Конспект логопедического занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Тема : «Знакомство с домиком Язычка».
Лексическая тема : «Фрукты».
(старшая группа)
| Г.В.Ломага Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей коррекционных групп; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; |
Цель: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»; вспомнить обобщающие понятия; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.
Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Стоя).
Приветствие:
Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.
2.Объявление темы и цели занятия.
Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим вот о чем. А о чем- отгадайте . Сядет тот, кто отгадает загадки:
*Этот желтый плод растет
Там, где лето круглый год.
Он- как краешек луны.
Все вы знать его должны! БАНАН
*В саду растет, вкусна, как мед;
Сорви и скушай,
А зовется…ГРУШЕЙ.
*Лишь на юге созревает,
На бахче под небом чистым,
А потом нас угощает
Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ
*Круглое, румяное
С дерева упало,
Детям в рот попало. ЯБЛОКО
*Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом- спрос.
В сушеном виде он –урюк,
А в натуральном- АБРИКОС.
- Как, все ,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты)
-Вот сегодня поговорим и о них. (Садятся)
3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».
Дети на базар ходили,
Много фруктов там купили.
Папа их потом спросил:
«Кто какой компот сварил?»
Л. – В этой кастрюле лежат фрукты .Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите ,какой компот можно сварить из вашего фрукта.(Отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».)
- А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (Показывает эти фрукты логопед) (Грушево - яблочный).
4.Пальчиковая гимнастика.
Игра с пальчиками(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга). | ||||||||||||
| ||||||||||||
|
5. Артикуляционная гимнастика.
(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).
Л.: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите ,сколько этажей в домике?
Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И.Назовите их еще раз.
Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их.
Второй этаж- это верхние зубы- покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ.Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок.
Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.
6.Динамическая пауза.
Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан».
Л.:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта.
(Можно путать детей- говорить слива, а показывать банан).
7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».
Упражнения «Фрукты для куклы».
Л.: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково.(Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).)
Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.
Игра «Что спрятала кукла?»
Л.: - Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.
Игра «Посчитай».
Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты.(Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).
Игра «Продолжайте».
Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения.
Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ.
Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ.
Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.
8.Артикуляционная гимнастика.
Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!
Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.
9.Физминутка «Мы делили апельсин»
(Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения)
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
10. Работа над просодикой и дыханием.
Упражнение «Назови фрукт ласково»
Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций :Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.
Упражнение на развитие дыхания и обоняния.
Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)
Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха)
Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки и изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.
Открываем мы глаза, Вдох – и долго тянем: ААА… | |
Утром солнышко взошло Сверху вниз мы тянем: ООО… | |
Днем по горкам ездим мы :ЫЫЫ… |
|
Ночью смотрим на звезду- Сверху вниз слетает: УУУ… |
Условные обозначение:
произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.
произнесение звука с повышением интонации.
произнесение звука с понижением интонации.
произнесение звука с повышение и понижением интонации.
11. Работа над слоговой структурой слога.
Игра «Угадай слово»
Логопед выставляет на доску картинки с изображением фруктов и говорит, что каждое слово можно поделить на части(слоги) и прохлопать (простучать).Потренироваться.
Л.: - Кукла загадала вам названия фруктов. Угадайте их!
(выставить по паре картинок на доску. Название одной из них отстукивается (отхлопывается), а дети угадывают, какой фрукт был загадан).
Игра «Повтори скороговорку».
Проговаривание скороговорки с выделением слов:
Аб-ри-кос у нас, а-на-нас у вас.
12. Подведение итогов занятия.
Л.:- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что делали?
- Давайте поблагодарим наши пальчики и язычок за работу. Повторяйте за мной:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко ,правильно
Я говорить хочу!
- У меня есть эмоции- символы. Посмотрите. Если вам понравилось занятие ,то возьмите радостную эмоцию; если нет- грустную.
На этом наше занятие окончено. До свидания.
Список использованной литературы:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Аккад. Пед. Наук, 1961.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж. Корркция звукопроизношения. –М. ном и Д, 2000.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с.:ил. – (Серия «Готовимся к школе») ISBN 5-94455-037-6
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. –СПб.: Литера, 2005.
- Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формировние лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. – СПб. 2001.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. –(Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-83144-906-0
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э.Теремкова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с. ISBN 978-5-296-00658-5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема : «Знакомство с домиком Язычка».
Лексическая тема : «Фрукты».
(старшая группа)
Г.В.Ломага Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №19, руководитель городского методического объединения воспитателей коррекционных групп; г. Южно-Сахалинск; закончила в 1998г. Южно-Сахалинский государственный педагогический институт; |
Цель: познакомить детей с артикуляционными упражнениями; рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами; продолжать работу над просодическими компонентами речи; уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»; вспомнить обобщающие понятия; начать знакомить детей со слоговой структурой слова; развивать слуховое внимание, мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.
Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
(Стоя).
Приветствие:
Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.
2.Объявление темы и цели занятия.
Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим вот о чем. А о чем- отгадайте . Сядет тот, кто отгадает загадки:
*Этот желтый плод растет
Там, где лето круглый год.
Он- как краешек луны.
Все вы знать его должны! БАНАН
*В саду растет, вкусна, как мед;
Сорви и скушай,
А зовется…ГРУШЕЙ.
*Лишь на юге созревает,
На бахче под небом чистым,
А потом нас угощает
Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ
*Круглое, румяное
С дерева упало,
Детям в рот попало. ЯБЛОКО
*Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом- спрос.
В сушеном виде он –урюк,
А в натуральном- АБРИКОС.
- Как, все ,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты)
-Вот сегодня поговорим и о них. (Садятся)
3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».
Дети на базар ходили,
Много фруктов там купили.
Папа их потом спросил:
«Кто какой компот сварил?»
Л. – В этой кастрюле лежат фрукты .Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите ,какой компот можно сварить из вашего фрукта.(Отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».)
- А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (Показывает эти фрукты логопед) (Грушево - яблочный).
4.Пальчиковая гимнастика.
5. Артикуляционная гимнастика.
(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).
Л.: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите ,сколько этажей в домике?
Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И.Назовите их еще раз.
Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их.
Второй этаж- это верхние зубы- покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ.Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок.
Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.
6.Динамическая пауза.
Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан».
Л.:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта.
(Можно путать детей- говорить слива, а показывать банан).
7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».
Упражнения «Фрукты для куклы».
Л.: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково.(Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в чашу (муляжи фруктов).)
Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.
Игра «Что спрятала кукла?»
Л.: - Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.
Игра «Посчитай».
Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты.(Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).
Игра «Продолжайте».
Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения.
Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ.
Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ.
Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.
8.Артикуляционная гимнастика.
Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!
Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.
9.Физминутка «Мы делили апельсин»
(Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения)
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
10. Работа над просодикой и дыханием.
Упражнение «Назови фрукт ласково»
Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций :Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.
Упражнение на развитие дыхания и обоняния.
Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)
Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха)
Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки и изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.
Открываем мы глаза, Вдох – и долго тянем: ААА… | |
Утром солнышко взошло Сверху вниз мы тянем: ООО… | |
Днем по горкам ездим мы :ЫЫЫ… |
|
Ночью смотрим на звезду- Сверху вниз слетает: УУУ… |
Условные обозначение:
произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.
произнесение звука с повышением интонации.
произнесение звука с понижением интонации.
произнесение звука с повышение и понижением интонации.
11. Работа над слоговой структурой слога.
Игра «Угадай слово»
Логопед выставляет на доску картинки с изображением фруктов и говорит, что каждое слово можно поделить на части(слоги) и прохлопать (простучать).Потренироваться.
Л.: - Кукла загадала вам названия фруктов. Угадайте их!
(выставить по паре картинок на доску. Название одной из них отстукивается (отхлопывается), а дети угадывают, какой фрукт был загадан).
Игра «Повтори скороговорку».
Проговаривание скороговорки с выделением слов:
Аб-ри-кос у нас, а-на-нас у вас.
12. Подведение итогов занятия.
Л.:- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что делали?
- Давайте поблагодарим наши пальчики и язычок за работу. Повторяйте за мной:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, четко ,правильно
Я говорить хочу!
- У меня есть эмоции- символы. Посмотрите. Если вам понравилось занятие ,то возьмите радостную эмоцию; если нет- грустную.
На этом наше занятие окончено. До свидания.
Список использованной литературы:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Аккад. Пед. Наук, 1961.
- Новикова Е.В. Зондовый массаж. Корркция звукопроизношения. –М. ном и Д, 2000.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с.:ил. – (Серия «Готовимся к школе») ISBN 5-94455-037-6
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. –СПб.: Литера, 2005.
- Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формировние лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием. – СПб. 2001.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. –(Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-83144-906-0
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э.Теремкова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с. ISBN 978-5-296-00658-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...