Основы логопедии «Недостатки произношения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков»
учебно-методический материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино»
Домашняя контрольная работа
Предмет: Основы логопедии
Тема: «Недостатки произношения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков»
Выполнила:
студентка 6 курса 602 группы
Поздоровкина Н.В.
Проверила: преподаватель
Шумова А.Л.
Москва, 2012
Содержание
1. Вступление
2. Фонематический слух – один из компонентов речевого слуха, его значение дпя обучения грамоте.
3. Дефекты смешения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков
4. Работа по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Использование моделей в работе над звуками родного языка.
5. Практическая работа: обследование фонематического слуха у детей своей группы; проведение игр и упражнений.
6. Выводы.
7. Список литературы.
Приложение
1. Вступление
В словаре под редакцией В.И. Селиверстова дается следующее определение: «Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка».
Фонема (греч. “звук”) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.
Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,
расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».
Многие ученые, такие как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, пытались ответить на вопрос, благодаря каким отделам центральной нервной системы, благодаря каким механизмам её функционирования, осуществляется процесс восприятие речи, в частности фонем. Эти ученые также устанавливали и развитие соответствующих структур мозга на разных возрастных этапах. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов. Фонематические процессы осуществляются за счет сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Согласно взглядам большинства эмбриофизиологов, на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху.
Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируется постепенно, в процессе естественного развития.
Фонематический слух ”обслуживает” различение фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова — суффиксов, префиксов и т. д. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей.
В трудах Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и Л.Р. Зиндера подчеркивается тесное переплетение в речи фонетического и фонологического аспектов, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных.
Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.
Трактовка этого понятия, основанного на дихотомии языка и речи, санкт-петербургской и московской фонологической школ отличаются. Первая школа под фонематическим слухом определяет «некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип». Представители московской школы поясняют термин, как «умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме». По определению А.Р. Лурия, – это акустическая основа фонематической организации языковых кодов, с выделением полезных признаков и абстрагированием от несущественных «вариантов».
2. Фонематический слух – один из компонентов речевого слуха,
его значение дпя обучения грамоте.
Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, однако в пределах коры больших полушарий они различаются. Левое полушарие в височной области воспринимает и анализирует речевые звуки, обеспечивая устойчивость фонематической системы языка, правое – воспринимает музыкальные и просодические элементы речи.
Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.
По своей структуре речевой слух представляет собой сложное явление, которое состоит из фонематического и фонетического слуха и выполняет две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую.
В речевом слухе выделяют фонематический слух.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение грамоте идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение. ( Т. Г. Егоров). Несформированность фонематического слуха занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, М.К. Шорох – Троицкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии.
К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образу-ется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.
Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы.
3. Дефекты смешения твердых и мягких,
глухих и звонких согласных звуков
В современных логопедических исследованиях, смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка.
Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Проявляется в избирательном нарушении в ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков) при сохранных остальных операций высказывания. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
Формы дислалии выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение. При дефекте смешения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков мы имеем дело с функциональной дислалией. О ней мы можем говорить в тех случаях, когда не наблюдается нарушений строения периферического речевого аппарата (челюстей, языка, неба, зубов). При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звука, что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука).
Один из видов нарушений носит название смешения (или взаимозамены) звуков - У ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Смешения звуков квалифицируются как фонематические (фонологические) дефектыи имеет форму- артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова остается неустойчивым (может произноситься правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков, неоправданному их употреблению. Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков, фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью (различает все фонемы, узнает все слова, в том числе паронимы). Дефектное произношение при такой дислалии обусловлено не моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок может справляться с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, нередко заменяет отсутствующие, простые по артикуляции звуки более сложными. Наиболее частыми являются дефекты звонкости - расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение и дефекты мягкости - расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.
СМЕШЕНИЕ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
При этом недостатке ребенок хотя и может правильно произносить в отдельности согласные звуки, но в речи часто их смешивает: пулка, добор.
В основе этого дефекта лежит главным образом плохое (у тугоухих детей) или недостаточно четкое (малодифференцированное) восприятие сходных звуков речи, иногда же и плохое слуховое внимание. Нередко причина лежит в плохом осмыслении тонких акустических различий сходных звуков по артикуляционному укладу или в нарушениях деятельности голосовых складок, обусловленных органическими или функциональными расстройствами.
СМЕШЕНИЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ ЗВУКОВ
В произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков. Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Один из дефектов твердости и смягчения согласных звуков – это смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Этот дефект является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно. Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направлениях:
1) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;
2) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.
При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков. Смешение мягких и твердых звуков как дефект смягчения, считается наиболее простой формой нарушения звукопроизношения, легко поддающимся коррекции. Однако при кажущейся простоте данный дефект может проявиться в письменной речи даже после его устранения в устной речи. Это связано со слабыми ассоциативными связями, которые еще не укрепились в процессе коррекции данного дефекта. Выработка нового условного рефлекса требует длительного времени и постоянной тренировки. Поэтому устранение дефекта смягчения на раннем этапе служит профилактикой акустической дисграфии.
4. Работа по формированию фонематического слуха
у детей дошкольного возраста.
Использование моделей в работе над звуками родного языка.
При обучении русскому языку встает задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели.
Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука (например, на твердость-мягкость согласного) и его положение в слове.
При первом же столкновении с написанием слова, содержащего фонемы в слабых позициях, обнаруживается недостаточность ранее сложившихся способов орфографического действия, так как в данном случае одна и та же буква оказывается знаком разных звуков (ср. звуковые значения буквы О в словах (стол) и (сталы)).
Для начала необходимо также объяснить ребенку, что звук и буква — это не одно и то же. Не обязательно рассказывать, как и почему так получилось, важно сказать, что люди между собой договорились писать одни и те же слова одинаково, чтобы им было легко понимать друг друга.
Итак, ребенку уже ясно, для чего нужно уметь читать, писать и считать, но еще не понятно, как этому научиться. Начать можно с упражнений на развитие фонематического слуха. Очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.
В средней группе детского сада для формирования фонематического слуха у детей лучше всего использовать методики, основанные на игровых приемах.
(”Расколдуй слово”, «эхо»…). (приложение 1)
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи. Наиболее сензитивный возраст для формирование у детей фонематического слуха является возраст 4—5 лет.
Этапы работы над звуками
- уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
- уточнение произношения изолированного звука по подражанию;
- воспитание правильного, четкого произношения звука в словах;
- воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.
Процесс усвоения правильного произношения звука — это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательности и систематичности.
На всех этапах работы над звуком основным для воспитателя является следующее:
- знать, какие ошибки могут встретиться в речи детей;
- предусмотреть, как лучше исправить ошибки;
- услышав ошибку, помочь ребенку быстро ее исправить, применив наиболее эффективный прием.
На каждом из этапов педагог обращает внимание детей на движения и положения органов артикуляционного аппарата. Поэтому формирование навыков правильного произношения в каждой группе, кроме первой младшей, начинается с занятий по ознакомлению детей с органами артикуляционного аппарата. Эти занятия (1—2) проводят в сентябре.
Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата
(проводится как целое занятие) (Приложение 2)
Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «...ребенок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задается вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении». В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений о работе органов артикуляционного аппарата, которые даются в доступной игровой форме.
Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.
В средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.
В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.
В подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим и, умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим у», и т. д.
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата
(проводится как часть занятия)
Воспитатель подбирает упражнения, исходя из правильной артикуляции звука. Например, для произнесения звука ф необходимо уметь подтягивать нижнюю губу к верхним зубам и направлять воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы с верхними зубами. Для выработки этого умения ребенка учат закусывать нижнюю губу верхними зубами, а потом приближать нижнюю губу к верхним зубам (губы при этом в улыбке). Для выработки направленной воздушной струи можно предложить ребенку вытянуть губы вперед и подуть на вертушку, ватку, но так, чтобы не надувались щеки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в «окошечко», образованное губами. (Все упражнения даются в игровой форме.)
Проводя игры на развитие речевого дыхания, необходимо помнить, что каждый ребенок может в них участвовать не более 10 с, причем с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
В процессе этого вида работы дети должны стоять или сидеть так, чтобы им хорошо было видно лицо воспитателя. Педагог должен видеть, как каждый ребенок выполняет упражнение. Поэтому проверять выполнение нужно по подгруппам. Если у ребенка не получается упражнение, не следует говорить: «Нет, ты не так делаешь, надо вот так». Это не даст результата и может только смутить ребенка. Лучше проделать с ним это упражнение еще раз индивидуально, не на занятии.
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике, необходимо соблюдать и в этом виде работы.
Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию
(проводится как часть занятия)
Воспитатель подбирает игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук, например на звук з — картинка с изображением комара (он звенит, напоминая звук з); на звук с — изображение насоса (воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук с) и т. д. Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, а просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук. Например, при уточнении звука ж вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила, полотер, пылесос и т. п. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей.
Необходимо добиваться четкого, правильного произношения изолированного звука всеми детьми, используя различные вспомогательные приемы для уточнения и вызывания звука, например: длительное произнесение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение его (если он взрывной) воспитателем с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребенка и т. п. При этом воспитатель должен хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук, т. е. в каком положении у ребенка находятся органы артикуляционного аппарата. (Чтобы увидеть, в каком положении находится язык, надо предложить ребенку многократно произнести отрабатываемый звук между двумя звуками а (аса, аша, ара).
Например, на занятиях по уточнению произношения звука с дети подражают свисту воздуха, выходящего из насоса при накачивании шины. Воспитатель знает, что при правильном произношении звука с губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, широкий язык находится за нижними резцами, посередине языка идет тонкая холодная воздушная струя. За правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи у детей и следит педагог. Он проводит уточнение звука не со всей группой сразу, а с подгруппами, чтобы иметь возможность увидеть неправильное положение органов артикуляционного аппарата у детей и помочь им. Одному ребенку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого нет ветерка. «Посмотри, какой у меня сильный ветерок»,— говорит воспитатель, подносит тыльную сторону руки ребенка к своему рту, и произнося звук с, дает возможность почувствовать струю воздуха. Потом то же предлагает проделать ему самому. У третьего ребенка нижние зубы не видны, воспитатель просит его улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т. д. Детей, которые испытывают затруднения в произношении отрабатываемого звука, следует чаще спрашивать и контролировать.
Воспитатель должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания.
Надо помнить, что во второй младшей группе воспитатель, проводя этот вид работы, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука. В средней группе воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощутимые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идет воздушная струя, и это же спросить у детей.
Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)
(проводится как часть занятия, в отдельных случаях как целое занятие)
Воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названиях которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При подборе материала следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, а тех звуков, которые дети плохо произносят, должно быть как можно меньше. Этот вид работы требует быстрой смены положений органов артикуляционного аппарата, а следовательно, развивает способность быстро и четко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить и о правилах орфоэпии (совокупность правил устной речи), которые указывают, как произносить звуки в определенных фонетических условиях.
Звонкие согласные (в, з, ж, б, д, г) перед глухими согласными оглушаются и произносятся как парные им глухие согласные (ф, с, ш, п, т, к), например; варежки («варешки»), ложка («лошка»), морковка («моркофка»), березка («береска») и т. п.
Звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие: мороз («морос»), нож («нош»), дуб («душ») и т. п.
Безударные гласные теряют не только долготу и силу, но и качество, т. е. редуцируются (изменяются). Ср.: окна — окно, облако — облака.
Сочетание тся произносится как ца: купаться («купатца») и др.; сочетание сш произносится как двойной звук ш: сшила («шшила») и др.
При подборе материала для закрепления звуков необходимо учитывать двойное значение букв я, е, ё, ю: Буквы я, е, ё, ю обозначают звукосочетания jа (я), jэ (е), jо (ё), jу (ю), если стоят в начале слова, после разделительных знаков ъ и ь и после гласного (я-ма, обезь-яна, ма-як); обозначают мягкость предшествующего согласного звука (мясо, дятел и т. п.).
При назывании предметов, картинок отрабатываемый звук выделяют голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносят более четко.
Необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге,— это привлекает внимание ребенка к звуку. В русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий, это облегчает выделение отрабатываемого звука. Если же удлинить безударный слог, то возникнет иллюзия второго ударения, вот почему не рекомендуется сначала брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребенку усваивать правильное ударение. В словах муха, автомат, мак звук м можно легко выделить, произнести его долго, четко, а в словах молоко, магазин, не нарушив правила произношения, выделить звук м нельзя. В безударных слогах происходит ослабление и изменение звучания звуков, особенно некоторых гласных, например: воды — воды. В слове воды звук о ясно слышен, в слове воды слышен уже не звук о, а звук, акустически больше похожий на а. Так же изменяется звучание некоторых согласных.
Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи
(проводится как целое занятие)
Для этих занятий воспитатель подбирает потешки, скороговорки, стихотворения, игры, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком (материал следует подбирать, руководствуясь списком литературы, рекомендованным программой). Занятия этого вида могут сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворения, работой с картинкой, дидактическими играми и др. Вводя звук в речь ребенка, недопустимо на каждом слове исправлять его ошибки. Это мешает ребенку высказаться, нервирует, может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи. При уточнении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель лишь контролирует правильное употребление звука в речи.
Проводя этот вид занятий, необходимо воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь. Очень важно следить и за темпом речи. Если ребенок говорит быстро, нечетко произносит звуки, у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребенок искажает и пропускает в своей речи даже те звуки, которые изолированно произносит правильно. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.
Итоговые занятия
Эти занятия проводятся в средней группе (со второй половины года) и в старшей. Каждое занятие включает все этапы работы над звуком:
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука.
Уточнение произношения изолированного звука.
Воспитание четкого произношения звука в речи.
Воспитателю следует подбирать такие формы и виды работы, которые дают возможность привлечь каждого ребенка, проверить, как дети усвоили пройденный материал.
Дифференциация звуков
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
Дифференциация изолированных звуков.
Дифференциация звуков в словах.
Дифференциация звуков во фразовой речи. Остановимся подробнее на каждом этапе.
Дифференциация изолированных звуков
(проводится как часть занятия)
Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Для данного этапа работы воспитатель подбирает картинки-символы на дифференцируемые звуки. При отработке этих звуков в предыдущих группах детей уже учили соотносить звуки с определенной картинкой-символом, и выработавшийся стереотип надо использовать. Цель работы — научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам — акустическим и артикуляционным.
Воспитатель медленно называет звуки, а дети показывают соответствующие картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Воспитатель спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чем различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.
Дифференциация звуков в словах
(проводится как часть, занятия, в отдельных случаях, как целое занятие)
Цель этого этапа работы — учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. При проведении целого занятия используют несколько видов работы, для которых требуется подготовка большого количества словесного и наглядного материала.
Воспитатель учит различать слова, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребенок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Например, предлагаются слова мишка — миска. Ребенок говорит, что мишка живет в лесу, а из миски едят. В слове мишка звук ш, в слове миска звук
с. Воспитатель может спросить: «А что надо сделать, чтобы слово мишка превратить в слово миска?» («Надо вместо ш произнести с»).
Воспитатель подбирает по количеству детей картинки (предметы, игрушки), в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздает их. Каждый ребенок показывает свою картинку, называет ее, выделяя дифференцируемый звук, и кладет в конверт, прикрепленный на доске под соответствующей картинкой-символом.
Дифференциация звуков во фразовой речи
(проводится как целое занятие)
Воспитатель использует на занятии потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом; по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Воспитатель дает указание придумать такое предложение, чтобы в нем было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например лир (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывет по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы. Клавиши у рояля белые и черные. Рыбы плавают в аквариуме), с и ш (У Саши на ладошке стеклышко. Шла Саша по шоссе. Пастушок играет на свирели. На ромашках спят шмели, лягушата спать легли. Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!) и др.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Наиболее эффективным является занимательная форма подачи материала и подключение зрительного анализатора.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Применение условных обозначений (символов звуков речи, моделей артикуляции звука) позволяют представить и понять ребёнку то, о чём рассказывает логопед, запомнить характеристику звуков; предвидеть возможные результаты собственных действий.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- Использование наглядного моделирования вызывает интерес;
- Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Начиная работу над звуками, в логопедической работе используют модели-символы. Модели отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. На основе символов осуществляется устная передача звука по подражанию с опорой на модели артикуляции с введением игровых приёмов.
Модели-символы легко запоминаются детьми. По таким опорным схемам дети рассказывают о любом звуке, а весь процесс постановки звука становится осмысленным, в котором учащиеся являются активными участниками. Применяя графические модели-символы, школьники учатся сравнивать звуки, могут наглядно видеть, чем один звук отличается от другого.
Таким образом, использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у них памяти, внимания, мышления, восприятия, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.
5. Практическая работа:
обследование фонематического слуха
у детей своей группы;
проведение игр и упражнений.
Цель обследования: выявление особенностей фонематического слуха у старших дошкольников.
Задачи:
- Проведение исследования состояния фонематического слуха у старших дошкольников с нормальным развитием речи.
- Анализ полученных данных.
База и организация обследования. Обследование было проведено в 2012 году в старшей группе, детей с нормальным развитием речи, в ГБОУ СОШ №1285 г. Москвы. Возраст детей 5 – 6 лет - 15 человек.
В ходе обследования использовались: беседа с родителями для сбора анамнеза, методика исследования фонематических процессов у старших дошкольников, анализ полученных данных.
Обследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе были собраны анамнестические данные: как протекала беременность, роды; как развивался ребенок, в соответствии ли с возрастной нормой формировалась речь, какие заболевания перенес в первый год жизни, какова речевая и социальная среда ребенка.
Целью 2 этапа являлось обследование фонематического слуха у детей с нормальным развитием речи.
На 3 этапе были обработанны полученные данные, проанализированы показатели детей и даны методические рекомендации.
1серия. Цель - исследование фонематического слуха.
№ 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками. Инструкция: внимательно слушай и повтори за мной.
различных по звучанию
Та - ка – та; Ба – та – ба; Па – ка – та; Са – фа – ла; Ма – да - ма
близких по звучанию
Ба – па – ба; Ка – га – ка; Та – да – да; Са – за – СА; Ша – жа – ша;
Ра – ла – ла; Ша – жа – жа – ша; За – са – за – Са;
Са – ша – ша – СА; Ра – ра – ла – ла
Оценка:
5 баллов – все задания точно воспроизводятся;
4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов близких по звучанию;
3 балла – задание выполняется в замедленном темпе; в половине случаев ряды слогов близких по звучанию воспроизводятся неточно, единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов различных по звучанию;
2 балла – большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно;
1 балл – задания не выполняются.
№ 2. Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.
Инструкция: ответь на вопрос.
- В тарелке СУП или ЗУБ?
- Может заболеть ЗУБ или СУП?
- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?
- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?
- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?
- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ
- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?
- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?
- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?
- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?
- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?
- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?
Оценка:
5 баллов – на все вопросы отвечает правильно;
4 балла – дает неправильный ответ в единичных случаях, но сам исправляет после повторного вопроса;
3 балла – 2 – 4 ошибки, исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла – требуется повторное воспроизведение, допускает 5 и более ошибок;
1 балл – задание не выполняется.
Анализ полученных результатов
Проанализируем анамнестические данные: у многих мам во время беременности наблюдались анемия I – III степени, у одной была угроза выкидыша на раннем сроке беременности, у двоих был токсикоз первой половины беременности. Также в анамнезе встречаются следующие патологии – отеки, высокое давление, высокая температура, ранее отхождение вод. Также у некоторых детей играет роль наследственный фактор. Например: у Лены П. близкий родственник имеет дефект речи, у Саши Ш. старший брат ходил в логопедическую группу. Все это может быть причиной фонематического недоразвития ребенка.
Проведем анализ результатов и выполнения каждого задания.
Задания для исследования фонематического слуха:
№ 1 «Повторение слогов с оппозиционными звуками» – средний балл за это задание у детей – 3,3. Дети испытывали трудности в повторение слогов. Большинство детей контрольной группы в задании «Повторение слогов различных по звучанию», в котором давалось 5 рядов слогов, выполнили все пробы, по одной ошибке допустили - Артем А., Настя Д., Катя К., Костя О., и у Стаса И. - 2 ошибки. Стас не смог правильно повторить ряды слогов, состоящие из 3 разных по звучанию слогов (па – ка - та, са – фа - ла). А ряды слогов, состоящие тоже из 3 слогов, но в них использовались 2 разных звука (та – ка - та, ба – та - ба) он повторил правильно.
В задание «Повторение слогов близких по звучанию» дети допускали больше ошибок. Здесь мы предложили повторить ряды слогов, включающие 2 оппозиционных звука и состоящие из 3 слогов и ряды слогов (ша – жа – ша), включающие 2 оппозиционных звука и состоящие из 4 слогов (ша – жа – жа – ша). В контрольной группе со всеми пробами, всего их 10, справилась только Юля Л., остальные дети допускали ошибки, но, все же нет ни одного ребенка, кто бы совсем не выполнил это задание.
№ 2 «Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу». С этим заданием дети справились намного лучше. В контрольной группе все дети, кроме Стаса И., выполнили все пробы безошибочно. Стас допустил одну ошибку - на вопрос «Что может заболеть? Суп или зуб?», он ответил: «Суп», по картинке же показал правильно.
Дети хорошо справились с заданием, потому что в этом задании есть смысловая нагрузка, т.е. дети не только на слух воспринимали, но и должны были понять смысл предложения. Например: «на ноги одевают шапки или тапки?» Чтобы ответить на вопрос, нужно было понять смысл. Дети охотно отвечали на вопросы и давали ответы быстро.
. Средние бальные оценки выполнения заданий на изучение сформированности фонематического слуха у старших дошкольников
Ф. слух | ||
№ зад | 1 | 2 |
Баллы | 3,3 | 4,9 |
Дети, показавшие высокий уровень 33,3% (5), выполнили все задания. Били единичные случаи, когда дети допускали ошибки .
Средний уровень показали 46,7% (7) детей.
20% (3) детей показали низкий уровень. Дети испытывали значительные трудности практически во всех заданиях. Им нужен был повтор текстов, помощь взрослого, подробное разъяснение задания.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Если ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
- услышишь - хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. - внимательный слушатель
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова). - нужное слово
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. - зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. - сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос. - скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
6. Выводы.
Изучая проблему развития фонематического слуха у детей мы обращались к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., Швачкина Н.Х., Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В., Селивёрстова В.И., Шаховской С.Н., Фомичевой М.Ф., Волосовец Т.В., Шашкиной Г. Р. и др. специалистов.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека — в «решетке фонем».
В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.
Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими.
Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Фонематический слух – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). А это значительно снижает успешность усвоения детьми программы родного языка и является одной из причин их школьной неуспеваемости.
7. Список литературы.
1. Алексеева М.М., Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте. Развитие речи и речевого общения- М.,1995
2. Дурова Н.В., Формирование фонематического слуха - М.,1996
3. Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975.
6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 1991.
8. Хватцев М.Е., Логопедия - СПб.,1996 г.
Приложение 1
Задания и упражнения для закрепления навыков правильного звукопроизношения.
1. Сказка про глухие и звонкие согласные звуки.
Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу.
Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай – ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат, как молот – ДДД!, рычат, как бульдозер – РРР!
А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:
ШШШ! – шуршат они листвой, ССС! – скользят ручейком, ТТТ! – стучат по дереву дятлом, ФФФ! – веют ветерком, ЦЦЦ! – цокают копытцами по дороге.
С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных на помощь и сложить стихотворение из букв.
КА пэ тэ
Эф ха цэ
Ча ша ща
Эс
2. Буквы Е и Ё.
Учитель лесной школы Михаил Иванович показал ученикам две новые буквы – Е и Ё.
- Смотрите, - сказал он, - буква Е похожа на гребёночку. С неё начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА. Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ё начинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁЛКА, ЁРШ.
Используя на занятии разные виды сказок и историй, можно давать задания на повторение: Повтори какие звуки живут в городе, а какие в лесу; Назови слова на Е и Ё. Это способствует автоматизации звуков и введение их в речь.
3. Чистоговорки.
Ша-ша-ша – у Даши каша.
Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.
Аш-аш-аш – у Паши шалаш.
Ош-ош-ош – у Миши ковш.
За-за-за – здесь стоит коза.
Зы-зы-зы – мало сена у козы.
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у Ромы шары.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. И т.п.
5 Дидактические игры с картинками (предметными и сюжетными).
Мишка – хвастунишка.
Оборудование: предметные картинки или мелкие игрушки.
Ход игры: на роль мишки – хвастунишки выбирается ребёнок, остальные дети получают картинки или игрушки. Мишка должен ходить от ребёнка к ребёнку и, рассмотрев картинку или игрушку, сказать: «У тебя одна чашка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлогу много машинок!». Дети должны отвечать мишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя – вот она!» или «Здесь нет твоих чашек, а у меня вот есть!». Затем дети меняются ролями и картинками и игрушками.
Игра имеет множество целей: автоматизация нужных звуков, введение их в речь, построение форм родительного падежа, развитие интонационной стороны речи.
Волшебный мешочек.
Цель игры: автоматизация нужных звуков, развитие осязания, воображения.
В яркий мешочек складывают разные предметы.
Задание детям: определи на ощупь, что лежит в мешочке.
Четвёртый лишний.
Цель игры: автоматизация нужных звуков, развитие мышления.
В конвертах по четыре картинки, одна из которых лишняя обычно по разным признакам можно
выделить две лишних.
Домик.
Цель игры: автоматизация нужных звуков, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия.
Ребёнок получает нарисованный домик, в котором три этажа и три подъезда и картинки, в названиях которых звуки в начале слова, середине и в конце.
Задание: разложи картинки – в первом подъезде живут слова, в которых звук первый, во втором – в середине, в третьем – в конце. Для дифференциации используется домик «четырёхэтажный» - 1-2 - звук например, С, 3-4 – звук З.
Приложение 2
Игры для формирования
фонематического слуха у дошкольников
ЭХО
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия
Играть можно вдвоем или большой группой.
Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в «эхо”.
Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).
РАСКОЛДУЙ СЛОВО
Игра на развитию фонематического слуха и звукового анализа слов
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.
ЖИВАЯ АЗБУКА
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
ПУТАНИЦА
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?
ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН
Игра для развития фонематического слуха
Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.
Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления).
Игра “Слушай, думай, отвечай - с нужного звука начинай”
Цель игры: развитие фонематического слуха и восприятия;
закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
активизация и расширение словаря детей;
развитие мыслительных операций.
Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.
1. Слушай, думай, отвечай,
Со звука А начинай.
1 | Крупная перелетная птица с длинным клювом. | аист |
2 | Пассажирский транспорт. | автобус |
3 | Мужское имя | Антон |
4 | Доктор, который лечил зверей. | Айболит |
5 | Фрукты | Ананас, апельсин, абрикос |
6 | Садовые цветы | астры |
7 | Женское имя | Анна, Алла |
8 | Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь. На куски его порежь, мякоть красную поешь. | арбуз |
2. Слушай, думай, отвечай,
Со звука У начинай.
1 | Домашняя и перелетная птица | утка |
2 | То назад, то вперёд | утюг |
3 | Часть суток | утро |
4 | Женское имя | Ульяна |
5 | Место, где гуляют взрослые и дети. | улица |
6 | Теремок, гляди, ползет, | улитка |
3. Слушай, думай, отвечай,
Со звука О начинай.
1 | Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок, | облака |
2 | Время года | осень |
3 | Упрямое домашнее животное | осел |
4 | Модница крылатая, | оса |
4. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков М-Мь начинай.
1 | Мною умываются, слёзы появляются. | мыло |
2 | Дикий зверь. | медведь |
3 | Овощ, у которого едят корень. | морковь |
4 | Инструмент, которым забивают гвозди | молоток |
5 | Сильный холод зимой. | мороз |
6 | Напиток из ягод. | морс |
7 | Кукла одна в другой. | матрёшка |
8 | Маленькое животное с длинным хвостом | мышка |
9 | Стол, стул, шкаф – это … | мебель |
10 | Помещение, где продают и покупают товар. | магазин |
11 | Транспорт. | машина |
12 | Мера времени. | минута |
13 | Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. | молоко |
14 | Знак вычитания. | минус |
15 | Переход через реку. | мост |
16 | Насекомые – санитары леса. | муравьи |
17 | Мужское имя. | Михаил, Максим |
18 | Снежная буря. | Метель |
19 | Его едят и зимой, и летом. Любят и взрослые, и дети. | мороженое |
20 | Женское имя | Маша, Марина. |
21 | Его уронила в речку девочка Таня | мяч |
5. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков П-Пь начинай.
1 | Он нужен каждому ученику. | Пенал, портфель |
2 | Он приходит в каждый дом, И приносит новости. | почтальон |
3 | Говорящая птица | попугай |
4 | Без нее не проживет ни один человек. | пища |
5 | Тарелка, сковорода, чашка – это | посуда |
6 | Овощ на грядке. | помидор |
7 | Птица с красивым хвостом. | павлин |
8 | Женская одежда. | платье |
9 | Мужское имя. | Павел, Потап |
10 | Детеныш свиньи. | поросенок |
11 | Первый день недели | понедельник |
12 | Оценку, которую любят ученики | пять |
13 | Последний рабочий день недели | пятница |
6. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков Т-Ть начинай.
1 | Домашняя обувь. | Тапочки |
2 | Он поможет поговорить с другим городом. | Телефон |
3 | В ней пишет ученик. | Тетрадь |
4 | Ящик, из которого доносится изображение и голос. | Телевизор |
5 | Дерево, с которого облетает пух. | Тополь |
6 | Женское имя. | Таня, Тоня |
7 | Автобус, автомобиль, самолет-это. | Транспорт |
8 | За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный … | тюлень |
9 | Цифра | три |
10 | Мужское имя | Толя, Тима |
11 | Маленькая коровка или детеныш коровы | теленок |
12 | По небу плывут, дождик несут | тучи |
7. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков С-Сь начинай.
1 | Засохший хлеб | сухарь |
2 | Домашнее животное | свинья |
3 | Игра со снегом | снежки |
4 | Шестой день недели | суббота |
5 | Часть слова | слог |
6 | Вежливое слово | спасибо |
7 | Обувь для дождливой погоды | сапоги |
8 | Мастер по дереву | столяр |
9 | Дерево с длинными иголками | сосна |
10 | Зимующие птицы | сорока, синица, снегирь |
11 | Милицейский сигнал | свисток |
12 | Частичка снега | снежинка |
13 | Ночная птица | сова |
14 | Комната, в которой спят | спальня |
15 | Часть лестницы, на которую ставят ноги | ступенька |
16 | Кусок ткани, которым покрывают стол | скатерть |
17 | Человек, который живет рядом | сосед |
18 | Музыкальный инструмент | скрипка |
19 | Отпечаток ноги на снегу, песке | след |
20 | Число больше шести, но меньше восьми | семь |
21 | Отец, мать, дочь, сын –это | семья |
22 | Ты весь мир обогреваешь, | солнце |
8. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков К-Кь начинай.
1 | Домашние животные | Корова, коза, кошка |
2 | Маленькая кошечка- это | котенок |
3 | Черный Ивашка, | карандаш |
4 | Овощ | картофель |
5 | Садовая ягода | клубника |
6 | Школьные принадлежности | краски, карандаш |
7 | Напиток из сухофруктов | компот |
8 | Северная полезная ягода | клюква |
9 | Детеныш козы | козленок |
10 | В реках Африки живет | крокодил |
9. Слушай, думай, отвечай,
Со звуков Г-Гь начинай.
1 | Часть тела. | глаза, губы, голова |
2 | Фрукты | груша, гранат |
3 | Опята, маслята, грузди – это | грибы |
4 | Птичий домик. | гнездо |
5 | Место для посадки овощей. | грядка |
6 | Дикая и домашняя птица. | голубь, гусь |
7 | Сигнал, подаваемый тепловозом | гудок |
8 | Перелётная птица. | грач |
9 | Место для проживания в другом городе | гостиница |
10 | Мелкий овощ. | горох |
Приложение 3
Нарушения произношения твердых и мягких согласных
Примерные упражнения
Задание. Прочитай слова, найди в них букву ю, скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце. Юрта, каюта, убираю.
Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает? Рюмка, изюм, блюдо.
Задание. Прочитай слова, найди в них букву е, скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце. Поездка, ежевика, учение.
Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает? Ветер, метель, ведро.
Такие же упражнения проводятся по выделению звуков [йа], [йо]. Очень удобно пользоваться слоговыми таблицами, в которые включены йотированные гласные (е, е, ю, я), например:
Таблица 6
Задание. Рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано? (Предлагаются картинки, в названии которых есть мягкие согласные, смягченные гласными звуками [йэ], [йо], [йу],
[йа]).
Задание. Прочитай слоги. Скажи, когда звуки [д] и [т] произносятся твердо, а когда мягко?
[Да] — [да] — [ду] — [ды] — [дэ]; [дя] — [де] — [дю] — [ди] — [де]; [та] — [то] — [ту] — [ты] — [тэ]; [тя] — [те] — [тю] — [ти] —
[те].
Задание. Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [т] и [д]. (Такие же упражнения применятся для всех пар согласных.)
Задание. Прочитай и спиши слова. Скажи, что они означают?
Ров — рев, лук — люк, рис — рысь, рад — ряд, мыл — мил.
Задание. Придумай небольшой рассказ со словами нос, нес, мышка, мишка.
Задание. Прочитай стихотворение про мягкий знак, запиши графическое изображение мягкого знака в тетрадь простым карандашом. Скажи, почему этот знак называется «мягким*?
Мягкий знак на удивленье Служит звукам для смягченья. Были твердыми и сильными, Станут мягкими красивыми.
Задание. Прочитай слова, скажи, чем они отличаются: как звучат, одинаковые ли по смыслу?
Угол — уголь; дал — даль; мел — мель; кон — конь; мол — моль; пыл — пыль; шест — шесть.
Задание. Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).
Задание. Прочитай слова: вишня, банан, виноград, картофель. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «картофель»). А теперь скажи, в каком слове нет мягкого звука? (Правильно, это слово «банан»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж.
Конспект занятия, целью которого является знакомство детей со звуком [Ж], буквами Ж, ж, дать понятие, что звук - звонкий согласный....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель: знакомство детей с буквой «З» и звонк...
Речевые физкультминутки на звонкие согласные звуки Б, Д, Г
Предлагаются тексты речевых физкультминуток для использования на логопедических занятиях при прохождении звонких согласных звуков Б, Д, Г....
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....
конспект НОД по речевому развитию на тему "Дифференциация глухих и звонких согласных"
Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы....
Дифференциация глухих и звонких согласных звуков: Ш-Ж (живое-неживое) (картинный материал)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнку следует определить, какой звук находится в названии каждого предмета: Ш или Ж и соединить картинку с соответствующей буквой линией, а также выполнить до...
Дифференциация глухих и звонких согласных звуков при словоизменении: Ш-Ж (назови ласково)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнку следует соединить линией одинаковые предметы разной величины и назвать их правильно....