Развитие лексико - грамматического строя речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи
статья по математике (подготовительная группа)

Бреславец Юлия Викторовна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие лексико-грамматического строя речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Подготовила логопед ДОУ №258 СО РАН

Бреславец Ю.В.

Новосибирск

2019г.

В дошкольном учреждении развивают все детские способности и наклонности, в том числе и способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое  развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы образования в детском саду. Основные задачи развития речи детей – формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. Работая в тесном контакте с учителем – логопедом, воспитатель логопедической группы обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями по заданной логопедом теме. Усвоение и закрепление лексико-грамматических категорий по теме осуществляется практически в течение всего дня (во время режимных моментов, лепки, аппликации и т.д.)

Большое внимание уделяется закреплению лексико-грамматических категорий на занятиях по математическому развитию. Такие занятия необходимы, так как дети с речевой патологией заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Часто не умеют считать в пределах пяти, не знают понятия «больше», «меньше», «поровну», не знают названия цветов, форм, геометрических фигур, слабо или совсем не ориентируются в пространстве и во времени.

Чтобы правильно осуществлять работу в этом направлении, воспитателям необходимо знать, какие речевые нарушения есть у детей их  группы, их индивидуальные особенности.

На занятиях  по математическому развитию дети должны не только распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления (шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше), находить более сложные ориентировки в величине предметов (высокий, ниже, самый низкий), осваивать существительные, обозначающие предметы и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), пространственные отношения (вверху, внизу, слева, справа), временные обозначения (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно), названия дней недели, месяцев. Тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать.

Основные задачи, которые  ставятся  перед  педагогами:  

  • Пособия, игрушки, лексический материал должен отбираться воспитателями (совместно с учителем-логопедом) с учетом лексической темы, результатов коррекции дефектов каждого ребёнка;
  • Воспитатель должен давать образцы грамматически правильных, чётких ответов;
  • Вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и чётко сформулированы и исключать ответы детей на дефектном речевом материале;
  • Воспитатель должен внимательно следить за фонетической и грамматической правильностью речи детей;
  • Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при:

– пересчёте предметов (одна конфета, две конфеты ... );

– изучении состава числа;

– ознакомлении со смежными числами;

– при простейших счётных операциях;

– необходимо чёткое проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.

Формирование представления о цвете и форме – длительный процесс и начинать его нужно, исходя из сенсорного и речевого развития ребёнка. Главная задача воспитателя – формирование умения словесно обозначать цвет и форму предмета, формирование умения группировать предметы по какому-либо признаку,  параллельно с выполнением этих заданий дети учатся изменению прилагательных в роде, числе и падеже; согласованию прилагательных с числительными и существительными (красный шарик, два желтых круга),  детям предлагаются задания на классификацию предметов по цвету, по форме, на исключение лишнего, на сравнение двух предметов.

Многие дети  испытывают трудности в усвоении представлений о величине. Даже если ребёнок учитывает такие качества, как длина, ширина, высота, толщина в практической деятельности, то правильно обозначить их словами затрудняется. Часто при сравнении предметов разной длины, толщины, высоты дети употребляют не слова «длинный, короткий, высокий, толстый», а называют эти предметы большими и маленькими. Многим не под силу задания, в которых требуется рассказать о предмете, перечислив его основные признаки, сравнить два или несколько предметов. Усвоение представлений о величине проводятся  в несколько этапов. Сначала детям даются  задания примерить предметы, накладывая, прикладывая их. Только так удаётся определить, какой предмет больше, какой меньше. Для усвоения представлений о величине нужно научить детей выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определённому признаку. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. При построении таких рядов складывается представление о порядковом числительном, развивается память, что важно для формирования грамматического строя речи. Т.к. детям легче даётся выполнение задания – определить место предмета в ряду, чем обозначить словами отношения между предметами этого ряда; большая, маленькая, ещё меньше, то вначале нужно научить устанавливать простые отношения на основе сравнения двух-трёх предметов. Постепенно ряд расширять. Важно, чтобы дети научились понимать зависимость между ними, потому что каждый элемент ряда является одновременно больше, чем все последующие, и меньше, чем все предыдущие. Обучая построению ряда, следует подсказать ребёнку, что нужно выбрать сначала самый большой предмет, затем самый большой из оставшихся и т.д. Отрабатывая величинные понятия, нужно предлагать детям  не только сравнивать предметы, но и выражать это словами: cтyл – стульчик – стулище; носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов. При сравнении предметов, следует побуждать  детей  использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

Параллельно с формированием каждой пары противоположных понятий отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше), например, синяя лента короче красной. Дети начинают употреблять в речи такие конструкции, «Саша выше Димы», Настя ниже Даши».

Пространственные отношения – так как  в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно другого объекта, то этому разделу тоже нужно уделить внимание. Дети учатся определять направление положения предмета, ориентируясь от себя:

«вверху» – где  голова,

«внизу» – где ноги,

«впереди» – лицом ко мне и т.д.

(Конечно, у некоторых детей нужно сначала сформировать устойчивые представления и закрепить понятия о частях тела). Для закрепления понятий «слева», «справа», в которых дети испытывают большие трудности, помогают такие упражнения:

– покажи правой рукой левое ухо;

– встань на правую ногу и подпрыгни;

– возьми игрушку правой рукой.

При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи: за, над, под, около и т.д. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.

Временные отношения: усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей в различные части суток. На основе режима дня усваиваются и уточняются понятия: завтрак – утро, обед – день, ужин – вечер, сон – ночь. Полезно использовать иллюстрации с чёткими признаками частей суток (горит свет, на небе звёзды). Можно использовать карточки, на которых время суток обозначено определённым цветом: утро – розовое, день – голубой, вечер – серый, ночь – чёрная. Постепенно слова, обозначающие временные отрезки суток наполняются для детей конкретным содержанием, дети легко и правильно начинают использовать в речи слова, отражающие временные понятия.

Количество и счёт. При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, бабочек, флажков).

Дети должны знать, что:

– количественные числительные один, одна, одно согласуется в роде, числе и падеже. Задания детям – употребить эти числительные с существительным в именительном падеже, т.е. подобрать картинки с изображением предметов женского рода, среднего, мужского рода, например, один конь, одна кукла, одно окно. Следующее задание: изменение числительного с существительным в косвенных падежах: например, одного коня, с одним конём и  т.д.

– количественные числительные от пяти до десяти употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа (пять домов, шесть коней, семь окон)

– при изменении по падежам числительных от пяти до десяти существительные согласуются с ними в падеже.

– с количественными числительными 2, 3, 4, в винительном падеже одушевлённые существительные употребляются в родительном падеже множественного числа (вижу двух медведей, а не вижу два медведя), неодушевлённые существительные в родительном падеже единственного числа (вижу две книги, два утюга).

Успешно закрепление лексико-грамматических категорий происходит в процессе составления и решения задач. Для составления задач можно использовать  следующие задания: составление задач по моделям, по последовательным и ситуационным картинкам – в результате не только фиксируется, умеет ли ребёнок составить задачу с использованием наглядного материала, выполнять арифметические действия в соответствии с условием задачи, находить ответ, называть его, комментируя действия, происходящие на картинке, но и закрепляются в речи детей глаголы с противоположным значением: было – стало, прилетела – улетела. В результате ребёнок учится понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. В процессе решения задач нельзя давать односложные ответы, так как при этом исключается фразовая речь, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Поощрение аргументированных, полных ответов на занятиях по математике способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации звуков, введение их в самостоятельную речь ребенка.

Таким образом, при развитие лексико-грамматического строя речи по формированию элементарных математических представлений вопросы к детям должны быть тщательно продуманными и чётко сформированными.

Воспитатель должен следить за фонетической и грамматической стороной речи детей.

Большое внимание воспитателю необходимо уделять закреплению лексико-грамматических категорий на занятиях по формированию элементарных математических представлений, использую дидактические игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".

Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с игровой мотивацией: "Путешествие по Математической улице".Опубликовано 01.12.2012 - 19:53 - Федичкина Ольга Ю...

"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

«Сюжетно- дидактические и ролевые игры при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи»

Роль практического применения математических знаний в различньrx видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагогиеще в прошлом столетии. Разрабатывая вопросы развития у детей математич...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...