Методическая разработка «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Проникова Елена Владимировна

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Тренинг «Логопедические игры».

 Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие подвижности артикуляционного аппарата, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной атмосферы.

  Задачи:

1. Донести до родителей значимость развития подвижности артикуляционного аппарата и дыхания у детей с общим недоразвитием речи.

1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.

2. Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie._logopedicheskie_igry.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности «Роль игры в формировании и развитии артикуляционной моторики, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи»

Тренинг «Логопедические игры».

 Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие подвижности артикуляционного аппарата, дыхания, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Установление контакта между участниками. Создание доброжелательной атмосферы.

  Задачи:

1. Донести до родителей значимость развития подвижности артикуляционного аппарата и дыхания у детей с общим недоразвитием речи.

1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте, способствуют интенсивному развитию навыка чтения целыми словами.

2. Показать на практике, как в игровой форме можно закрепить знания детей по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи.


Оборудование: кукла Логошарик, зеркала, фоновая музыка, морские камешки (темные и светлые), шнурки, макароны, деревянные бусины, картинки со словами разной слоговой структуры, карточки со схемами места звука в слове; красные, синие и зеленые кружки, мяч.

Ход мероприятия.

Логопед: Здравствуйте, дорогие родители!

Представьте, что сегодня вы не серьезные авторитетные взрослые, а дети 5-6 лет. Что вам хотелось в детстве больше всего? Наверное, играть! И это правильно. Ведь ведущая деятельность у детей дошкольного возраста – игровая.

В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей, усвоение знаний и умений.

Вот мы с вами сейчас и поиграем. В необычные игры - логопедические. Эти игры не только развлекают, они помогают развивать речь.

Чтобы хорошо говорить, нужно тренировать артикуляционный аппарат. Что такое артикуляционный аппарат нам подскажет Логошарик.

(На кукле показываются губы, зубы, язык, верхнее  нижнее небо).

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Лягушки улыбаются» (Посчитав в пруду ракушки, улыбаются лягушки. Раз, два, три, четыре, пять – начинай и ты считать.)
  2. «Хобот» (Тянет слоник хобот вверх, хочет он достать орех. Раз, два, три, четыре, пять – надо пробовать опять.)
  3.  «Бегемот» (Бегемот разинул рот, хочет каши бегемот. Накормите малыша, ему нужно три ковша. Раз, два, три. Бегемот закрыл свой рот, скушал кашу бегемот.)
  4. «Робот» (Робот утром потянулся, во весь рот он улыбнулся. Смазкой смазать не успел и в улыбке заржавел)
  5. «Лошадка» (Скачет белая лошадка по дорожке ровной,  гладкой. Цок, цок, цок – стучат копытца, далеко лошадка мчится.)
  6. «Чашечка»(Наливает мама чай, чашку быстро подставляй. Чтобы чай не расплескался, язычок наверх поднялся.)

Дыхательная гимнастика.

Для правильного произношения звуков нужна сильная воздушная струя. Детям очень нравятся игры на развитие длительной и сильной воздушной струи. Попробуйте и вы.

Разные задания для трех групп. (Подуть в трубочку на шарик в воде. Нарисовать  воздушными фломастерами геометрические фигуры. Подуть на вертушки).

Обязательно следим, чтобы щеки при выдохе не надувались.

Фонематические игры.

 Для того чтобы ребенок мог правильно произносить звуки, он должен научиться правильно их слышать. Не просто правильно слышать, а различать, анализировать и дифференцировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель фонематических игр - научить ребенка слушать и слышать. Регулярно играя с ребенком, вы заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

На начальных этапах мы учились слушать звуки окружающего нас мира. Игра «Послушай тишину», «Что звучит?» и другие. Сегодня мы поиграем со звуками речи.

  1. "Поймай  звук"

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, в словах.

Ход игры. 

Ребята, я буду говорить разные звуки, а вы внимательно слушайте и когда услышите звук С (разные задания для трех групп: хлопните в ладоши, положите на стол морской камешек, нанижите на шнурок макаронину)

  1. "Какой звук чаще всего слышим?"

Цель: Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Ход игры.

Логопед произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

  1. Игра «Клубочек»

Цель: Научить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры.

Все встают в круг. Передают клубочек по кругу. Произносят слова:

По дорожке котик шел

Клубок ниточек нашел.

Вы слова на Ш скажите

Нашу нитку не порвите.

У кого клубочек оказывается в руках, первым называет слово на заданный звук, а затем все остальные по кругу.

  1. Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Ход игры: На доске висят карточки со схемами места звука в слове. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо повесить картинку под схему «Звук в начале слова». Если звук слышится в середине слова, повесить под схему «Звук в середине слова». Если звук в конце слова -  под схему «Звук в конце слова». Победил тот, кто не допустил ошибок.

  1. Игра «Цепочка»

Цель: Упражнять детей в определении последнего звука в слове и придумывании слов на этот звук.

Ход игры. Дети встают в круг. Первый ребенок  называет слово, второй определяет последний звук этого слова и придумывает свое слово на этот звук.

  1.  Игра «Назови лишнее слово»

Цель: Научить определять первый звук в слове и отличать один звук от другого.

Ход игры: Логопед произносит ряд слов. Ребенок называет лишнее слово.
• Оля, окна, аист;
• Окунь, утка, улица;
• Ива, умница, игрушки;
• Эхо, эскимо, иголка;
• Автобус, этаж, астра

Различение звуков (характеристики звуков)

Логопед напоминает, как отличить гласный звук от согласного.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

Спеть согласные бы рады,

Но во рту одни преграды:

Шепот, свист, жужжанье, рык

     Преподносит нам язык. 

  1. Игра «Определи, какой звук»

Цель: закрепить понятия гласный, согласный, твердый, мягкий звук.

Ход игры: Логопед называет звук, ребенок поднимает нужную карточку (красную, синюю или зеленую).

  1. Игра «Выложи схему»

Звуковой анализ и схемы слогов и слов.

  1. Игра «Прохлопай слова» 

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и –ква-, а вместе «тыква».

Со- и –ва- итак, «сова».

  1. Игра «Прохлопай слова»

Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги.

Ход игры. Проговаривать слова, прохлопывая их по слогам.

Игры на развитие лексико-грамматического строя (можно проводить с мячом).

  1. «Один – много»

Цель: Упражнять  в назывании множественного числа существительного.

  1. «Назови ласково»

Цель: Упражнять в назывании уменьшительно-ласкательной формы существительного.

  1. «Посчитай 1-2-5»

Цель: Упражнять в согласовании числительного с существительным.

  1. «Жадина»

Цель: Упражнять в согласовании местоимения и существительного.

  1. Скажи наоборот: 

Цель: Упражнять в подборе слов с противоположным значением.

Ход игры: Логопед называет слова, ребенок подбирает слово с противоположным значением.
Прилагательные (мокрый-сухой,добрый-злой,горячий-холодный,кривой-прямой, грустный – веселый) 
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность) 
Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать).

Решение собрания:
Проводить в условиях семьи работу по закреплению знаний детей по речевому развитию с помощью дидактических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Развитие лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка из опыта работы с комплексом упражнений по обогащению глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении...

Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...