"Учись говорить правильно" проект
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных заданиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений, и включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений использования слов в составе предложения.
Именно поэтому обучение дошкольников с общим недоразвитием речи 5-6 лет навыкам правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения, что и обусловило актуальность нашего исследования «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) построению предложений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: «Учись говорить правильно!»
Авторы: учитель-дефектолог Масленникова С.С.
Вид проекта: познавательно – речевой
Длительность проекта: 2 года
Участники проекта: воспитанники 6-го- 7-го года жизни, педагоги группы , родители.
Образовательная область: развитие коммуникативной функции речи, качества общения.
Актуальность проблемы:
Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных заданиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений, и включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений использования слов в составе предложения.
Именно поэтому обучение дошкольников с общим недоразвитием речи 5-6 лет навыкам правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения, что и обусловило актуальность нашего исследования «Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) построению предложений
Цель: изучение и формирование структуры предложения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Подобрать методики для обучения дошкольников с ОВЗ построению предложений.
2. Разработать систему обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья построению предложений.
3. Развивать грамотную речь, при составлении предложений при помощи схем-моделей.
4. Создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с воспитанниками дошкольного возраста с привлечением к этому родителей.
5. Оказать консультационную помощь родителям в преодолении нарушений при построении предложений.
6. Активизация речевой деятельности.
Предполагаемый результат:
- воспитанники должны научиться оперировать понятиями слово, предложение, подлежащее, сказуемое, предлог, определение, дополнение;
- стараться строить предложение синтаксически и грамматически правильно;
- умение пользоваться схемой-моделью;
- в общении быть свободными, раскрепощенными, проявлять самостоятельность, инициативу.
Ресурсное обеспечение проекта:
Наглядный материал:
• Книги , иллюстрации, схемы-модели
Методическое сопровождение проекта:
• Конспекты организованной деятельности
• Консультативный материал для родителей.
• Картотека игр
Основные направления работы с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность.
Совместная партнёрская деятельность педагогов и дошкольников.
Совместная деятельность родителей и дошкольников.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Формы работы:
• Подвижные игры
• Игровые упражнения, игровые ситуации
• Сюжетные игры
• Театрализованные игры
• Чтение, обсуждение
• Заучивание, рассказывание
• Беседа
• Самостоятельная художественно- речевая деятельность
• Вопросы и ответы
• Выставки в книжном уголке
• Экскурсии
• Конструирование
• Составление и отгадывание загадок
Принципы реализации проекта:
1. Возрастной адресованности – содержание дидактического пособия соответствует возможностям воспитанников к усвоению речевого материала.
2. Поэтапности – работа с каждым дидактическим пособием начинается и соответствует задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.
3. Индивидуально - дифференцированного подхода – учет пола, возраста ребенка, накопленного им опыта, особенности эмоциональной сферы и др.
4. Словесного сопровождения – работа с дидактическим пособием сопровождается точной и конкретной речью.
5. Взаимодействия – партнерские взаимоотношения между ребенком и взрослыми.
Методы и приемы:
- образец
- повторение
- объяснение
- указания
- словесное упражнение
- оценка детской речи
- вопрос
- показ
- дидактическая игра
- игра – драматизация
- напоминание
- совет
- подсказ
- исправление
- замечание
Предварительная работа:
- показ педагогом своих речевых умений и навыков, соответственно заинтересовывая этим воспитанников;
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
РАСПРЕДЕОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность дошкольников |
I этап организационный (2 недели). | 1. обсуждение темы, цели и задачи пректа 2. диагностическое обследование детей 3. создание условий, необходимых для реализации проекта | 1. вникание в проблему 2. принятие задач |
II этап реализации (2 учебных года). | 1. проводит работу над словом 2. проводит работу над предложением 3. учит правильному построению предложений с помощью схем моделей 4. продолжает работу, начатую в старшей группе, на более сложном речевом материале (подготовительная группа) 5. оказывает практическую помощь 6. усложняет речевой и игровой материал | 1. дети включаются в работу, выполняют все задания педагога по образцу и самостоятельно. 2. выполняют домашнее задание. 3. формируют знания, умения, навыки. |
III этап завершающий (2 недели). | 1. сбор и обработка практических материалов. 2. соотнесение прогнозируемых результатов с полученными. | 1. систематизируют информацию 2. планируют совместную деятельность |
IV этап | 1. подготовка к презентации. 2. защита проекта | 1. совместно готовятся к презентации |
Перспективное планирование на 2012-2013 гг.
Периоды | Тема занятия | Схемы - модели |
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) I Этап: Работа над словом | «Семья»: слово-предмет (живые предметы). «Овощи – фрукты»: слово-предмет (неживые предметы); слово- действие; слово-признак. «Сад-огород», «Осень»: слово-предмет; слово-действие; слово-признак; | _____ (коричневый цвет) Папа _____ (черный цвет) Банан ˗˗˗˗˗˗˗ Растет ᵕᵔᵕᵔᵕᵔᵕ Сладкий ˗˗˗˗˗˗˗˗ Листок ˗˗˗˗˗˗˗ Падают ᵔᵕᵔᵕᵔᵕᵔ Желтые |
II этап: Работа над предложением | слово-определение; слово-дополнение. «Сезонная одежда, обувь»: нераспространенное предложение; распространенное предложение. «Посуда», «Продукты питания» : распространенное предложение. «Птицы, звери и их детеныши» работа над предлогами. | ᵔᵕᵔᵕᵔᵕᵔ Осеннее Осенью |___ ˗˗˗˗˗. Мальчик одевается. |___ ˗˗˗˗˗ . . Девочка надевает куртку. |___ ˗˗˗˗˗ ᵔᵕᵔᵕᵔᵕ . Мама взяла большую кастрюлю. |___ ˗˗˗˗˗ □ . Птицы сели на ветку. |
II период (декабрь, январь, февраль) | «Зима»: с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? «Деревья»: с различными предложными конструкциями с использованием вопросов куда? «Новогодний праздник»: с различными предложными конструкциями с использованием вопросов что с чем? «Мебель»: с различными предложными конструкциями с использованием вопросов что за чем? «Профессии» | |___ ˗˗˗˗˗ □ . Снег лежит у ворот. |___ ˗˗˗˗˗ □ . Саженцы посадили в землю. |___ ˗˗˗˗˗ □ . Шарик висел с сосулькой. |___ ˗˗˗˗˗ □ . Кресло стоит за диваном. |___ ˗˗˗˗˗ . Врач лечит людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учить говорить красиво
Как важно уметь выразить свои мысли и донести все оттенки эмоций собеседнику....
Учимся говорить правильно в 6-7 лет
В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...
Учимся говорить правильно.
Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....
Консультация "Учимся говорить"
консультация в помощь воспитателям в работе с родителями и детьми....
Учимся говорить правильно
Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....
«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...
Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"
Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....