - много».
- Игра «Назови ласково».
- Физ.минутка.
- Подбор эпитетов и действий к предмету.
- Подбор притяжательных местоимений.
- Подбор сущ –х к прилаг. с учетом родовых окончаний «О чем можно сказать зимняя, шелковая, теплый..».
- Счет головных уборов от 1 до 5.
- Итог занятия.
ДЕКАБРЬ
1 неделя. Зима.
ц. Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., относительные прилагательные, уменьшительно – ласкательную форму сущ–х, слова с противоположным значением, подбирать признаков и действия к понятиям. Усвоение категории П.П. с предлогом на. Развивать наблюдательность за погодными явлениями. Развивать память и мышление.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Сообщение темы.
- Выбрать картинки с изображением зимы.
- Назвать признаки зимы в живой и неживой природе.
- Назвать месяцы.
- Игра «Назови ласково».
- Образование и употребление относительных прилагательных.
- Физ. минутка. Игра «Зимой».
- Образование ед. и мн.ч. сущ –х в И.П и Р.П.
- Антонимы.
- Подбор признаков и действий к понятиям.
- Игра «Хлопни в ладоши».
- Игра «Посчитай».
- Итог занятия.
2 неделя. т. Зимние забавы.
ц. Обогащение словарного запаса прилагательными, глаголами, наречиями по данной теме. Научить образовывать мн.ч. сущ –х в И.П.иР.П.,Т.П.,В.П., П.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением. Закрепить употребление предлогов –в, -на, -по, -с. Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Какие зимние виды спорта ты знаешь?
- Игра «Кому что нужно?». (В.П. сущ -х).
- Р.П. много чего?
- П.П. игра «Кто на чем?»
- Физ.минутка.
- Игра «Исправь ошибку».
- Т.П. игра «Кто с чем? (с кем?)».
- Предлоги –в, -на, -по, -с.
- Правила поведения на горке и в других играх.
- Пантомима в какую игру я играю.
- Антонимы.
- Итог занятия.
3неделя. т.Зимняя одежда, обувь. Ателье.
ц. Закрепить обобщающие понятия «одежда, обувь», их назначение. Научить бережному уходу за одеждой, обувью. Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ–х в И.П. и Р.П., относительные прилагательные, уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать эпитеты и действия к понятиям. Научить подбирать притяжательные местоимения мой, моя к сущ-м. Научить составлять сложносочиненные предложения с союзом а. Развивать память, внимание.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Назвать зимнюю одежду, обувь.
- Сравнить зимнюю и летнюю.
- Назвать детали одежды и обуви.
- Беседа (ответить на вопросы).
- Игра «Сначала - потом» (составление предложений с союзом а).
- Образование сущ-х Р.П ед. и мн.ч.
- Физ.минутка. Упражнение для пальчиков.
- Игра «Из чего – какой?»(Образование относительных прилагательных).
11. Игра «Магазин».
12. Игра «Назови ласково».
13. Образование антонимов.
14. Игра «Жадина».
15. Подбор эпитетов и действий к понятиям.
16. Игра «Узнай по описанию».
17. Итог занятия.
4неделя. т. Новый год.
ц. Обогащение словарного запаса сущ- ми, прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать прилагательные от сущ –х, мн.ч. сущ –х в Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х. Научить подбирать эпитеты к понятиям, притяжательные местоимения мой, моя к сущ-м. Научить составлять предложения по двум опорным словам. Научить работать с деформированным текстом. Закрепить употребление предлогов в, на, под, у. Закрепить правила поведения при приеме гостей.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Прочтение стихотворения.
- Рассматривание елочных игрушек.
- Образование прилагательных от сущ –х.
- Употребление мн.ч. сущ –х в Р.П.
- Согласование сущ –х с числительными.
- Физ.минутка. Упражнение для пальчиков.
- Употребление предлогов В, ПОД, У, НА.
- Игра «Назови ласково».
- Подбор эпитетов к понятиям.
- Игра «Жадина».
- Составление предложений по двум опорным словам.
- Игра «Исправь ошибку».(работа с деформированными предложениями).
- Итог занятия.
ЯНВАРЬ
1, 2 неделя Каникулы
3 неделя Обследование
4 неделя т. Части тела.
ц. Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить согласование числительных с сущ-ми. Научить согласовывать местоимения мой, моя с сущ-ми. Научить преобразовывать формы глаголов 3 лица ед.ч. в форму 1 лица. Закрепить навыки охраны здоровья и гигиены тела. Развивать память, внимание.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Названия частей тела и их назначение.
- Игра «Назвать ласково».
- Игра «Один - много». Образование Р.П. в ед. и мн. ч.
- Игра на внимание «Найди ошибку».
- Физ.минутка. Речевая подвижная игра.
- Согласование числ. с сущ –ми. «Сосчитай до пяти».
- Употребление антонимов.
- Согласование сущ – х с местоимениями мой, моя.
- Охрана здоровья и гигиена тела.
- Выполнение многоступенчатых инструкций задания на внимание и память.
- Упражнения на пространственную ориентировку.
- Итог занятия.
5 неделя т. Рыбы.
ц. Сформировать обобщающее понятие «рыбы». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П,Р.П., уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, относительные и притяжательные прилагательные, числительные с сущ –ми. Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить согласование числительных с сущ-ми. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Характерные особенности рыб.
- Виды рыб. (речные, морские, аквариумные).
- Игра «Маленькая хозяйка». (блюда из рыб)
- Игра «Один - много».
- Физ.минутка.
- Игра «Назови ласково».
- Образование антонимов.
- Образование относительных и притяжательных прилагательных.
- Согласование числит –х с сущ –ми. (Сосчитай сколько?).
- Подбор эпитетов и действий к понятиям.
- Игра на внимание «Запомни ряд».
- Итог занятия.
ФЕВРАЛЬ
1неделя т. Посуда.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Посуда». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П, Р.П., Т.П. уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, относительные прилагательные, числительные с сущ –ми. Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить согласование числительных с сущ-ми. Научить составлять предложения с предлогом В, ИЗ, С, упражнять в словообразовании. Закрепить правила обращения с посудой, уход за ней. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Название посуды и их частей.
- Где хранится?
- Для чего нужна?
- Из чего сделана?
- Назвать ласково.
- Образование антонимов.
- Физ.минутка.
- Игра «Из чего сделан предмет?»(относительные прилаг.).
- Игра «Что с чем?»(Т.П. с предлогом – с -).
- Игра «Из чего?»(Р.П. с предлогом –из-).
- Игра «Что получилось?» (Словообразование сложных слов).
- Игра «Сосчитай посуду» (Согласование сущ-х с числит-ми).
- Составление предложений с предлогом –В-.
- Игра «4 лишний».
- Итог занятия.
2 неделя т. Наша пища. Труд повара.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Пища, еда, продукты». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами, наречиями по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в Р.П., Т.П. уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, относительные прилагательные. Научить образовывать приставочные глаголы. Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Научить составлять сложносочиненные предложения с предлогом –а- по образцу, упражнять в словообразовании. Объяснить значимость питания. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Название основных групп продуктов: молочные, мясные, рыбные, овощные, хлебобулочные, кондитерские.
- Из чего они сделаны?
- Что из них можно приготовить?
- Где их хранят?
- Рассказать о труде повара.
- Игра «Чем угостить друга?» (Усвоение категории Т.П.).
- Игра «Что из чего?» (Усвоение категории Р.П. ед.ч. с предлогом –из-).
- Физ.минутка. Считалка под мяч.
- Игра «Назвать ласково».
- Образование прилагательных от сущ –х.
- Образование приставочных глаголов.
- Употребление предлогов.
- Составление сложносочиненных предложений с предлогом –а- по образцу.
- Психоречевая гимнастика.
- Подбор эпитетов и действий к предмету.
- Итог занятия.
3неделя т. День защитника Отечества.
ц. Сформировать понятие «Родина, Отечество». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами, наречиями по данной теме. Научить образовывать сущ –е , обозначающие название военных специальностей. Упражнение в образовании сложных слов. Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Воспитывать уважительное отношение к Армии и защитникам Отечества. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Рассказать о празднике – кто такие защитники Отечества.
- Кого поздравляют в этот день?
- Подбор эпитетов и действий к понятиям.
- Согласование сущ –х с числительными (порядковые и количест -ми).
- Образование сложных слов.
- Физ.минутка.
- Употребление предлогов.
- Основные рода войск.
- Игра «Кому что нужно?».
- Итог занятия.
4 неделя т. Транспорт.
ц. Сформировать понятие «Транспорт». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами, наречиями по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П, Р.П., слова с противоположным значением, относительные прилагательные. Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить согласование числительных с сущ-ми, сущ –х с глаголами во мн.ч.. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Научить образовывать приставочные глаголы. Закрепить правила дорожного движения. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Назвать основные виды транспорта.
- Назначение.
- Кто управляет транспортом.
- Согласование числительных с сущ –ми (порядковые, количественные).
- Игра «Пересчет различных видов транспорта».
- Физ.минутка.
- Подбор признаков и действий к предметам.
- Игра «4 лишний».
- Игра «Один - много».
- Игра «Кто чем управляет?».
- Игра «Скажи наоборот».
- Игра «Скажи правильно».
- Усвоение глагола «Ехать»с различными приставками.
- Употребление наречий далеко, близко ,быстро.
- Употребление предлогов по, из, в, около.
- Употребление Р.П. ед. и мн.ч.
- Употребление относительных прилаг – х. «Кто живет в этом парке?».
- Правила дорожного движения.
- Итог занятия.
МАРТ
1 неделя т.Транспорт.
См. 4 неделю февраля т. Транспорт.
2 неделя т. Мамин праздник. Женские профессии.
ц. Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами по данной теме. Подбирать признаки и действия к понятиям. Научить образовывать сущ –е с уменьшительно – ласкательными суффиксами, слова с противоположным значением. Научить образовывать сущ –е в В.П., П.П. Научить составлять предложения из личного опыта. Воспитывать уважение к маме, бабушке. Развивать память и внимание, мышление.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Сообщении е темы.
- Беседа. Кого поздравляют в этот день.
- Беседа с ребенком о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача.
- Объяснение ребенку, кто что делает на работе.
- Какую пользу приносят?
- Игра «Кому, что нужно для работы?».
- Физ. минутка. Упражнения на координацию речи с движениями.
- Подбор действий и признаков к понятиям.
- Игра «Назови ласково».
- Употребление антонимов.
- Игра «Закончи предложения» (Употребление В.П.).
- Игра на развитие логического мышления. «Найди ошибку».
- Итог занятия.
3 неделя т. Домашние животные.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Домашние животные». Обогащение словарного запаса сущ –ми, прилагательными, глаголами. Научить образовывать мн.ч сущ –х в названий детенышей и частей тела – в И.П., Р.П., Т.П., слова с противоположным значением. Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Закрепить согласование числительных с сущ-ми, Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Воспитывать любовь к домашним питомцам. Прививать навыки ухаживания за ними. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Названия распространенных домашних животных.
- Особенности внешнего вида.
- Повадки животных, способы передвижения.
- Защита от врагов.
- Польза для человека.
- Названия детенышей. Игра «У кого – кто?»
- Звукоподражание. Игра «Кто как подает голос».
- Название жилища.
- Физ. минутка. Упражнение для пальчиков.
- Образование мн.ч. сущ-х. Игра «Один - много».
- Употребление Т.П. сущ-х. Игра «Кто чем питается?».
- Подбор признаков и действий к понятиям и наоборот.
- Употребление предлогов с, без, под,около.
- Упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково».
- Игра «Кто кем был?».
- Употребление Р.П. сущ –х. Отгадай загадки.
- Употребление антонимов.
- Согласование числит. с сущ- ми. Игра «Сосчитай сколько».
- Итог занятия.
4 неделя т. Дикие животные наших лесов.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Дикие животные». Обогащение словарного запаса сущ –ми, прилагательными, глаголами. Научить образовывать мн.ч сущ –х в названий детенышей и частей тела, И.П., Р.П., Т.П., Д.П. Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Научить подбирать сущ –е к прилагательным, глагол к сущ –м и наоборот. Закрепить согласование числительных с сущ-ми, Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Названия распространенных диких животных наших лесов.
- Особенности внешнего вида.
- Повадки животных, способы передвижения.
- Защита от врагов.
- Польза в природе. Подготовка к зиме.
- Названия детенышей. Игра «У кого – кто?»
- Подобрать глагол к сущ -му. Игра «Кто как подает голос?».
- Употребление И.П. сущ –х.Название жилища. Игра «Кто где живет?».
- Физ. минутка. Упражнение на координацию движения.
- Подбор сущ –х к прилагательным «Угадай, кто это?».
- Употребление Т.П., Д.П. сущ-х. Игра «Кто чем питается?», «Кому что дадим?».
- Подобрать сущ –ое к глаголу. Игра «Про кого можно сказать?»
- Употребление предлогов с, без, на, в.
- Упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково».
- Игра «Кто кем был?».
- Употребление Р.П. сущ –х. Игра «Назови маму», «Охотник».
- Игра «Назови семью».
- Согласование числит. с сущ- ми. Игра «Сосчитай сколько».
- Итог занятия.
АПРЕЛЬ
1 неделя т. Дикие животные холодных стран.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Дикие животные холодных стран». Обогащение словарного запаса сущ –ми, прилагательными, глаголами. Научить образовывать мн.ч сущ –х в названий детенышей и частей тела, И.П., Р.П., Т.П., Д.П. Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Научить подбирать сущ –е к прилагательным, глагол к сущ –м и наоборот. Закрепить согласование числительных с сущ-ми, Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Воспитывать любовь к животным. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Названия распространенных диких животных холодных стран.
- Особенности внешнего вида.
- Повадки животных, способы передвижения.
- Защита от врагов.
- Польза в природе.
- Названия детенышей. Игра «У кого – кто?»
- Подобрать глагол к сущ -му. Игра «Кто как подает голос?»
- Физ. минутка.
- Подбор сущ –х к прилагательным «Угадай, кто это?».
- Употребление Т.П., Д.П. сущ-х. Игра «Кто чем питается?», «Кому что дадим?».
- Подобрать сущ –ое к глаголу. Игра «Про кого можно сказать?»
- Употребление предлогов с, без, на, в.
- Упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково».
- Игра «Кто кем был?».
- Употребление Р.П. сущ –х. Игра «Назови маму», «Охотник»
- Согласование числит. с сущ- ми. Игра «Сосчитай сколько».
- Итог занятия.
2 неделя т. Дикие животные жарких стран.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Дикие животные жарких стран». Обогащение словарного запаса сущ –ми, прилагательными, глаголами. Научить образовывать мн.ч сущ –х в названий детенышей и частей тела, И.П., Р.П., Т.П., Д.П. Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Научить подбирать сущ –е к прилагательным, глагол к сущ –м и наоборот. Закрепить согласование числительных с сущ-ми, Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Воспитывать любовь к животным. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Названия распространенных диких животных жарких стран.
- Особенности внешнего вида.
- Повадки животных, способы передвижения.
- Защита от врагов.
- Польза в природе.
- Названия детенышей. Игра «У кого – кто?»
- Подобрать глагол к сущ -му. Игра «Кто как подает голос?».
- Употребление И.П. сущ –х. Название жилища. Игра «Кто где живет?».
- Физ. минутка.
- Подбор сущ –х к прилагательным «Угадай, кто это?».
- Употребление Т.П., Д.П. сущ-х. Игра «Кто чем питается?», «Кому что дадим?».
- Подобрать сущ –ое к глаголу. Игра «Про кого можно сказать?»
- Употребление предлогов с, без, на, в.
- Упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно –ласкательных суффиксов. Игра «Назови ласково».
- Игра «Кто кем был?».
- Употребление Р.П. сущ –х. Игра «Назови маму», «Охотник»
- Согласование числит. с сущ- ми. Игра «Сосчитай сколько».
- Итог занятия.
3 неделя т. Весна.
ц. Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами наречиями по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., родственные слова, уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать признаков и действия к понятиям. Развивать наблюдательность за погодными явлениями. Развивать память и мышление.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Выбрать картинки с изображением весны.
- Назвать признаки весны в живой и неживой природе.
- Назвать месяцы.
- Игра «Назови ласково».
- Образование родственных слов.
- Физ.минутка. Упражнения на координацию движений.
- Образование ед. и мн.ч. сущ –х в И.П и Р.П.
- Употребление антонимов.
- Подбор признаков и действий к понятиям.
- Игра «Хлопни в ладоши».
- Игра «Посчитай».
- Итог занятия.
4 неделя т. Насекомые.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Насекомые». Обогащение словарного запаса глаголами и прилагательными. Научить согласовывать глаголы, сущ –е с числительными в ед. и мн.ч., закрепить употребление сущ –х в уменьшительно – ласкательной форме. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Учить ребенка бережному отношению к природе. Подбирать признаков и действия к понятиям. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Назвать распространенных насекомых.
- Особенности внешнего вида: окраска, величина, количество конечностей.
- Назвать части тела.
- Назвать особенности передвижения, звучания.
- Полезные насекомые для природы и человека.
- Насекомые – вредители.
- Физ. минутка. Упражнение на координацию речи с движением.
- Употребление предлога под.
- Игра «Назови ласково».
- Согласование сущ –х с числит. в ед. и мн.ч. Игра «Сосчитай - ка».
- Согласование глагола в ед. и мн.ч.
- Подбор признаков и действий.
- Игра «4 лишний».
- Игра «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти).
- Итог занятия.
5 неделя т. Мебель.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Мебель». Обогащение словарного запаса глаголами и прилагательными. Научить образовывать относительные прилагательные, сущ – е в Р.П., Т.П. Научить употреблять глаголы с разными приставками: рас-, но-, пере-, за-. Научить согласовывать сущ-е с числительными, местоимениями (мой, моя, моё). Закрепить употребление антонимов, сущ –х в уменьшительно – ласкательной форме. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных Закрепить употребление предлогов на, за, под, сложных предлогов около, из –под, из –за. Учить ребенка бережному обращению с мебелью. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы. Отгадывание загадок.
- Назвать распространенные предметы мебели.
- Назначение.
- Назвать материал для изготовления мебели.
- Где изготавливают и продают?
- Части мебели.
- Различие мебели от электроприборов и частей комнаты.
- Физ. минутка. Упражнения для пальчиков.
- Образование мн.ч. Игра «Магазин».
- Образование сущ –х в Р.П. ед.ч.
- Употребление предлогов. Игра «Куда спрятались игрушки?».
- Употребление антонимов.
- Образование относительных прилагательных.
- Игра «Посчитай – ка».
- Игра «Назови ласково».
- Согласование сущ-х с местоимениями мой, моя, моё. Игра «Жадина».
- Игра «Что с чем и с кем «дружит»?».
- Итог занятия.
МАЙ
1 неделя т. Наш город. Москва.
ц. Сформировать понятие «город». Обогащение словарного запаса сущ –ми, глаголами и прилагательными. Закрепить подбор и употребление антонимов, употребление сущ –х в уменьшительно – ласкательной форме. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Научить образовывать сущ – е в Р.П. мн.ч. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Воспитывать любовь к городу в котором живешь. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы.
- Знать название города в котором, ты живешь.
- Домашний адрес.
- Достопримечательности.
- Историю города.
- Физ. минутка. Упражнение для пальчиков.
- Подбор и употребление антонимов.
- Игра «Назови ласково».
- Игра «Один - много».
- Подбор признаков и действий к предмету.
- Употребление предлогов.
- Итог занятия.
2 неделя т. День Победы.
ц. ц. Сформировать понятие «Родина, Отечество». Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами, наречиями по данной теме. Научить образовывать сущ –е , обозначающие название военных специальностей. Упражнение в образовании сложных слов. Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Воспитывать уважительное отношение к Армии и защитникам Отечества. Развитие памяти и внимания.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Рассказать о празднике День Победы.
- Кого поздравляют в этот день?
- Подбор эпитетов и действий к понятиям.
- Согласование сущ –х с числительными (порядковые и количествами).
- Образование сложных слов.
- Физ.минутка.
- Употребление предлогов.
- Основные рода войск.
- Игра «Кому что нужно?».
- Итог занятия.
3 неделя т.Хлеб.
ц. Сформировать обобщающее понятие «Хлебобулочные изделия». Обогащение словарного запаса сущ –ми, глаголами и прилагательными. Научить образовывать прилагательные от сущ –х. Научить образовывать сущ – е в Р.П. в ед. и мн.ч., Т.П.. Научить согласовывать сущ-е с числительными, местоимениями (мой, моя, моё). Закрепить употребление антонимов, сущ –х в уменьшительно – ласкательной форме. Закрепить употребление предлогов (простых и сложных). Подбирать эпитеты и действия к понятиям. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Развитие памяти и внимания. Учить подбирать родственные слова.
Оборудование: картинки.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сообщение темы.
- Назвать распространенные хлебобулочные изделия.
- Последовательность операций производства хлебных изделий: зерно – колос – уборка – мука – тесто – хлеб.
- Профессии людей, участвовавших в производстве хлеба.
- Образование прилагательных от сущ –х.
- Физ. минутка.
- Игра «Назови ласково».
- Образование сущ –х в Р.П. ед. и мн.ч. Игра «Много чего? Нет чего?».
- Игра «Сосчитай – ка».
- Подбор родственных слов к словам хлеб, мука.
- Употребление антонимов.
- Игра «Жадина».
- Игра «Чем угостишь?».
- Употребление предлогов.
- Составление предложений по двум опорным словам.
- Подбор эпитетов и действий к предмету.
- Итог занятия.
4 неделя т.Лето.
ц. Обогащение словарного запаса прилагательными и глаголами наречиями по данной теме. Научить образовывать ед. и мн.ч. сущ –х в И.П. и Р.П., родственные слова, уменьшительно – ласкательную форму сущ – х, слова с противоположным значением, подбирать признаков и действия к понятиям. Развивать наблюдательность за погодными явлениями. Развивать память и мышление.
Оборудование: картинки.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Сообщение темы.
- Выбрать картинки с изображением лета.
- Назвать признаки весны в живой и неживой природе.
- Назвать месяцы.
- Игра «Назови ласково».
- Образование родственных слов.
- Физ.минутка. Упражнения на координацию движений.
- Образование ед. и мн.ч. сущ –х в И.П и Р.П.
- Употребление антонимов.
- Подбор признаков и действий к понятиям.
- Игра «Хлопни в ладоши».
- Игра «Посчитай».
- Итог занятия.
5 неделя. Обследование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. – М., 1991.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999.
- Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. - № 10.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2000.
- Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. – Часть 1, 2. – СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...
Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя...