Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме
Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование лексико-грамматических средств языка
у детей с общим недоразвитием речи».
Учитель-логопед Е.Г. Курдакова
Нарушения речи – достаточно распространенное явление. К сожалению, в последнее время стало больше детей с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи. То есть детей, у которых в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
В комплексе речевых проблем детей с тяжелым нарушением речи можно выделить нарушения лексико-грамматического строя, а именно:
- Скудный номинативный словарь, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименования профессий, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых;
- Множественные лексические замены по различным типам: смешение по признакам внешнего сходства, замещение по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т.п.
- Неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением;
- Бедный предикативный словарь, например, незнание действий, связанных с профессиями;
- Трудности вызывает употребление в речи прилагательных. В самостоятельных высказываниях дети с тяжелым нарушением речи практически не употребляют прилагательные.
- Может быть нарушена структура предложений за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов;
- Дети затрудняются в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов;
- Недостаточно сформировано умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и косвенных падежах;
- Недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
- Трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Причины речевых нарушений разнообразны, можно выделить следующие:
- Педагогическая запущенность;
- Наследственные факторы;
- Проблемы пренатального, натального и постнатального периода;
- Перенатальная энцефалопатия;
- Анатомические дефекты артикуляторного аппарата.
Учитывая огромные компенсаторные возможности мозга, при систематической работе, ребенка-логопата можно вывести из такого состояния. Дети с тяжелым нарушением речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах специальных детских садов.
В детском саду комбинированного вида проводятся индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. В своей работе логопед обязан учитывать состояние здоровья детей, так как в основном наши дети относятся к категории «часто болеющих детей», имеют диагноз бронхиальная астма, рецидивирующий абструктивный бронхит. Следовательно, подгрупповые занятия, в частности, по формированию лексико-грамматических категорий, должны быть ориентированы и на психическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом и сверстниками. В этой связи уместно сказать о значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности, которая позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для коррекционных целей целесообразно использование дидактической игры. Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида. Структуру дидактической игры образуют:
1. Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2. отметить их нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженную работоспособность и быструю утомляемость, Дополнительные компоненты – сюжет, роль.
Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
На каждом занятии используются дидактические игры, но в детских садах для часто болеющих детей, для детей с хроническими, системными заболеваниями, использование только дидактических, игровых моментов недостаточно. У наших детей отмечается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Поэтому целесообразнее использовать сюжетно-тематическую организацию коррекционной работы. Занятия подчинены одной теме или сюжету, который обыгрывается с помощью персонажа: куклы Грамматейки.
Грамматейка является и участником и гостем каждого занятия по формированию лексико-грамматических категорий. С куклой дети отправляются в различные путешествия, решают возникающие проблемы (дидактические игры и упражнения), отдыхают (упражнения на релаксацию), выполняют задание на включение в работу всех анализаторных систем, запоминают лексический материал, переживают неудачи и радуются.
Такое преподнесение учебного материала способствует спонтанному развитию речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
В условиях детского сада комбинированного вида специальных логопедических занятий с детьми с тяжелым нарушением речи недостаточно, и поэтому большое значение имеет организация работы с родителями и тесная взаимосвязь с воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи
Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Мастер-класс "Игровые технологии как средство обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи".
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Моя задача, как ...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Методические рекомендации для педагогов по развитию фонематической подсистемы языка у детей с общим недоразвитием речи
Одним из важнейших условий эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. В работе по развитию фонематических процессов можно выделит...
Консультативный материал для родителей по формированию грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи
Консультативный материал для родителей...
Экспериментальное изучение состояния невербальных (кинесических) средств общения у детей с общим недоразвитием речи
Изучение невербальных средств коммуникации...