Коррекционный час воспитателя старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гвоздева Татьяна Семёновна

Цель: развивать связную речь. В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

 

Задачи:

  • Закреплять умение выделять начало, середину, конец рассказа. Строить схему повествования. Передавать содержание рассказа, опираясь на схемы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Вызвать желание помочь герою, активизировать  детей на разрешение проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon segodnya_my_v_laboratorii_pobeseduem_o_snege.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать связную речь. В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.

Задачи:

  • Закреплять умение выделять начало, середину, конец рассказа. Строить схему повествования. Передавать содержание рассказа, опираясь на схемы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Вызвать желание помочь герою, активизировать  детей на разрешение проблемной ситуации. 

Оборудование:   тарелочки и ложки по количеству детей, схемы, раздаточный материал для «Блиц-опроса», ведёрко со снегом,  ледяные кубики, два стакана, карандаш, цветной картон,  ватные диски, клей, ножницы.

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок лепили.
"Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий,
 Показывают круг, сжимают ладони гладят              

                                                                      одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальником. 
Раз — подбросим.
"Подбрасывают". 
Два — поймаем.
Приседают, "ловят". 
Три — уроним.
Встают, "роняют". 
И... сломаем.
Топают.

I. Организационный момент.

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)

Закроем глаза. Давайте шепотом произнесем слово «Зима».

- Какие слова  возникли у вас в памяти? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи …).

 Какой же главный признак зимы?

Пухом землю замело –
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки.

Он все время занят делом,
он не может зря идти.
Он идет и красит белым все,
что видит на пути.

II. Сообщение темы.

Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах, повторим  рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок»


Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок.

Давайте вспомним о нём всё, что вы уже знаете.

Дидактическое упражнение «Подбери признак»

Как можно красиво сказать о снеге? Снег, он какой?

Какой снег бывает в морозную погоду?  рассыпчатый,  сухой, не липкий

А каким снег бывает в тёплую погоду? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый, из него хорошо лепить снеговика, крепость …).

Ш. Исследовательская деятельность.

Опыт «Воздействие температуры».

Как вы думаете, снег твёрдый или жидкий?

Возьмите немного снега ложечкой и положите его в тарелку, отодвиньте её подальше, посмотрим, что с ним будет происходить.

Возьмите немного снега в ладошку, наблюдаем за тем, что происходит со снегом на ладони?

Почему снег быстро тает?

Правильно, под действием тепла снег превратились в воду. Значит, снег образуются из воды под действием мороза.

А как вы думаете, во что ещё может превратиться вода под действием мороза?

Демонстрирует льдинки.

Опыт «Определение прозрачности».

Смотрите я опущу в стаканчик со снегом карандаш. А теперь опущу карандаш в стаканчик со льдом.  Давайте сравним, где видно карандаш, а где — нет.

 В снегу карандаш не видно.  Значит лёд прозрачный, а снег – непрозрачный.

Дети кладут на тарелочки по кусочку льда.

Молодцы  давайте немного отдохнем.

IV. Динамическая пауза.

Снег сегодня шел с утра,

Дети выполняют упражнение Снег). 

Рада снегу детвора.

Хлопают в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках,

Поднимают руки вверх, опускают вниз.

На носах и на ладошках.

Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки.

V . Пересказ текста.

- Ребята, переверните картинки, которые лежат у вас на столах. Послушайте задание: я буду читать рассказ, а вы выкладывать схемы последовательно, слева на право. Вспоминаем рассказ, потом вам его нужно будет пересказать.

Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки — сделал глаза; нашел палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап, кап, кап, кап — вода капает. Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?.

Кто хочет рассказать начало истории о снежном колобке?

- Пересказ первой части рассказа детьми.

- Что было дальше, кто хочет рассказать?

Теперь скажите, чем все закончилось?

Кто хочет рассказать историю с начала до конца?

VI. Работа по самокоррекции.

  «Подарок Алёше»  Колобок из ватных дисков.

VII. Итог.

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось, пока мы разговаривали?

Правильно, под действием тепла снег и лёд растаяли. Значит, чем снег и лёд похожи? (образуются из воды)

А сейчас подведём итог, используя знаки «+» и «».

Если дети согласны с утверждением , то они поднимают карточку со

знаком «+», если не согласны, то поднимают карточку со знаком «»:

- Снег при таянии превращается в воду. (Да)

- Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да)

- Снег бесцветный. (Нет)

- Лед прозрачный. (Да)

- У снежинки пять лучей. (Нет)

- Снег рыхлый. (Да)

- Лед хрупкий. (Да)

- Снег непрозрачный. (Да)

- Все снежинки одинаковые. (Нет)

- Снег белый. (Да)

- Снег можно кушать. (Нет)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние проделки ветерка. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель занятия - познакомить детей со звуком и буквой А. В ходе занятия дети расширяют представления об осенних представлениях в природе,закрепляют знание осенних месяцев. Логопед проводит игры...

Цирковой зайчик. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель - познакомить со свойствами гласных звуков. В ходе занятия дети знакомятся с игровым персонажем -коммуникантом, который помогает ребятам в веселой игре вспомнить материал о домашних живо...

Встреча в лесу. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель - вспомнить признаки осени. В ходе занятия дети встречают игрового персонажа - сказочную Бабу Ягу, которая помогает актуализировать знания по теме во время выполнения веселых игр и упраж...

На лесной опушке. Конспект подгруппового коррекционного занятия в старшей логопедической группе.

Основная цель - актуализировать знания детей по теме: "Лес.Грибы.Ягоды". В ходе занятия развивается речевое дыхание, сила голоса, зрительно-двигательная координация, диалогическая сторона речи у детей...

Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе ( условиях введения ФГОС )

Коммуникативно-деятельностный подход.Речевая характеристика детей с ОНР. Специфика работы воспитателя. Цели и задачи коррекционной работы.Характер нарушения познавательнойдеятельности. Направления кор...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....