Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия, целью которого является знакомство детей со звуком [Ж], буквами Ж, ж, дать понятие, что звук - звонкий согласный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_i_zvuk_zh.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
НОД с детьми старшего возраста по теме: «Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж».
Использованы образовательные технологии:
-здоровьесбережения
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
-технологии ТРИЗ
Составитель: воспитатель
подготовительной группы
Атаманова Светлана Николаевна
Санкт-Петербург
2018
Конспект непосредственной образовательной деятельности:
Звонкий согласный звук [Ж], буквы Ж, ж.
Цель:
Познакомить детей со звуком [Ж], буквами Ж, ж, дать понятие, что звук - звонкий согласный.
Задачи:
Образовательные:
- учить правильно произносить гласные и согласные звуки
- учить детей находить звук [Ж] в слова, определять звук на слух
- учить осуществлять звуко-буквенный анализ слов.
Развивающие:
- развивать фонематический слух путём различия на слух звуков в словах, - развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общие речевые навыки, - развивать мелкую моторику кистей рук, умение пользоваться карандашом, -формировать умение название буквы с изображением
Воспитательные:
- воспитывать умение у детей вслушиваться в свою речь и речь окружающих - воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающая среда: магнитная доска, азбука большого формата, картинка с изображением жука, сюжетные картинки, картинки с изображением букв, карточки синего, зелёного и красного цвета, мяч, рабочие тетради, красный, синий, простой карандаши, колокольчик.
Содержание.
Организационный момент.
Звенит колокольчик. Дети подходят к воспитателю, стоят вокруг педагога.
- Хочу вас пригласить уехать из зимы на летнюю полянку.
- Ребята, а как нужно вести себя на полянке и в лесу? (Тихо)
-Поиграем игру «Найди свой домик» (в одном домике - красная карточка, в другом синяя и зелёная)
Раздаются картинки – буква, с одной стороны, с другой картинка с изображением животных и предметов летом на эту букву.
-Как вы думаете можно найти свой домик? (по цвету карточки,буквы бывают гласные и согласные)
(Дети говорят, что гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные синим-твёрдые или зелёным - мягкие)
Дети находят свой домик и рассказывают, как называется у них буква, как звучит звук и что изображено на картинке.
С этими буквами и звуками мы уже знакомились. Хотите познакомиться с новой буквой и звуком
-Отгадайте загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, узнаете… Загадки:
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, жужжу, когда кружусь (жук).
Шея, как стрела у крана, Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложиться …(жираф).
Ночью ходит, днём он спит, этот зверь какой-то странный, если сердится – ворчит. Он живёт в лесу дремучем, сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну, конечно, это — … (ёжик).
Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется в каждом слове? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие.
- Мы сегодня будем говорить о звуке [Ж] и букве Ж.
А кто изобразит, как жук жужжит?
воспитатель держит в руках картинку с изображением жука.
-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.
Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.
- А теперь давайте расскажем об этом звуке.
Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
Характеристика звука Ж.
- Что вы можете сказать об этом звуке? (он согласный, звонкий, всегда твердый)
Игра с мячом «Назови слово где есть звук [Ж]»
Молодцы ребята, сядем на ковёр
- Мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»
Вяжет мама длинный шарф
потому что сын ... (Жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам)
Лейся дождь веселый,
мы с тобою дружим
Весело нам бегать босиком по (лужам).
Лежебока рыжий кот отлежал себе... (живот).
-Чтение сказки Г.Юдина «Жадная жаба»
-Запомните слова со звуком [Ж],которые встречаются вам в сказке.
Физкультурная минутка «Жук»
На лужайке, на ромашке (развести руки круговым движением, собрать пальцы обеих рук щепотью и раскрыть их)
Жук летал в цветной рубашке (рисование жука в воздухе, сделать махи кистями рук, пальцы собрать в щепоть и раскрыть их)
Жу- жу-жу, жу-жу-жу (рисование жука в воздухе рукой, рисование жука ногой.)
Я с ромашками дружу (показать на себя, пальцы щепотью и раскрыть их, обеими руками пожать самому себе обе руки)
Тихо по ветру качаюсь (покачивающие движения раскрытых рук) (сложить кисть щепотью и наклонить их)
Низко, низко наклоняюсь.
-Дети садятся за столы.
-Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в дом.
Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.
Воспитатель говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.
- Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:
-Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!
(С. Маршак)
В рабочих тетрадях пишут букву Ж - большую и маленькую.
-Обведите букву по контору,
-Напишите букву по точкам,
-Сами напишите эту букву
Итог занятия.
-Ребята, давайте теперь вспомним и расскажем, какой ж звук.
2-3 ребёнка дают характеристику звуку [Ж].
Что вам понравилось на занятии?
Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:
-Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить ХОЧУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы логопедии «Недостатки произношения твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков»
Домашняя контрольная работа...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель: знакомство детей с буквой «З» и звонк...
Речевые физкультминутки на звонкие согласные звуки Б, Д, Г
Предлагаются тексты речевых физкультминуток для использования на логопедических занятиях при прохождении звонких согласных звуков Б, Д, Г....
Дифференциация глухих и звонких согласных звуков: Ш-Ж (живое-неживое) (картинный материал)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнку следует определить, какой звук находится в названии каждого предмета: Ш или Ж и соединить картинку с соответствующей буквой линией, а также выполнить до...
Дифференциация глухих и звонких согласных звуков при словоизменении: Ш-Ж (назови ласково)
Материал представлен в виде перфокарты. Ребёнку следует соединить линией одинаковые предметы разной величины и назвать их правильно....
Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....