Конспекты занятий по речевому развитию для детей раннего возраста
план-конспект занятия по логопедии по теме
В последние годы акцент исследований сместился в сторону раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы, что позволяет существенно снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_logopeda.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий
Тема: «Осень»
Задачи: 1. Обучать снятию напряженности мышц органов артикуляции.
2. Развивать навыки правильного речевого дыхания.
3. Развивать общую и мелкую моторику.
4. Формирование интонационной выразительности голоса.
5. Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: дидактическое пособие «Лягушка», картинки, артикуляционная гимнастика, фотографии артикуляционного уклада, листочки, фланелеграф.
- Самомассаж лица
Жа-жа-жа Мы нашли в лесу ежа. Жу-жу-жу Подошли мы к ежу. Ужа-ужа-ужа Впереди большая лужа. Жок-жок-жок Надень, ежик, сапожек. | Указательными пальцами проводим линии от середины лба к вискам Указательными пальцами проводим от горбинки носа к вискам Над верхней губой, от середины указательными пальчиками проводим по щекам до мочек ушей. Под нижней губой, от середины указательными пальцами проводим до мочек ушей |
- Артикуляционная гимнастика с помощью дидактического пособия «Лягушка»
- Лягушка
- Лопатка
- Лягушка – лопатка
- Лопатка – лягушка.
3.Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
1, 2, 3, 4, 5 – Будем листья собирать Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листья дуба Мы соберём Маме осенний Букет отнесем. Песню осеннюю Маме споем | Сжимать и разжимать кулачки Загибаем поочередно пальцы, начиная с большого. Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки. |
4. Дыхательное упражнение «Ветер» (с листочками)
Дует легкий ветерок И качает так листок Дует сильный ветерок И качает так листок Осенние листочки На веточках сидят, Осенние листочки, Детям говорят. Фонетическая ритмика Осиновый – Рябиновый – Березовый – Дубовый - | (дети дуют на листочки, выдох спокойный, ненапряжонный) Активный выдох Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Дети хором поют: А-а-а- руки вперед И-и-и- руки внизу О – о- о – руки вверх У-у-у- кулаки сжаты перед грудью. |
5. Элемент логоритмики
Чтение текста «Хозяйка однажды с базара пришла» с показом фланелеграфа.
Перечисление: Картошку, капусту, морковку Горох, петрушку и свеклу. | О-о-о-о-х! (с интонацией) |
6. Кинезиология.
Дети загибают пальчики, начиная с мизинца (с помощью родителей)
- Правая рука
- Левая рука
- Вместе.
Тема: «Огород, овощи»
Задачи: 1. формировать правильное выполнение артикуляционных упражнений
2. развивать мимическую и мелкую моторику
3. развивать объем дыхания
4. совершенствовать умение двигаться в соответствии с ритмом
5. воспитывать умение работать в коллективе
Оборудование: карточки, картинки, фотографии лягушка (для артикуляционной гимнастики) овощи в корзине, маска – мышки.
1. Самомассаж носа «Морковки»
Вот-вот-вот Морковки водят хоровод Ава-ава-ава Веселая забава Овь-овь-овь Вкусная морковь | Массажировать ноздри указательными пальцами. Сверху – вниз. Массажировать ноздри указательными пальцами. Снизу – вверх Указательными пальцами, круговые движения вокруг носа. |
Самомассаж пальцев «Вырос у нас чеснок»
(каждый пальчик нажимаем в трех точках (начало, средени, конец) двумя пальчиками: указательным и большим)
- Вырос у нас чеснок
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали
Ими друзей угощали
Квасили, ели, солили
С дачи домой увозили
Прощай – же на год
Наш друг – огород.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Лягушка
- Лопатка
- Заборчик
- Лопатка (большая, маленькая).
3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Ребята, давайте заготовим капусты на зиму.
Тук, тук, тук, Раздается в доме стук Мы капусту нарубили, Перетерли, Посолили, И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке. | Ритмические удары ребром ладони по столу Хватательные движения обеими руками. Указательный и средний пальцы трутся о большой. Удары обеими руками по столу Отряхивают руки. |
4. Дыхательное упражнение + релаксация «Устали овощи, сели отдыхать»
Мы собрали богатый урожай овощей (показываю в корзине, раздаю детям – морковь, капусту, помидор, картофель, лук и т.д.)
Устали овощи, сели отдыхать и вздыхают:
- О-о-о-х
- У-у-у-х
- А-а-а-х
- Э-э-э-х
- И-и-и-х
5. Логоритмика. Упражнение на различные виды ходьбы.
Огуречик – огуречик! Не ходи, на тот конечик – Там мышонок живет, Тебе хвостик отгрызет. | Дети маршируют по кругу. Дети останавливаются Легко бегут на носочках Убегают к взрослым (от мышки) |
6. Кинезиология.
Дети имитируют игру на пианино
- Правая рука
- Левая рука
- Вместе
Тема: «Сад. Фрукты»
Задачи: 1. развивать артикуляционную моторику
2. развивать мимической моторики, эмоционально-волевой сферы
3. развивать мелкой пальчиковой моторики (рук, кисти, ручных умений)
Оборудование: карточки, картинки-символы, фотографии для артикуляционной гимнастики, корзина с фруктами.
1. Самомассаж лица «Наш сад».
Прекрасен наш осенний сад В нем слива есть и виноград На ветках, как игрушки И яблоки и груши А к ночи веет холодок И желтый лист шумит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей позовем. И солнышку помашем «Спасибо, осень» - скажем | Указательными пальцами проводим от середины лба к вискам Указательными пальцами проводим от горбинки носа к вискам Над верхнею губой проводим по щекам до мочек ущей Под нижнею губой, от середины проводим до мочек5 ушей. Машут руками, изображают улыбку – солнышку |
2. Артикуляционная гимнастика
- Лягушка
- Лопаточка
- Заборчик
- Трубочка
3. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ | Левую ладошку держат «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают». Загибают пальчики по одноу, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают» |
4. Дыхательное упражнение «Аромат фруктов».
Раздать из карзины фрукты,
Дети вдох – носом
Выдох – ртом.
5. Логоритмика «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин. Много нас, а он один Эта долька для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка кожура. Он сердит на нас – Беда!!! Разбегайтесь – Кто куда! | Руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются. Наклоны головой вперед. Руки на пояс, покачивание головой в стороны, брови нахмурены, губы сжаты. |
6. Кинезиология
«Крючки» - указательные пальцы сгибаем и изображаем, как «крючки» сцепились.
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Задачи: 1. Развивать диафрагмальное и речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис.
2. развитие творческого воображения, подражательности.
3. формировать самостоятельность.
Оборудование: картинки артикуляционной гимнастики с художественным словом, туесок с грибами.
1. Массаж пальцев «Малина»
С веток ягоды снимаю И в лукошко собираю Ягод - полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть – Легче будет к дому путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? 1, 2, 3, 4, 5 Снова буду собирать. | Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды». Сложить лодони «корзинкой» Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться левой ладони и подносить ко рту. Поочередно массажировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой) |
2. Артикуляционная гимнастика.
- Лягушка
- Лопатка
- Заборчик
- Трубочка
- Часики
3. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Топ-топ пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор красный – гриб опасный. А второй лисичка – рыжая косичка Третий гриб волнушка – розовое ушко А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок. | Дети «шагают» пальчиками по столу Переплетают пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев руки. На каждое двустишие, дети разгибают по одному пальчику. |
4. Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса и грибов»
Достать из туеска грибы (муляжи) дети нюхают (вдох – носом, выдох – ртом).
5. Логоритмика. Фонопедическое упражнение «Осень»
6. Кинезиология.
- Ручки вверх (ладошки вверх)
- Ручки вниз (ладошки вниз)
- Набочок (на ребро ладошки)
- В кулачок (кулачки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста «Теремок»
Цель.Закрепление текста сказкиАктивизация речи – проговаривание текстаФормирование навыка ролевой игры....
Конспект занятия по речевому развитию для детей раннего возраста «В гости к колобку»
Тематическое занятие по развитию речи для детей С 3 до 4 лет.Скачать: konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_dlya_detey_rannego_vozrasta.doc ...
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "В гостях у солнышка"
Конспект игрового занятия....
конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "Поможем кошечке"
конспект образовательной деятельности по речевому развитию в группе раннего возраста "Поможем кошечке"...
Конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "Насекомые"
Занятие для детей раннего возвраста, 1-ая младшая группа. Позволяет решать следующие задачи:Образовательные:-расширять пассивный и активный словарь;-активизировать предметный и глагольный словарь по т...
конспект занятия по речевому развитию в группе раннего возраста тема:"Котинька-коток"
Программое содержание: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями ,формировать познавательную активность воспитывать гуманное отношение к животным....
Конспект занятия по речевому развитию для детей раннего возраста «Машина едет и гудит.»
Цель: развивать коммуникативно-речевую активность детей, закрепить представления о величине предметов.Задачи:Образовательные: продолжать знакомить ребенка с видами транспорта, побуждать применять разн...