Статья на тему: "Особенности обучения грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи".
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В статье говорится о проблемах дошкольников старшего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи при обучении грамоте и путях их преодоления в системе коррекционной логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности обучения грамоте старших дошкольников с ОНР. | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
с диагнозом Общее недоразвитие речи.
Поступление ребёнка в школу – важный этап в его жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в первом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7 – летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, определённым объёмом знаний и умений.
Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению ребёнка в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками (детьми с нарушениями чтения и письма).
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу и синтезу слова, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Так же понятие готовности к обучению грамоте старших школьников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может привести к проблемам при освоении грамоты и вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.
Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь.
На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом: общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письма. Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому обучение грамоте этих детей необходимо начинать в дошкольном возрасте и проводить по специальной методике.
Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи, при обучении чтению показывает, что нарушение чтения чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
Дети с третьим уровнем недоразвития речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. Для таких детей необходимы систематические занятия по формированию устной речи, обучению правильному словоизменению и словообразованию, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.
У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук.
Нарушения моторики у старших дошкольников с ОНР носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, рисовании. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к.дети долго не проявляют интереса к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Поэтому необходимо развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов.
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. Нарушение чёткости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь дошкольников с общим недоразвитием речи не позволяет формироваться чёткому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют своё произношение.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнев (1995г.), Г.А. Глина (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.
Поэтому обучению грамоте старших дошкольников с ОНР должна предшествовать определённая логопедическая работа, а также проводиться параллельно с обучением грамоте. Направления этой работы следующие:
- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Работа над устранением неправильного звукопроизношения.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
- Развитие грамматических навыков.
- Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыка пересказа небольших текстов.
- Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.
- Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации.
Для детей с ОНР наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.
Большое количество старших дошкольников, страдающих ОНР, составляют группу риска по дислексии и дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, общую и мелкую моторику для предотвращения дальнейших проявлений в будущем.
Подводя итог можно сделать вывод, что при обучении старших дошкольников грамоте необходимо комплексное развитие всех сторон речи, высших психических функций и анализаторных систем, так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....
ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
усвоение чтения старшими дошкольниками с нарушениями речи будет успешным, если:- у ребёнка сформирована фонематическая готовность к обучению звуковому анализу;- организовано специальное обучение звуко...
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Условия, обуславливающие результативность подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье ставится задача рассмотреть условия эффективной подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению элементарными навыками чтения и письма...
Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....
Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий
Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...
Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе
Перспективное планирование по формированию готовности к обучению грамоте...