Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnoe_modelirovanie.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование наглядного моделирования в коррекции
лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В современной научно-педагогической литературе под определением понятия моделирования понимается наглядно-практический метод обучения, попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Наглядное моделирование — специфическая форма опосредствования мыслительной деятельности в дошкольном детстве. Сформировавшись, оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении разных задач [1, с.15].
При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых понятий. На всех этапах коррекционной работы учителями-логопедами активно используется метод наглядного моделирования, позволяющий облегчить образовательный процесс, разнообразить его и сделать более интересным для детей.
В непосредственно образовательной деятельности со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) мною используются различные приемы наглядного моделирования, применяются как готовые схемы, так и собственные модели.
При изучении опыта других педагогов, работающих с наглядными моделями, была выявлена следующая проблема.
В коррекционно-педагогической работе по формированию звукопроизношения, обучению грамоте, навыкам связной речи много разнообразных наглядно-графических схем, моделей, таблиц, условных обозначений, символов. Это сенсорно-графические схемы Воробьевой В.К., предметно-схематические модели Ткаченко Т.А., схемы звукового анализа Эльконина Д.Б., блоки-квадраты Глухова В.П., коллаж Большевой Т.В., схема составления рассказа Ефименковой Л.Н. и многие другие.
А в разделе формирования лексико-грамматических категорий языка практически отсутствуют предметно-схематические модели, помогающие усвоить детям данной категории речевой материал.
А ведь у детей с ОНР наблюдается неточное знание и употребление многих слов, несформированность обобщающих понятий, навыков словообразования и словоизменения, бедность и ограниченность словаря; трудности в подборе слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Ими нередко допускаются замены нужных слов другими, сходными по значению. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В грамматическом оформлении речи отмечается низкий уровень способности к построению предложений, грубые многократные ошибки при употреблении падежных окончаний, в согласовании различных частей речи – то есть многочисленные аграмматизмы [2, с.20].
Поэтому при организации коррекционно-образовательного процесса по данному направлению также необходимы дополнительные приемы и методы, в том числе наглядное моделирование.
Учитывая, что в данном разделе коррекционно-развивающей работы с детьми не разработана система «условностей», моделей, помогающих ребенку удержать речевой образец логопеда, его словесную инструкцию при выполнении заданий, мною предпринята попытка адаптировать материал, накопленный другими педагогами, а также разработать наглядные модели для речевых игр и упражнений, направленных на преодоление лексико-грамматических трудностей у старших дошкольников.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм [3, с. 158].
Внутри каждой лексической темы или цикла логопедами используются аналогичные задания типа: «Один-много», «Назови ласково», «Назови детенышей», «Собери семейку», «Какой, какая, какие?», «Подбери словечко…», «Слова-предметы», «Слова-признаки», «Слова-действия», «Кто у кого?», «Кто кем был (или будет)?», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Сосчитай-ка», «Кто как ест?», «Кто как голос подает?», «Чье жилище?», «Назови части», «Чей хвост?», «Чьи уши?», «Чьи лапы?», «Чем отличаются?», «Чем похожи?», «Цепочки развития», «Четвертый лишний» и многие другие.
Данный алгоритм позволил приступить к созданию моделей, чаще всего востребованных в указанном разделе работы.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, все предлагаемые наглядные модели были представлены в форме игр и игровых упражнений.
Условные модели, символы вводились постепенно, включали как стилизованные изображения реальных предметов, так и символы для обозначения некоторых частей речи (линии, геометрические фигуры), приближенные к синтаксическому разбору предложения по школьной программе.
Данные методические материалы использовались в подгрупповой, индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, а также в домашней работе родителей с детьми.
Работа по формированию лексико-грамматических категорий с использованием моделей проводилась поэтапно:
Обучающий этап.
Формирование ассоциаций между зрительным стимулом и лексико-грамматической категорией. На этом этапе при показе символа вопрос или задание формулировал логопед.
Практический этап.
Ребенок самостоятельно формулировал вопрос или задание, опираясь на зрительный символ.
Итоговый этап.
Ребенок формулировал вопрос или задание без опоры на зрительный стимул.
Апробированные наглядные модели обладают вариативностью и многофункциональностью, так как не привязаны к одной лексической теме, грамматической категории с целью систематического, многократного повторения речевого материала.
Как показала практика применения данных моделей, интерес детей к заданиям стал намного выше, лучше и быстрее они понимают словесные инструкции за счет образования искусственных ассоциаций. Подбор слов не столь затруднен как раньше, планирование высказывания стало доступнее, а соответственно и ответы на вопросы точнее, динамичнее.
Возможности использования технологии наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико–грамматических нарушений у старших дошкольников неограниченны.
Кроме активизации процесса запоминания, наглядные модели улучшают внимание, зрительное восприятие, развивают наглядно-образное, образно-схематическое и основы словесно-логического мышления, что необходимо в будущем для успешной учебной деятельности младшего школьника.
Применение различных наглядных моделей, их усложнение, создание новых – перспективное направление в дальнейшей работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Список литературы:
1. Венгера Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.- М.: Педагогика, 1986.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексического и грамматического строя).- СПб.: Союз, 1999.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений.- М.: «Академия», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...