Логопедические сказки - важное средство коррекции речи.
консультация по логопедии по теме

 Короткова Лидия Игоревна

консультации для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.skazki.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Логопедические сказки – важное средство коррекции речи детей

Короткова Л.И.,

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад №94»

компенсирующего вида

2013

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те  или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Каждая сказка нацелена на отработку определенного звука или группы звуков. Логопедические  сказки небольшие по объему и просты по содержанию, чтобы ребенок не испытывал трудности в понимании их содержания и пересказе. Чтение сказок, беседу по их содержанию целесообразно сопровождать пальчиковым театром.

Логопедические сказки способствуют совершенствованию фонематического восприятия. Например, сказка «Почему А первая?» способствует нахождению и дифференциации слов со звуком А, на звук Б сказка «Лесные музыканты», на звук В «Мыша – водолаз».

 Перед прочтением сказки «Генерал Гена» ребенок получает задание : запомнить слова со звуком Г, которые встретятся в сказке.

                                                   Генерал Гена.

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился! Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

  - Эй, галчата, смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как закричат:        

- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

- Вот же под крылом. – Говорит Гена

- А мы думали ,что это градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

 - Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. – Нет у вас фантазии.

Это задание потребует от ребенка большой мыслительной деятельности. Ребенок должен понять содержание сказки и запомнить слова со звуком Г.

Другие логопедические сказки направлены на автоматизацию поставленных звуков. Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение  звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его голосом.

Используя логопедические сказки можно работать и над речевым дыханием. С этой целью ребенку дается задание: на одном выдохе произнеси слово «волк», далее произнеси  на выдохе словосочетание «злой волк», далее короткую фразу «злой волк был голоден». При этом необходимо обучать ребенка диафрагмальному дыханию.

В логопедической сказке «Ванин сон» ребенок  получает достаточную мотивацию к контролю над свой речью.

Ванин сон

В маленьком тихом городке жил-был мальчик Ваня. Жил он с родителями и старшей сестренкой. Ване вот-вот скоро исполнится шесть лет, а никак не получается у него правильно выговаривать слова. Говорит и такая каша у него, никто, кроме родных не понимает. И сколько не просили Ваню выговаривать слова правильно, он не хотел. "А зачем? Вы меня инимаете и так. Буду ававаривать, как лупачается".И неизвестно, когда бы научился Ваня разговаривать, если бы не сон, приснившийся ему однажды...

…Лето. Ваня  со всей семьей на даче. Есть у него закадычный друг Илюша, но живет он в деревне по соседству. Называется деревня красиво - Матрешкино. Очень Ване нравится играть с Илюшей. Вот засобирался он к другу в гости. Идти надо через лес. Один  Ваня никогда не ходил, а тут решил "мне почти шесть, совсем взрослый, пойду сам, только у мамы спрошу".

Мама Таня варила варенье, когда пришел Ваня и спросил: "Мама, можно я пойду к Люсе (Илюше)? Мы на деворе строим дом".Поскольку на соседнем дворе жила девочка Люся с бабушкой, мама спокойно отпустила сына...

Прошел Ваня деревню и по проселочной дороге зашагал к лесу. Тропинка лесная закружила его и привела на развилку. А вот дальше куда идти, направо или налево, мальчик не знал. Стал, задумался. Вдруг видит, по веткам скачет белочка. Села недалеко и спрашивает "О чем задумался, мальчик?".

-А вот не знаю, на какую тропинку тупить, чтобы в Ежкино попасть.

Белочка почему -то испугалась, но ответила :"В Ежкино...тогда тебе налево."

«Исибо, Лебочка!» крикнул Ваня и вприпрыжку помчался по тропинке, которая сворачивала налево.

«Хм, кто такая Лебочка? И что такое исибо?» удивилась Белочка, никогда не слышавшая таких слов.

Бежит Ваня, напевает и не заметил, что лес стал гуще, темнее. А вот и домик на пути появился, как из-под земли вырос.

Из избушки на крыльцо вышла бабушка старушка.

- Ну, здравствуй, милок. Зачем пожаловал ко мне в Ежкино? К Бабке Ежке?

Не на шутку испугался Ванюша.

- Я не к тебе шел, я шел к Люсе в Ежкино. Просто не на ту тропинку тупил.

Настал черед Яге удивляться.

- Не знаю я, куда ты там тупил, но пришел в Ежкино, а Люси здесь отродясь не было, только я – Ягуся.

Ну, заходи в избу – на обед будешь.

-Не, я бабедать не буду, я к Люсе бабегу.

Захохотала Баба Яга: «Какой странный мальчик попался. Ничего не пойму, что говоришь. Но, может, хоть вкусный обед из тебя получится. А ну-ка! В избу топай да в печь полезай!»

«Ой, пасите! Ой, мапагите!» - закричал Ваня, а никто его не понимает, не отзывается.

Яга в избушку уже его затащила, приказала на лавке сидеть пока.  Вдруг из-под лавки мышка тихонько ему пропищала: « А ты попробуй правильно произнести слова, слоги на свои места ставь, тогда тебя и услышат».

А огонь в печи разгорается, Яга на стол собирает да руки костлявые потирает. Ваня подбежал к окошку, распахнул ставни, и, что есть мочи закричал: «Спасите, помогите! Баба Яга поймала! Илюша, друг! Мамочкааа!!!»

На крике Ваня и проснулся. Рядом мама сидит, за руку держит, по головке гладит и спрашивает: «Что, сынок, приснилось страшное что-то?»

«Ой, мамочка, такой нос видел! Нет, не нос, не нос, а сон! Теперь я знаю, почему надо учиться говорить правильно и всегда-всегда буду стараться говорить понятно. Да и друг, наверное, обижался. Я ведь, получается, называл его девчачьим  именем».

Мама улыбнулась и сказала: «Что уж там тебе приснилось, не знаю, но очень рада, что ты, наконец, все понял. Пойдем, обрадуем папу и сестренку, а потом пойдем гулять к Илюше».

Логопедические сказки расширяют кругозор ребенка и дают толчок для развития познавательной активности. Так в сказке «Звездный зайчик» рассказывается, что один зайчик любил смотреть на звездное небо и одна звездочка предложила ему посмотреть царство Звездной королевы. Они произнесли заклинание и оказались перед входом в звездный замок. Зайчику Он очень понравился и по согласию с ним Звездная королева превратила его в созвездие.

После прочтения сказки дети заинтересуются наблюдением за звездным  небом, прочтением энциклопедий.

Читая сказку «Цветик-Разноцветик» дети узнают многообразный мир цветов, их названия, отличительные признаки.

Решая задачи развития связной речи, умения строить фразу в работе также используются логопедические сказки. Читая сказку «Солнечный лучик Лии»

задаются вопросы по содержанию: Как зовут Солнечного лучика? Что увидел лучик , когда проснулся? Какое задание дало Солнышко лучику? За что благодарили растения Солнышко? И т.д.

Данные вопросы требуют от ребенка полных ответов, согласования слов в предложении, умения логически выражать свои мысли.

Дети практически знакомятся с такими понятиями как предложение, слово, слог, звук. Учатся различать эти понятия.

Другие логопедические сказки способствуют развитию умения разгадывания кроссвордов.

Желание.

Медвежонок Жак и мышонок Шапи  – давние друзья. Подружились они еще в детстве. Им было хорошо вдвоем. Медвежонок Жак с нежностью и любовью относился к мышонку, а мышонок Шапи просто обожал медвежонка.

 - Загадай желание.-  попросил Жак Шапи.

 - Я хочу научиться превращаться в важного жука, который кружится, жужжит и может одолжить ароматного меда у пчел. Я каждый день бы летал за медом для тебя, Медвежонок. Это же твоя любимая еда!

 - Спасибо тебе, Мышонок,  ты такой добрый. Твое большое желание обязательно исполнится, потому что ты очень этого хочешь!-сказал Медвежонок Жак , достал корочку хлеба и угостил Мышонка.

Логопедические сказки дают богатый материал для развития мелкой моторики пальцев рук: рисунки к сказкам, повтор контура букв, выкладывание заданных букв из палочек и т.д.

К логопедическим сказкам даются и такие задания: возьми карандаш синего цвета и зачеркни все встречающиеся в тексте буквы Ш, Л и др.

Также простые по содержанию логопедические сказки можно предлагать детям прочитать полностью.

Используя логопедические сказки, можно ненавязчиво, в игровой форме решать коррекционные задачи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство коррекции звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Дидактическая логопедическая мультипликация как средство развития и коррекции речи в последнее время всё чаще используется в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Развивающий потенциал инноваци...

Логопедические сказки как средство коррекции речи дошкольников

Без наглядного материала ребёнку очень сложно запомнить и пересказать сказку. Короткие рассказы и графические схемы, способствуют составлению детьми сюжетного рассказа. Есть возможность смотреть на сю...

Логопедическая ритмика как средство коррекции речи.

В данной статье раскрывается значение логортмики в процессе формирования речи дошкольников....

Логопедические сказки как средство коррекции речи у детей.

Логопедические сказки  на автоматизациую звуков. С опорой на сюжетную картинку и ее графическую схему, ребенок  составляет сюжетный рассказ. Работа со сказками способствует быстро...

«Логопедические сказки как метод коррекции речи дошкольников»

laquo;Логопедические сказки как метод коррекции речи дошкольников»...

«Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проблемы:Ø Низкий показатель чтения родителями сказок своим детям.Ø Дети знают мало сказок.Ø Дети не знают персонажей сказок.Ø Неумение детьми связно пересказать сказку.Ø Не развита творческая самосто...

Логопедические сказки как средство коррекции нарушения речи.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.Предлагаю опыт по использованию инновационной технологии ...